Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:05, доклад
Этические проблемы современной науки являются чрезвычай¬но актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований1. Новая дисциплина— этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, со¬вокупность ценностных принципов, принятых в научном сообще¬стве, и концентрирует в себе социальный и гуманистический ас¬пекты науки. Со¬временная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Совре¬менный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к тех¬низации.
13. Этические проблемы
науки
Этические проблемы современной науки
являются чрезвычай¬но актуальными и
значимыми. Они не могут далее
оставаться на периферии научных исследований1.
Новая дисциплина— этика науки — изучает
нравственные основы научной деятельности,
со¬вокупность ценностных принципов,
принятых в научном сообще¬стве, и концентрирует
в себе социальный и гуманистический ас¬пекты
науки. Со¬временная техника помещает
человека в условия, далекие от его нормального
функционирования, задает необходимость
новых форм приспособления к окружающей
действительности. Совре¬менный мир —
это во многом технологизированное пространство,
в котором сущность человека также проявляет
тенденции к тех¬низации. Человек окружит
себя предметами техники, они состав-ляют
его досуг и образ жизни. Даже проявление
творческих спо¬собностей современного
человека также происходит с учетом за¬конов
окружающей техносреды. Возникает противоречие
между этическими нормами и необходимостью
технического бытия че¬ловека, которое
ведет за собой обширный класс этических
про¬блем мира искусственного.
Значительное расширение технических
возможностей обще¬ства сопровождается
тем, что в ряде исследований объектом
ста¬новится сам человек, это в свою очередь
создает определенную угрозу его здоровью
и существованию. Физики-ядерщики были
первыми, кто столкнулся проблемами подобного
рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают
и область молекулярной биологии, генетики,
медицины, психологии и пр. Многообразие
этических проблем в наиболее общем виде
подразделяется на этические проблемы
физики, биологии, генетики, техники. Особое
место зани¬мают проблемы этики ученого.
Наиболее важным в сфере этики ученого
мира является про¬блема авторства научных
открытий, проблема плагиата, компе¬тентности
и фальсификации научных открытий. В научном
сооб¬ществе принято устанавливать достаточно
жесткие санкции за со¬вершение подобных
актов. Ученый может ошибаться, но не мо¬жет
фальсифицировать. Научное сообщество
отторгает исследо¬вателей, занимающихся
плагиатом, бойкотирует их, прерывает
с ними всяческие научные контакты, отказывается
от совместной работы. Для исследований,
претендующих на научный статус, строго
обязателен институт ссылок, благодаря
которому фикси¬руется авторство тех
или иных идей. Институт ссылок — это «ака¬демическая
составляющая науки». Кроме того, этот
институт обес¬печивает селекцию того
нового, которое свидетельствует о росте
научного знания.
Особое значение имеет проблема одержимости
ученого, ког¬да он при интенсивных занятиях
научной деятельностью отрыва¬ется от
реального мира и превращается в подобие
робота. Очень часто ученые тяготеют к
значительному преувеличению своего личного
вклада по сравнению с деятельностью своих
коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых
в проведении науч¬ной полемики, и влечет
за собой нарушение научной корректнос¬ти
и научной этики.. Ученый выступает в качестве
поставщика специализированных знаний,
он компетен¬тен в своей достаточно ограниченной
дисциплинарной области. Строго говоря,
он ответствен лишь за достоверность предлагае¬мых
знаний, а не за последствия их практического
применения. Возникает острое противоречие
между профессиональной ответ¬ственностью
ученого и его социальной ответственностью.
Поэтому этическое обоснование должно
предварять сам ход эксперимента и научного
исследования.
Этические проблемы, которые были порождены
областью ядерной физики, стали очевидными
в силу открытия в 1938 г. расщепления атома
урана …
Этические проблемы, проистекающие из
области биологии, указывают на опасность
биологизаторских тенденций, в рамках
которых многие отрицательные черты человека
признаются врож¬денными, например, насилие,
угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционно
истолковывается и стремление человека
к об-разованию, карьерному росту, лидерству
и пр. В области генети¬ки проблемными
оказались вопросы о влиянии половых различий
на умственную деятельность, генетические
и интеллектуаль¬ные различия между расами
и народностями. Далеко идущие выводы
теории генетической детерминации умственной
деятель¬ности очень часто подводили
к принятию расизма и геноцида.
