Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:59, реферат
В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон. Вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, а в осуществлении добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью.
Этические взгляды Аристотеля
В своем учении об обществе
Аристотель более конкретен и дальновиден,
чем Платон. Вместе с последним он считает,
что смысл жизни не в удовольствиях, а
в осуществлении добродетелей. Но вопреки
Платону благо должно быть достижимым,
а не потусторонним идеалом. Цель человека
– стать существом добродетельным, а не
порочным. Добродетели – это приобретаемые
качества, среди них наиважнейшие - мудрость,
рассудительность, мужество, щедрость,
великодушие. Гармоничным сочетанием
всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться.
Они выступают серединой, компромиссом
благоразумного человека: "ничего слишком...".
Великодушие есть середина между тщеславием
и малодушием, мужество - середина между
безрассудной отвагой и трусостью, щедрость
- середина между расточительством и скупостью.
Этику в целом Аристотель определяет как
практическую философию.
Этические свойства не даются людям от
природы, хотя они и не могут возникнуть
независимо от нее. Природа дает возможность
стать добродетельным, но эта возможность
формируется и осуществляется лишь в деятельности:
творя справедливое, человек становится
справедливым; действуя умеренно — он
становится умеренным; поступая мужественно
— мужественным.
Сущность добродетели состоит в сочетании
щедрости и умеренности.
Общим принципом этического учения мыслителя
является стремление найти среднюю линию
поведения.
Исключительное место в этом учении занимает
идея справедливости: справедливым можно
быть лишь по отношению к другому, а забота
о другом в свою очередь есть проявление
заботы об обществе.
При исследовании социально-политической
жизни Аристотель исходил из принципа:
«Как и всюду, наилучший способ теоретического
построения состоял бы в рассмотрении
первичного образования предметов». Таким
«образованием» он считал естественное
стремление людей к совместной жизни и
к политическому общению.
По Аристотелю человек — политическое
существо, т.е. социальное, и он несет в
себе инстинктивное стремление к «совместному
сожительству» (Аристотель еще не отделял
идею общества от идеи государства).
После разбора различных проектов государственного
строя Аристотель переходит к рассмотрению
реально существовавших в его время и
слывших хорошими государственных устройств
— лакедемонского, критского, карфагенского.
При этом его интересуют два вопроса: во-первых,
в какой степени эти устройства приближаются
к наилучшему или отдаляются от него; во-вторых,
нет ли в них каких-либо элементов, противоречащих
замыслу установивших их законодателей.
В начале исследования видов государственных
устройств Аристотель подвергает рассмотрению
вопрос о государстве вообще. В первую
очередь он анализирует понятие гражданина,
время от времени обращаясь к практике
греческих полисов. Свое заключение Аристотель
формулирует так: «существует несколько
разновидностей гражданина... гражданином
по преимуществу является тот, кто обладает
совокупностью гражданских прав» . Этическая
точка зрения, играющая большую роль в
построениях Аристотеля, побуждает его
сразу же заняться вопросом об отношении
добродетели подлинного гражданина к
добродетели хорошего человека. Вывод
Аристотеля таков: эти добродетели тождественны
в одном государстве, различны в другом.
И здесь, таким образом, дает себя знать
общая установка философа: решать теоретические
вопросы не однозначно, руководясь соображениями
отвлеченного характера, а с оглядкой
на сложность и многообразие действительности,
в частности политической реальности.
Совершенно явственно видна практическая
направленность социально-политического
учения Аристотеля Как известно, он насчитывает
шесть видов государственного устройства;
три из них рассматриваются им; как правильные,
три — как неправильные, т. е. как извращения
первых трех. При правильных формах достигается
общая польза, а при неправильных - лишь
польза для некоторых.
Правильные виды государственного устройства,
по Аристотелю,— царская власть, аристократия,
полития; неправильные — тиранния, олигархия,
демократия.
Царская власть — правление
одного, имеющего в виду общее благо;
тиранния — правление одного, руководящегося
собственной выгодой. Аристократия —
правление немногих, лучших, осуществляемое
в интересах всех граждан; олигархия —
правление немногих состоятельных граждан,
думающих только о собственной выгоде.
