Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:54, контрольная работа
Этика изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Как наука этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Введение 3
1. Категория справедливости в этике и праве 4
2. Принцип справедливости Дж.Ролза 9
3. Справедливость во взаимоотношениях между людьми 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет психологии
Контрольная работа
на тему: Этика и право. Понятие справедливости.
Выполнила: Попкова М.М.,
2 курс, группа ЗФ-210/098-4-1
заочная форма обучения,
профиль: Педагогика и психология
инклюзивного образования
Челябинск, 2014 г.
Введение
1. Категория справедливости в
этике и праве
2. Принцип справедливости Дж.
3. Справедливость во
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова « этос » - местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.
Этика изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Как наука этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Категории этики - основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали: это добро и зло, справедливость, достоинство и честь, благо, долг, совесть, ответственность.
Рассматриваемая в данной работе категория - справедливость - это и форма общественного сознания, одна из главных социальных ценностей в понятии о должном и сущем; и идеал, модель, норматив поведения и критерий его оценки; и движущая сила развития общества; и импульс индивидуальных поступков людей.
Категория справедливости является объектом исследования различных научных дисциплин, в том числе этики, социологии, политологии.
Со справедливостью неразрывно связано и право.
Справедливость имеет исторический и классовый характер и возникает на ранней ступени развития общества, а с появлением классов приобретает классовый характер. Вместе с тем в содержание справедливости входят и обыденные, элементарные общечеловеческие суждения о добре и зле, порядочности, состоящие из элементарных тысячелетиями повторявшихся правил общежития, а также новые представления о мире на Земле, охране окружающей среды.
Цель работы: изучение, обобщение и анализ категории справедливости в этике и праве.
1. Категория справедливости в
Слово «справедливость» в русском языке этимологически восходит к слову «правда», родственному (или по крайней мере созвучному) слову «праведность». В Словаре В.Даля «справедливость» также приравнивается слову «правда», однако в значении «правосудие», а основное слово - «справедливый» помещено в кусте слов, производных от слова «справливать» (т.е. править, прямить, выправлять), и в качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно», а затем уже «по правде», «по совести», «по правоте». Это лексико-семантическое обстоятельство представляет интерес и для раскрытия нравственного значения справедливости, и для понимания справедливости как этической проблемы.
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении - отдаривании), социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле: это - свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д.
Справедливость в оценке отношения общества к личности и личности к обществу и индивидам означает соразмерность (соответствие) между практической ценностью, индивидов и социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью. Несоответствие между названными корреспондирующими понятиями оценивается как несправедливость.
Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми -- чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих их свободы и имущества), не помнящих сделанного им добра.
Справедливым признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым - незаслуженные почести и наказания. В частности, несправедливо получение одними благ за счет блага других и перекладывание на других собственных обязанностей.
Справедливым признается исполнение обязательств (накладываемых договором или обетом) и обязанностей, не только ясно выраженных, но и подразумеваемых (либо сложившимся порядком вещей, либо предшествующими отношениями). Справедливы объективные решения и несправедливы - пристрастные.
Уже из этого простого перечисления ценностей видно, что справедливость - это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Поэтому многие мыслители, начиная с Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как социальную добродетель. Современный социальный философ, Дж. Ролз, автор наиболее выдающегося современного труда по этой проблеме - «Теория справедливости», сравнивает справедливость с истиной: как истина является главной добродетелью мысли, так справедливость - первая добродетель общественных институтов. Поэтому через всю историю философии проходит мысль, что справедливость - это то, что содействует общему благу.
Справедливость по Аристотелю - это добродетель, но особого рода: она - «совершенная добродетель», «величайшая из добродетелей», если не сказать «добродетель в целом». Справедливость как бы управляет другими добродетелями. Через закон она предписывает, в каких делах проявляет себя мужественный, в каких благоразумный, в каких сдержанный. Так и несправедливость как бы стоит над остальными пороками. Пороки ведь могут быть несвоекорыстными: таковы трусость, злоба или скупость. Но своекорыстие может проявляться в действиях, которые нельзя отнести к какому - либо из пороков, но человека, их совершающего, мы называем подлым и несправедливым.
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Первая связана с распределением почестей, имущества и других материальных благ между гражданами или, шире, членами какого-либо сообщества. Здесь справедливость заключается в том, чтобы ограниченное количество благ было распределено по достоинству - пропорционально заслугам.
Вторая связана с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны, участвующие в обмене. Здесь достоинство лиц не принимается во внимание. При этом неважно, осуществляется ли обмен (в широком смысле слова -- как взаимодействие) произвольно, как при разного рода сделках (хозяйственных или финансовых), где действие производится по воле участвующих в нем, или непроизвольно, как при разного рода тайных действиях (распутстве, сводничестве, лжесвидетельствовании, колдовстве, краже, убийстве), или подневольно, как в случаях навязывания действий (брань, унижение, посрамление, ограбление, пленение, умерщвление).
