Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:54, контрольная работа
Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Философия Кондильяка называется сенсуализмом. Согласно этой теории, ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся также мысли и воспоминания. Что касается французской философии, то у Кондильяка сначала был ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет философии и социальных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: «Философия нового времени»
Тема: Этьенн Бонно де Кондильяк:
значение ощущений.
Студентки II курса
ФФСН БГУ
Коровацкой Т.Л.
Проверила:
Минск
2012 год
Этьенн Бонно (ставший
впоследствии аббатом де Кондильяком)
родился в Гренобле в 1715 году в обеспеченной семье. После смерти
отца мальчика перевезли в Лион, где он
учился в иезуитском колледже. Позднее
он переехал в Париж, поступил в духовную
семинарию, а затем изучал теологию в Сорбонне.
Рукоположенный в сан священника в 1740
году, он постепенно отошел от занятий
теологией, заинтересовавшись (а позднее
отдавшись целиком) философией. Он придал
большую глубину теориям Локка и Ньютона.
Увлекался чтением Бэкона, Вольтера и
Ламетри; с помощью своей покровительницы,
мадам де Тансен, познакомился с наиболее
представительными деятелями культуры
той эпохи: Дидро, Фонтенелем, Мариво, Д'Аламбером,
Руссо. В 1758 году Кондильяк переехал в
Парму, приступив к обязанностям воспитателя-наставника
Фердинанда Бурбона, сына Пармского герцога
и внука французского короля
Людовика XV. Его пребывание в Парме оказало
значительное влияние на многих итальянских
интеллектуалов. В 1768 году стал членом
французской академии. Умер в 1780 году.
Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Философия Кондильяка называется сенсуализмом. Согласно этой теории, ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся также мысли и воспоминания. Что касается французской философии, то у Кондильяка сначала был ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм.
Основные произведения Кондильяка: "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746), "Трактат о системах" (1748), "Трактат об ощущениях" (1754), «Трактат о животных» (1755), "Курс занятий по обучению принца Пармского" (1775), "Логика" (1780). Шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского» содержит обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.
Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Трактате об ощущениях». Этот трактат имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяке признать своего родоначальника.
В «Трактате об ощущениях» ощущение рассматривается как «единственное начало, определяющее всё познание, а вместе с ним и развитие человеческих способностей». Локк «различает два источника наших идей – чувства и рефлексию. Было бы точнее допустить только один, так как рефлексия по происхождению тождественна самому ощущению и она не столько источник идей, сколько промежуточное звено, через которое оказывают свое действие чувства». Кондильяк считал, что рассудок, рефлексия, страсти, все душевные процессы – одним словом, всё является различным образом видоизмененными ощущениями. Именно на этой истине сосредоточено все содержание «Трактата об ощущениях», «единственной работы, в которой по косточкам разбираются все привычки человека». Посредством изучения чувства в его развитии нам показано, как мы приобретаем привычку пользоваться своими способностями. Итак: в основе нашего познания лежит ощущение. Познание представляет собой лишь видоизмененное ощущение.
Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один – ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения – «Трактата об ощущениях» – показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. Решение вопроса об отношении мышления к бытию – материалистическое. Вещи – тела, которые обладают пространственной формой, движением и покоем. Это первые качества, исходные свойства объектов. Эти свойства существуют объективно. Восприятие есть воздействие на органы чувств таких объектов. В теории познания Кондильяк становится на позиции локковского сенсуализма, но более последователен. Объясняет происхождение всех без исключения человеческих знаний из чувств. Чтобы описать воздействие на нашу психику ощущений, в трактате Кондильяк проводит мысленный эксперимент с некой статуей, которая изначально не обладает ни одним из чувств. На нее поочередно, в определенной последовательности, «примеряются» все чувства. Сначала обоняние, затем слух, вкус, зрение, затем осязание. Пока статуя имеет первые четыре способности, она не в состоянии отличить те внешние вещи, которые вызывают ощущения, от внутренних модификаций ее сознания. Свое собственное существование статуя сводит к потоку ощущений. Она становится животным, способным заботиться о самосохранении. Принцип развития ее способностей – в самих ощущениях: одни приятны, другие нет. Статуя вынуждена испытывать первые и избегать вторых. Это дает начало операциям разума и воли. Даже на уровне приобретения способности обоняния статуя наделяется способностью к самосознанию, рефлексии. Ставит вопрос, а что же она такое. Сводит себя к ощущениям – идентифицирует себя с запахами, а запахи воспринимаются как собственные модификации или способы существования.
По ходу эксперимента подтверждается, что тем чувством, которое учит другие составлять представления об окружающем мире, является осязание. Без осязания человек считал бы все ощущения модификациями собственного «я». Когда начинает осязать, приобретает чувство, позволяющее отличить внешние вещи от себя самой. Когда осязает свое тело, она осознает, что осязает свое тело. Научается различать внешние объекты и себя самое. Только твердость как свойство, данное осязанию, является и ощущением, и идеей, как идея, относится к внешнему объекту. Ощущение – модификация сознания, нечто субъективное, на что указал еще Локк. А идеи, широко использовавшиеся Локком, Кондильяк тоже использует – но для обозначения объектов, которые существуют вне, независимо от сознания.
