Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:16, реферат
Аристотель был величайшим учеником Платона. В отличие от своего учителя коренного афинянина, Аристотель родился на севере в 384 г. до н.э. во Фракции, городе Стагире, находившегося неподалеку от Макидонии и ее столицы Пеллы. Он никогда не был гражданином Афин, потому что являлся чужеземцем, и значился в них как «метэк». Отца Аристотеля звали Никомах. Он был выдающимся врачом, и за свои заслуги числился медиком Аминты – македонского царя. Так, Аристотель рос в семье, в которой он мог приобрести с юношеских лет интерес к изучению человеческой природы, а также завязать полезные связи в придворных македонских кругах.
Ведение
Глава 1. Жизнь и сочинения Аристотеля
Глава 2. Справедливость в понимании Аристотеля
Глава 3. Этическое и социально-философское учение Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕЖАНИЕ
Ведение
Глава 1. Жизнь и сочинения Аристотеля
Глава 2. Справедливость в понимании Аристотеля
Глава 3. Этическое и социально-философское учение Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель был величайшим учеником Платона. В отличие от своего учителя коренного афинянина, Аристотель родился на севере в 384 г. до н.э. во Фракции, городе Стагире, находившегося неподалеку от Макидонии и ее столицы Пеллы. Он никогда не был гражданином Афин, потому что являлся чужеземцем, и значился в них как «метэк». Отца Аристотеля звали Никомах. Он был выдающимся врачом, и за свои заслуги числился медиком Аминты – македонского царя. Так, Аристотель рос в семье, в которой он мог приобрести с юношеских лет интерес к изучению человеческой природы, а также завязать полезные связи в придворных македонских кругах.
В Афины философ уехал
в 367 г. до н.э., будучи нацеленным на получение
образования, а именно – поступление
в Академию – школу Платона. Аристотель
учился в этой школе до самой смерти
своего учителя (20 лет). В кругу друзей
и учеников Платона Аристотель резко
выделялся выдающимися
Информация о характере и личности Аристотеля крайне скудна, и в своей значительной части не заслуживает доверия многих современных специалистов. Самыми распространенными вопросами, вызывающими споры, являются его отношение к Платону и Гермию, о затрудненных политических обстоятельствах его жизни, взаимоотношениях философа с его обеими женами, вопрос о принадлежности Аристотеля к партии промакедонов.
Как по рождению, так и по воспитанию, Аристотель считался и считается настоящим греком. В период жизни Аристотеля греческое государство было не в силах отстаиваться свою политическую независимость, и улучшать свое внутреннее состояние. Особенно тяжелыми временами считается ламийская война. Противник афинского патриота Демосфена и одновременно слушатель Платона Фокион в период войны заявил, что до изменения нравственного состояния греческого общества не стоит ничего ждать от Македонии против вооруженного восстания. Поскольку Аристотель не был в числе афинских граждан, образ отечественной мысли был гораздо ближе, нежели взгляды каких-нибудь афинских чиновников или публицистов вроде известного Демосфена.
Аристотель писал как в литературном жанре, так и в научном и философском, что и выявляло их чрезвычайно великую продуктивность. Удивительно, как в каждом его сочинении охвачены все отрасли современного научного и философского знания. И, кроме того, обширность познаний и обстоятельность трактовки рассматриваемых вопросов, которые касаются развития науки.
Та основная часть сочинений Аристотеля, дошедших до нас, составляет ряд отрывков и свод его трактатов. Можно с уверенностью сказать, что часть их является подлинной рукописью Аристотеля, остальное подложно. Один из ученых библиотекарей Александрии приблизительно столетием позже составил список работ Аристотеля из 146 названий. И внимательно изучив их, мы не находим названий некоторых важных трактатов Аристотеля, которые вошли в указанный выше свод. Логично заключить, что из-за отсутствия их в александрийском списке, библиотекарю эти трактаты остались неизвестны. Возникает вопрос, как это могло произойти и где трактаты были в то время?
На протяжении многих лет считалось, что на эти вопросы можно найти ответ в рассказе древнего ученого Страбона, которое позднейшая критика квалифицировала как романтический вымысел. Сообщение Страбона состоит в том, что через тридцать пять лет после смерти Теофраста, преемника Аристотеля, живущего в Ликее, его библиотека, в том числе и архив Аристотеля, перешла во владение его ученика Нелея. Он, будучи уроженец Азии (Скепсиса), вывез из Афин этот архив на свою родину. В период, когда пергамские цари производили конфискацию ценных частных библиотек, составляя библиотеку для себя, наследники Нелея утаили рукописи Аристотеля в подвале, где они и оставались в течение долгого периода времени, при этом подвергаясь порче. Рукописи были приобретены последователем школы Аристотеля Апеллпконом и перевезены в Афины, их нашли уже в поврежденном состоянии. Находясь в Афинах в 80 г, да н. э., римский полководец и диктатор Сулла захватил библиотеку и распорядился переправить ее в Рим. Сначала с рукописями ознакомился друг Цицерона Тираннион, вслед за ним ученый Андроник из Родоса. Он же и занялся исправлением рукописей и организовал их переписки.
Также существуют сохранившиеся данные в пользу мнения, что свод трудов Аристотеля восходит к изданию Андроника Родосского. Если взять рассказ Страбона и Плутарха о судьбе рукописей, которые попали, в конце концов, в руки Андроника, то соответствуя данным фактам, видим, почему в александрийском перечне не оказалось ряда капитальных сочинений Аристотеля: когда составлялся этот перечень, рукописи Аристотеля, еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея.