Полития — правление большинства, отбираемого
на основании определенного ценза и пекущегося
об общем благе; демократия — правление
большинства, неимущих, в интересах исключительно
этого большинства. В соответствии со
своими этическими взглядами Аристотель
в правильных видах государственного
устройства усматривает проявление надлежащей
добродетели, в неправильных — отсутствие
добродетели.
Аристотель связывает определенное государственное
устройство с принципами. Принцип аристократии
- добродетель, принцип олигархии - богатство,
принцип демократии – свобода и нищета,
в том числе духовная. Аристотель рассуждает
весьма фундаментально, в этом сила его
философских размышлений. Что же касается
его собственных предложений (он высказывается
в пользу монархии и политии), то на них
лежит печать принадлежности Аристотеля
к городу, государству, полису.
Интересно отметить, что современные политики
в философском отношении подчас уступают
Аристотелю. Быть может, всего рельефнее
это проявляется в односторонности выбираемых
ориентиров, когда во что бы то ни стало
стремятся достигнуть чего-то одного-единственного,
например, преобладания либо частной,
либо общественной собственности. Знаменитый
древнегреческий тезис "ничего слишком"
остается непонятым.
Согласно Аристотелю, государство требует
от гражданин определенных добродетелей,
без которых человек не может осуществлять
свои гражданские права и быть полезным
обществу: добродетельно то, что служит
интересам общества, что укрепляет социальный
порядок.
Аристотель разделял добродетели на:
. интеллектуальные
. волевые (добродетели характера).
Говоря о характере решающее значение
имеют интеллектуальные добродетели:
мудрость, разумная деятельность, благоразумие,
в них человек проявляет себя как одаренное
разумом существо. Такие добродетели приобретаются
путем усвоения знаний и опыта предшествующих
поколений и проявляются в разумной деятельности.
Счастье человека, по Аристотелю, - это
энергия завершенной жизни сообразно
завершенной доблести. Нельзя считать
счастливым человека с «рабским образом
мышления».
Человека отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи — муж и жена,
родители и дети... Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Отождествив
общество с государством, Аристотель был
вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные
и богатые «оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя».
Аристотель выделил три главных слоя граждан:
. очень зажиточных,
. крайне неимущих
. средних, стоящих (между теми и другими).
Философ враждебно относился к первым
двум социальным группам. Он считает, что
в основе жизни людей, обладающих чрезмерным
богатством, лежит противоестественный
род наживы имущества. В этом, по Аристотелю,
проявляется не стремление к «благой жизни»,
а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Государство
так же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо.
Совершенством же человека предполагается
совершенный гражданин, а совершенством
гражданина в свою очередь — совершенность
государства. При этом природа государства
стоит «впереди» семьи и индивида. Эта
глубокая идея характеризуется так: совершенство
гражданина обусловливается качеством
общества, которому он принадлежит: кто
желает создать совершенных людей, должен
создать совершенных граждан, а кто хочет
создать совершенных граждан, должен создать
совершенное государство.
Будучи сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель тесно связывает рабство
с вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
— к властвованию. Это общий закон природы
— ему подчинены все одушевленные существа.
Если экономический индивидуализм берет
верх и ставит под угрозу интересы целого,
государство должно вмешаться в эту область.
Аристотель, анализируя проблемы экономики,
показал роль денег в процессе обмена
и вообще в коммерческой деятельности,
что является гениальным вкладом в политическую
экономию.
В основе всех общественных потрясений
лежит имущественное неравенство. По Аристотелю,
олигархия и демократия основывают свое
притязание на власть в государстве на
том, что имущественное благосостояние
— удел немногих, а свободой пользуются
все граждане. Олигархия защищает интересы
имущих классов: общей же пользы ни одна
из этих форм не имеет.
Аристотель подчеркивал, что отношение
между бедными и богатыми — отношение
не просто различия, а противоположности.
Наилучшее государство — это такое общество,
которое достигается через посредство
среднего элемента (под средним элементом
Аристотель имеет в виду «средний» между
рабовладельцами и рабами), и те государства
имеют наилучший строй, где средний элемент
представлен в большем числе, где он имеет
большее значение сравнительно с обоими
крайними элементами.