На стыке биологии и медицины возникли
проблемы биоэти¬ки. Они имеют выходы
на практику здравоохранения и прави¬тельственные
программы. Ряд проблем вызван отношением
к па¬циенту только как к объекту исследования
или медицинской прак¬тики. К проблемной
сфере относят взаимоотношения «врач—па¬циент».
В условиях возрастающей формализации
обязанностей врача пациент предстает
в роли носителя определенного заболе¬вания,
лишаясь всей полноты своих индивидуальных
и соци¬альных качеств. Пришедшая на смену
патерналистской модели модель автономной
ценности пациента позволяет врачу самосто¬ятельно
принимать решения за него и даже не информировать
о его состоянии и перспективах лечения.
Особое место занимают этические проблемы,
исходящие из увеличения технизации ме¬дицины
и появления принципиально новых медицинских
техно¬логий и препаратов, которые расширяют
возможности воздействия на человека.
В настоящее время идет процесс выработки
основ¬ных критериев, допускающих экспериментирование
на человеке. Вместе с тем возникает ре¬альная
опасность разрушения исходной биогенетической
основы, угроза человеческому естеству,
его телесности, функционирова¬ние которой
сложилась в ходе продолжительной эволюции.
Генная инженерия за весьма непродолжительный
период ока¬залась на передовой научно-экспериментальных
исследований мира живого. Сейчас она
дает возможность вмешиваться в гене¬тический
код человека и изменять его. Этот путь
мыслится как позитивный в случаях лечения
ряда наследственных болезней. Однако
возникает опасность соблазна планомерного
совершен¬ствования человеческой природы
с целью все большей его адап¬тации к нагрузкам
современной искусственно созданной техно¬сферы.
Опасность состоит в том, что организмы,
участвующие в генетических экспериментах,
могут обмениваться генетической информацией
с прочими особями. Результаты подобных
взаимо¬действий могут привести к неконтролируемым
мутациям, ранее не встречавшимся генетическим
качествам. Многие эксперимен¬ты в сфере
генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируе-мое
ее ближайших и отдаленных последствий.
Широко обсуждается вопрос о пределах
манипуляции над че¬ловеком. Проблемы
манипуляции над человеческой психикой,
воз¬действия на человеческий мозг составляют
особую группу про¬блем. Некоторые структуры
мозга при воздействии на них спо¬собны
продуцировать галлюцинации, неадекватные
поведенчес¬кие реакции, изменять эмоциональные
состояния человека. Су¬ществуют эксперименты,
связанные с вживлением в мозг элект¬родов,
которые слабыми электрическими воздействиями
препят¬ствуют возникновению сонливости,
создают ощущение бодрос¬ти, прилива энергии,
способствуют снятию напряжения. Средства
манипуляции психикой по своему воздействию
сравнивают¬ся с транквилизаторами и
наркотиками.
Другой животрепещущей проблемой современности
является технология клонирования. В общем
смысле клонированием может быть назван
процесс, предполагающий создание существа,
генетически тождественно¬го родительским.
Изучение технологии клонирования началось
в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная
с воспроизведением млекопитающего, приходится
на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема
возможности экспериментов по клонированию
челове¬ка. До тех пор пока речь шла об
эффективности клонирования для обеспечения
эффективности в рыбном хозяйстве, сельском
хозяй¬стве, растениеводстве, проблема
не обретала такую остроту и не сталкивалась
с подобным накалом страстей. Когда же
речь зашла о клонировании человеческого
существа, потребовались усилия многих
теоретиков для осмысления последствий
такого шага.
В 1998 г. американский физик из Чикаго Ричард
Сид на сим¬позиуме по репродуктивной
медицине громогласно заявил о на¬мерении
приступить к работам по клонированию
человека. Есть и желающие участвовать
в этом эксперименте: группа медиков и
группа лиц, стремящихся обрести свои
копии или быть донорами.
Целесообразен ли запрет клонирования
в народном хозяй¬стве — в растениеводстве,
животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь
получение копий ценных животных и растений,
огромное количество экземпляров животных-рекордсменов,
которые будут точной копией родительского
организма или необыкновенно цен¬ными
растительными лекарственными препаратами,
— не зло, а благо. Целые стада элитных
коров, лошадей, пушных зверей, сохранение
исчезающих видов животных — все это говорит
о еще одной революции в сельском хозяйстве.
Причем здесь просмат-риваются самозамыкающиеся
технологии, ибо кормлением может служить
такое вещество, как калус, представляющее
собой скопление делящихся клеток, из
которых любая может дать жизнь новому
организму-растению. Производство инсулина,
синтез животных и растительных белков
также даст экономический эф¬фект. Иногда
исследователи усматривают и возможность
восста¬новления вымерших видов посредством
клонирования, так как в ископаемых костных
останках можно обнаружить сохраненную
ДНК.