Осязание научает другие органы чувств различать внешние отношения и модификации самого сознания. Это учитель всех других чувств. Накопленный осязанием опыт связывает определенные зрительные впечатления с определенными пространственными отношениями. В итоге суждения, к которым человек привык, благодаря осязанию, настолько сливаются со зрительными ощущениями, что впоследствии глаза уже без помощи осязания определяют форму, положение, величину тел, расстояния между ними. Определенные слуховые впечатления благодаря опыту осязания связываются с суждениями о направлениях, откуда поступают звуки, о расстоянии до их источника. Позднее органы слуха определяют эти направления и расстояния без помощи осязания. Только осязание научает нас «правильно слушать» и «правильно видеть». Осязание требует от статуи способности двигаться, производить движение руками. Из созерцающей статуя превращается в активно действующую. Кондильяк делает попытку последовательно провести сенсуализм в вопросе происхождения способностей человека. Способности познания тоже возникли на основании ощущений.
Осознавая гипотетичность своих построений, Кондильяк был убеждён в истинности получаемых выводов, которые подтверждаются опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который даёт начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нём. Оно становится вниманием либо потому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех других ощущений. Следовательно, внимание есть ощущение. С появлением памяти возникают два ощущения – прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идеями – суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение.
Так Кондильяк прослеживает образование познавательных деятельностей. Удовольствие и неудовольствие – это обязательные эмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения, связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но у неё не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишь после того, как она будет знать другие, приятные ощущения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворённость статуи, стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. Природа потребностей вторична, они – результат познания. На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе с активным стремлением создают в статуе желание или волю. Таким образом, все деятельности души суть изменённые ощущения, их превращения. И все они являются результатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чувства и мысли.
Обладание другими ощущениями – вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет душевной жизни статуи. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления от соприкосновения, то есть осязание. С осязанием ощущения, которые прежде переживались как собственные внутренние состояния, начинают проецироваться на внешний предмет и превращаться в качестве этого предмета. Таким образом, переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется не с помощью рассуждения, а посредством одного лишь ощущения. Ощущение твердости есть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами. Представления об углах, расстоянии и других пространственных характеристиках мира человек получает в опыте осязания. Опыт же дает знания о временных отношениях. Так, опираясь на осязание, Кондильяк обосновывает существование объективной реальности.
Кондильяк выступал против рационалистической концепции в генезисе познавательных способностей, отвергая какие-либо стремления к признанию врожденности этих способностей. Он считал, что все можно вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Он так описал процесс возникновения познания: "Мы начинаем с того, что получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия, и это осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, когда идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили прежде, и осознаем себя тем же самым существом, которое их имело, это и составляет воспоминание. Когда душа то пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, она вспоминает только их знак – это воображение, созерцание, память; если она сама распоряжается своим вниманием, то это размышление. Именно размышление различает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не что иное, как различные способы управлять вниманием. Путем естественного следования из этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат всего этого – разум».
В трактовке мыслительных процессов – суждения, умозаключения – Кондильяк, как и другие философы-материалисты, стоял на позициях материалистического сенсуализма, по существу, не отличая ощущения от мышления. Такова эмпирическая теория Кондильяка.
Я считаю, что Кондильяк выбрал весьма оригинальный способ доказать своё мнение. Пример со статуей интересен. Я попыталась представить себя на месте этой статуи: отключить все органы чувств и прислушаться к одному из них, поочерёдно добавляя остальные. Этот процесс оказался весьма увлекательным и захватывающим. Но, учитывая тот факт, что мы привыкли пользоваться всеми чувствами одновременно, сосредоточить своё внимание только на одном из них оказалось крайне сложно, практически невозможно. Мир, окружающий нас, невероятно многообразен. Воспринимая его только одним из органов чувств, мы никогда не сможем постичь всей его глубины. Только всестороннее восприятие позволяет человеку мыслить себя как личность и помогает ориентироваться в окружающем мире. Эта модель «человека-статуи» развивала отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Кондильяк смог создать целую систему обучения на основе разложения сложной проблемы на более простые, анализ которых, включал в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение.
Влияние Кондильяка на последующее развитие философии было существенным. Он оказал важное воздействие на французских материалистов, был одним из основоположников ассоциативной психологии.
Перечень литературы
1. Ждан, А.Н. История психологии: от античности
к современности /
А.Н. Ждан. – М.: Педагогическое общество
России, 2002. – 342 с.
2. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – ТОО ТК Петрополис. – Т. 3: От Возрождения до Канта / Дж. Реале, Д. Антисери. – 1994. – 880 с.
3. Кондильяк, Э. Об ощущениях: в 3 т. / Э. Кондильяк. – М.: Мысль – Т. 2, 1982. – 553 с.
4. Кохановскиий В.Π. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 576 с.
Информация о работе Этьенн Бонно де Кондильяк: значение ощущений