Справедливость в этике - это категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием [7, c.650].
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают все законодательство современного демократического общества.
Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Необходимо остановиться и на категории справедливости, тесно связанной с применением принципов гражданского процессуального права и с судейским усмотрением. Заметим, что в последние годы термин «справедливость» все чаще встречается в действующем российском законодательстве, в юридической литературе. Так, в Конституции РФ отмечается, что судебная власть рассматривается как хранительница гражданского мира, прав и свобод личности и обеспечивает законность и справедливость (ст.46). О справедливости говорится в целом пакете международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством. Например, в ст.10 Всеобщей декларации прав человека отмечено, что каждый имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
В отечественном законодательстве, в частности в Семейном кодексе РФ, категория справедливости применяется наряду с требованиями гуманности и разумности при рассмотрении гражданских дел.
В научной литературе распространен взгляд на справедливость как на основополагающую идею, ведущее начало формирования, развития и функционирования права, то есть как на общеправовой принцип. Так, С.С.Алексеев отмечает: «Справедливость, представляя по своей основе социально - нравственное явление в нашем обществе, ...приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощается в нормативно - правовом способе регулирования, в тех началах «соразмерности», «равного масштаба» и т.д., которые присущи самому построению правовых инструментов»[1,c.108].
Справедливость находит свое выражение в праве. Право утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.
Заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. В переводе с латинского право - jus, а справедливость - justitia, а юрист, таким образом «представитель справедливости».
Взаимосвязь права и справедливости обусловлена правовой природой последней, выражающейся в том, что право противостоит несправедливости, защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.
Отталкиваясь от общей посылки о том, что категория справедливости не носит нормативно-оценочного характера, можно прийти к утверждению, что справедливость в гражданском судопроизводстве является одним из ведущих начал при решении гражданских дел преимущественно в тех случаях, когда суду предоставлено правомочие применять усмотрение. Следовательно, справедливость выступает в качестве предела судейского усмотрения. Исходя из сущности справедливости как истинного соотношения свободы и равенства, в гражданском процессе она заключается в защите прав и охраняемых законом интересов личности в условиях правового равенства всех его участников. При этом конкретный механизм выражения справедливости при осуществлении такой правоприменительной деятельности, как судейское усмотрение, не противоречит, а, наоборот, соотносится с реализацией системы принципов гражданского процесса, выражающих его демократическую сущность, таких, как законность, равенство граждан перед законом и судом, независимость судей.
Следует заметить, что законность и справедливость взаимосвязаны, но не поглощают друг друга. При этом справедливость предусматривает разрешение гражданско-правового конфликта в соответствии с законом, а также с усмотрением суда. Так, осуществление усмотрения позволяет судье законно и справедливо разрешить гражданское дело в тех случаях, когда применение судьей правовой нормы влечет за собой принятие решения по делу, противоречащее взглядам общества на справедливость. В судебной практике встречаются случаи, когда в рамках закона правоприменитель находит единственное решение (например, выселить ответчика из занимаемого ими помещения). С узко юридической точки зрения такое решение может быть справедливым, однако с учетом индивидуальных особенностей случая оно может быть и несправедливым. Поскольку разрешить житейскую коллизию и возникший конфликт между нормами права и морали чисто юридическим путем зачастую оказывается невозможно, в некоторых случаях правоприменитель усматривает возможность принятия дополнительных мер организационного характера с целью ликвидации социального конфликта (например, возможность обращения в местную администрацию об ускорении предоставления жилья и т.п.). Следовательно, справедливость реализуется в обязательном порядке через принцип законности, но этим она не ограничивается. Правоприменительная практика суда свидетельствует, что действенной защиты прав граждан не всегда удается достичь на уровне механического применения законов и в таком случае справедливость является пределом судейского усмотрения, выступая в качестве критерия соотношения права и закона. Категория справедливости как предел судейского усмотрения находит непосредственное выражение в таком положении гражданского процессуального права, как равенство граждан перед законом и судом, поскольку само равенство является необходимым (однако недостаточным) элементом справедливости. Принцип равенства предполагает равное наделение участников процесса правами и требует единых требований ко всем без исключения, что наряду с применением усмотрения при оценке особенностей конкретной ситуации позволяет добиться справедливого решения. Справедливость в гражданском процессе выражается в принципе независимости судей и подчинения их только закону. Это связано с тем, что суды в правовом государстве должны подчиняться праву, которое можно рассматривать как нормативно закрепленную справедливость. Суть принципа независимости судей можно представить в таком порядке создания и функционирования суда, при котором судьи не подвержены постороннему влиянию и имеют возможность рассматривать дела в соответствии с правовыми нормами, с осуществлением их усмотрения, а при разрешении спора принимать лишь такие решения, в законности, обоснованности и справедливости которых они убеждены. Таким образом, судейское усмотрение как вид правоприменительной деятельности соотносится с принципами гражданского процессуального права в том случае, когда в качестве предела discretio выступает справедливость.