При всякого рода государственном строе
общим правилом должно служить следующее:
ни одному гражданину не следует давать
возможности чрезмерно увеличивать свою
политическую силу сверх надлежащей меры.
Аристотель советовал наблюдать за правящими
лицами, чтобы они не превращали государственную
должность в источник личного обогащения.
Заключение
Выводы:
· Этику в целом Аристотель определяет
как практическую философию.
· Цель человека – стать существом добродетельным,
а не порочным. Добродетели – это приобретаемые
качества, среди них наиважнейшие - мудрость,
рассудительность, мужество, щедрость,
великодушие. Гармоничным сочетанием
всех добродетелей является справедливость.
· Смысл жизни не в удовольствиях, а в осуществлении
добродетелей.
· Человека отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
· Счастье человека, по Аристотелю, - это
энергия завершенной жизни сообразно
завершенной доблести. Нельзя считать
счастливым человека с «рабским образом
мышления».
· Этические свойства не даются людям
от природы, хотя они и не могут возникнуть
независимо от нее. Природа дает возможность
стать добродетельным, но эта возможность
формируется и осуществляется лишь в деятельности:
творя справедливое, человек становится
справедливым; действуя умеренно — он
становится умеренным; поступая мужественно
— мужественным.
· Сущность добродетели состоит в сочетании
щедрости и умеренности.
· Общим принципом этического учения мыслителя
является стремление найти среднюю линию
поведения. Исключительное место в этом
учении занимает идея справедливости:
справедливым можно быть лишь по отношению
к другому, а забота о другом в свою очередь
есть проявление заботы об обществе.
· При исследовании социально-политической
жизни Аристотель рассматривал «первичное
образование предметов». Таким «образованием»
он считал естественное стремление людей
к совместной жизни и к политическому
общению.
· По Аристотелю человек — политическое
существо, т.е. социальное, и он несет в
себе инстинктивное стремление к «совместному
сожительству» (Аристотель еще не отделял
идею общества от идеи государства).
· Совершенством же человека предполагается
совершенный гражданин, а совершенством
гражданина в свою очередь — совершенность
государства. При этом природа государства
стоит «впереди» семьи и индивида. Эта
глубокая идея характеризуется так: совершенство
гражданина обусловливается качеством
общества, которому он принадлежит: кто
желает создать совершенных людей, должен
создать совершенных граждан, а кто хочет
создать совершенных граждан, должен создать
совершенное государство.
· Согласно Аристотелю, государство требует
от гражданин определенных добродетелей,
без которых человек не может осуществлять
свои гражданские права и быть полезным
обществу: добродетельно то, что служит
интересам общества, что укрепляет социальный
порядок.
· Аристотель разделял добродетели на:
. интеллектуальные добродетели: мудрость,
разумная деятельность, благоразумие,
в них человек проявляет себя как одаренное
разумом существо.
. волевые (добродетели характера).
· Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи — муж и жена,
родители и дети... Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Аристотель,
отождествив общество с государством,
был вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. Аристотель выделил три
главных слоя граждан:
. очень зажиточных,
. крайне неимущих
. средних, стоящих (между теми и другими).
Философ враждебно относился к первым
двум социальным группам. Он считает, что
в основе жизни людей, обладающих чрезмерным
богатством, лежит противоестественный
род наживы имущества. В этом, по Аристотелю,
проявляется не стремление к «благой жизни»,
а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Государство
так же создается не ради того, чтобы жить
вообще, а преимущественно для того, чтобы
жить счастливо.
· Наилучшее государство — это такое общество,
которое достигается через посредство
среднего элемента (под средним элементом
Аристотель имеет в виду «средний» между
рабовладельцами и рабами), и те государства
имеют наилучший строй, где средний элемент
представлен в большем числе, где он имеет
большее значение сравнительно с обоими
крайними элементами.
· При всякого рода государственном строе
общим правилом должно служить следующее:
ни одному гражданину не следует давать
возможности чрезмерно увеличивать свою
политическую силу сверх надлежащей меры.
· Правильные виды государственного устройства,
по Аристотелю,— царская власть, аристократия,
полития; неправильные — тиранния, олигархия,
демократия. При правильных формах достигается
общая польза, а при неправильных - лишь
польза для некоторых.