Характер компоновки и изложения в дошедших до нас произведениях свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения – отделанные, предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это напоминает заготовки, записи, вспомогательные наброски. Часть этих отрывочных материалов, по некоторым сведениям, не принадлежала Аристотелю. В последствии, по мнению экспертов, были сделаны попытки подогнать отрывки друг к другу, сделать между ними спайки, устранить неувязки, внести в неоформленный материал литературную обработку. И на сегодняшний день, со всеми этими особенностями, всевозможными пробелами, и противоречиями, мы и владеем из наследия Аристотеля.
Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном» («орудие»). Само название, уже после смерти Аристотеля, указывает, что логика, понятная Аристотелю, есть учение об орудии научного исследования и это подводит как бы к введению в философию, в особенности и в частности – в философию науки. В «Органон» входят следующий труд Аристотеля: 1) «Категории» - сочинение, приписываемое Аристотелю не совсем по праву; 2) «Об истолковании» (трактат о суждении); 3) «Аналитики» - первая и вторая, каждая в двух книгах. Основная логическая работа Аристотеля. В нем излагаются: в первой - учение об умозаключении (силлогизме), во второй – учение о доказательстве; 4) «Топика» - обширный трактат о вероятных доказательствах и о «диалектике» - в аристотелевском понимании этого термина; 5) «Опровержение софистических доказательств».
По Аристотелю логические связи – отражение связей бытия, следуя этому, «Органон» в известном смысле является не только системой логики Аристотеля, но и частично введение в его учение о бытии. «Метафизика» - одно из известнейших сочинений Аристотеля, посвящена именно этому учению. «Метафизика», в современном своем составе и тексте – это свод нескольких трактатов, с очень заметными неувязками: с абсолютными повторениями довольно значительного текста, с некоторыми незавершенными обещаниями и т. п.
Группа трактатов, написанная
Аристотелем, была названа «Метафизика».
Именно она была помещена в издание
Андроника. Трактаты являли собой учение
о началах бытия, которые постигались
посредством умозаключений. В дальнейшем,
в окружение философов
В сущности «Метафизика» Аристотеля представляет собой не один, а даже несколько трактатов (близких по тематике), что и подталкивает к важным вопросам, относящимся к истории происхождения и сложения известного нам в настоящее время состава этого выдающегося произведения. Этим вопросом очень глубоко занимался ученый Вернера Иегера.
Естественнонаучные сочинения
Аристотеля имеют огромное значение
в истории научных
Аристотельский трактат «О душе» имеет огромную ценность для понимания биологического и психологического учения, а также для некоторых вопросов его теории познания.
Считается, что работы по этике занимают видное место в литературном наследии Аристотеля. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».
Часть – вопросы этики, остальное – проблемы политического характера и воспитания, такое содержание носит обширный трактат «Политика».
Ораторское искусство, теория
поэзии и театра, эстетика, именно эти
направления рассматриваются в
«Риторике» и «Поэтике». В Египте
в 1890 году, когда происходили раскопки,
была найдена сохранившаяся рукопись
Аристотеля, которая повествовала о
конституции города-
Значительной проблемой философии Аристотель выделяет именно этику. Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три, специальных сочинения: «Этика Никомаха», предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Евдема», составленная, по-видимому, на оснавании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» - извлечение из обеих предыдущих.
Учение Аристотеля о нравственной
деятельности и нравственных доблестях
построено на основе его объективной
телеологии, которая охватила весь
мир и практически всю
В каждом человеке есть внутреннее стремление к благим целям, и как это замечено ранее, встречается с явными препятствиями, которые присутствуют в природе человека. По сути, все, к чему стремятся, есть благо, и всякий вид деятельности достигает некоторого блага. Есть цели, лишенные самодовлеющего значения, они и остаются только средствами, подчиняясь другим целям. Если вникать глубже, то есть цель, которую человек желает ради самой цели. И такая цель в действительности есть высшее благо, и раскрывает ее только руководящая наука – политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и суметь удержать это благо – наиболее высокая и совершенная задача.
Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой цели, в то время, как «совершенное благо — самодовлеющее [Ник. этика, I, 5, 1097 в 8]. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, — само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной, деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека — в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании [см. Ник. этика, I, 8, 1099 а 3 — 7].
Справедливость
Введение в «Этику»
вопроса о стоимости
Частная форма справедливости делится на два вида. Это распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая.При распределяющей справедливости принципом распределения всей суммы предметов оказывается достоинство лиц, между которыми производится распределение. Это принцип пропорционального распределения, устанавливающий некоторое отношение к качествам лиц, не имеющим хозяйственного значения (их заслуги, моральные доблести и т. д.).
Напротив, при уравнивающей справедливости переход предметов из одних рук в другие (как это бывает в отношениях купли-продажи, рыночного обмена и т. д.) определяется не учетом достоинства лиц, обменивающихся продуктами, а другими, экономическими соображениями и основами. Здесь справедливое есть равное (а несправедливое — неравное) не в силу пропорциональности, как это бывает в случае распределяющей справедливости, а на основе прямого сравнения согласно арифметической пропорциональности. Здесь неравенство материального порядка и состоит в противоположности между материальным ущербом и материальной выгодой, а справедливое есть равное, занимающее середину между ними. Но равное в этом случае — непростое тождество. Вопреки мнению пифагорейцев, возмездие тем же самым несправедливо. Если начальник ударит подчиненного, то подчиненный не может ответить ему тем же самым, а если все же решится На это, то будет наказан. В меновых отношениях справедливость достигается посредством пропорциональности: «Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» (Ник. Этика, V, 8).
Информация о работе Этическое и социально-философское учение Аристотеля