Ответ на поставленную проблему упирается
в необходимость четкого осознания многоаспектности
феномена клонирования. Есть медицинский,
этический, философский, религиозный,
экономи¬ческий и прочие аспекты. Клонирование,
как очень сложная экс¬периментальная
технология, в принципе может приводить
не толь¬ко к воспроизводству эталонов
(когда цель согласуется с резуль¬татом),
но и к воспроизводству уродцев. С методологической
точки зрения речь идет о повсеместно
проявляющемся процессе рассо¬гласования
первоначально поставленных целей и полученных
ре¬зультатов. В условиях клонирования
на человеке это аморально и преступно.
Кроме того, неизвестно, как поведет себя
клонирован¬ный организм в социальном
мире, а в случае с животным — в стадной
жизни. Ведь всем известен факт сложной
стадной жизни высших животных, их ролевого
разделения и амплитуды пове¬денческого
амплуа. Изначальная жесткая генетическая
запрограммированность может во многом
ограничить данный организм в его универсальности.
Он может оказаться странным уродцем.
Ватикан, налагая запрет на клонирование,
настаивает на том, что рождение человека
должно происходить естественным обра¬зом,
иначе у родившегося не будет души. Клонирование,
на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной
морали, измена ее принципам.
Интересно, что в памятниках древности,
например, в текстах Каббалы, запрещают
возможность создания искусственного
че¬ловека по заданным параметрам, ибо
за этим стоит космическое всевластие
во многом нравственно несовершенного
существа. Доктор Фауст у Гете пытается
создать искусственного человека — гомункулуса
и при этом присутствует сила зла — Мефистофель.
Проблема сверхчеловека, поставленная
Ницше, напрямую связа¬на с выводом: «Бог
умер!» Хаксли в романе «О дивный новый
мир» описывает генетические манипуляции
с эмбрионами. И наконец, идеологический
заказ на советскую евгенику, предполага-ющую
вмешательство в природу человека, использование
дости¬жений генетики в целях государственной
политики, формирова¬ние искусственного
отбора в условиях ослабленного естественно¬го,
свидетельствует о вероломстве псевдонауки.
Медицинский аспект клонирования, предполагающий
произ¬водство подверженных деформации
органов и тканей, столь не¬обходимых
в хирургии и травматологии, влечет за
собой пробле¬му организации производства
такого рода материала, поскольку донорами
в любом случае должны стать живые люди.
А это, в свою очередь, может привести к
социально негативным послед¬ствиям и
криминальному бизнесу.
Обсуждение проблемы клонирования выявляет
еще один не¬ожиданный аспект. Данная
технология во многом уязвима в том отношении,
что гении зачастую страдают серьезными
патология¬ми. Подагра, шизофрения, циклотемия,
эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических
расстройств — лишь незначитель¬ный набор
характеристик гениальных личностей.
Гениальный Циолковский, например, после
перенесенной им в детстве болез¬ни был
глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет
и оставался фантазером все последующие
годы. Кроме того, гениальность связана
с социальным признанием, с возможностью
превзойти заданную социумом планку нормального
развития способностей, гений прошлого
века может стать рядовым существом в
следую¬щем. Идея клонирования гениев
может обернуться угрозой здо¬ровью генотипа
совокупного родового человека.
Чистота эксперимента клонирования в
условиях резко обо¬стрившихся глобальных
проблем современности (радиация, ост¬рая
экологическая проблема, многообразные
вредоносные внешние факторы, воздействующие
на организм, угроза уничтожения само¬го
человечества) под большим сомнением.
Такого рода экспери-ментирование, пусть
даже под грифом «секретно», может приве¬сти
к незапланированным мутации, исход которых
будет непред¬сказуем. Поэтому весьма
маловероятно, чтобы клонирование да¬вало
точные копии отобранных образцов. Поскольку
появление знаменитой овечки Долли последовало
после 277 неудачных по-пыток, то опасения
обретают еще и чисто технический характер
Этическое регулирование науки, появление
высокого уровня этической культуры, оцениваемые
сегодня как жизненная необ¬ходимость,
являются важной предпосылкой будущего
развития науки. Это будет способствовать
обеспечению качества ее мораль¬ности.
Ученый должен проникнуться сознанием
своей ответствен¬ности за судьбу человечества.