Этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,
функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этич

Содержание работы

Введение
Предмет и значение этики
Этика и нравственность в жизни человека
Основные функции этики
Классификация этических теорий
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВ И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Философия»

На тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Студентки: 2 курса

Группы КБ  З/О

Плаксиной С.В.

 

 

2013 год 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Предмет и значение этики
  3. Этика и нравственность в жизни человека
  4. Основные функции этики
  5. Классификация этических теорий

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

         Взаимодействие общения и этики многогранно.  Оно охватывает структурные,

функциональные  и другие стороны этики как  науки о морали, а также общения  — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

        Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».

        Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми.  Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности. Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

 

 

 

Предмет и значение этики

Этика или философия морали –  это философия науки, объектом изучения которой является мораль. Это учение о происхождении и развитии морали, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к государству и природе. Специфика этики в том, что она формирует идеи  о должном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, исследует вопрос о назначении человека и смысле его жизни.

Термин «этика» имеет древнегреческие  корни. Он происходит от слова этос (ethos), означающего дом логово гнездо. Позднее это слово приобретает новый смысл, выражающий  характер живых существ, в том числе человека. Этикой Аристотель называл науку, которая изучает и прививает человеку деятельностно – волевые, душевные качества или добродетели. Аристотель не мыслит отдельного человека (гражданина) вне полиса. Для него человек существо общественно – политическое. Впервые термин «этика» встречается в названии сочинений Аристотеля: «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика».

Латинским аналогом термина «этика»  является термин «мораль». Для обозначения  этики на латинском языке Цицерон  вводит термин «моральный» (moralis). В русском языке эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль» используется термин «нравственность».

В настоящее время термины «этика»  и «мораль»,  «нравственность» имеют  приблизительно одно и тоже содержание. В современном русском языке  содержание этих трех терминов перекрещивается  и во многих случаях они являются взаимозаменяемыми. Все три термина обобщают определенную реальность внутренней жизни человека и его отношения с другими людьми, направленные на регуляцию и саморегуляцию общества. Усилия, связанные с разведением этики, морали и нравственности как науки и ее предмета или даже как отдельных понятий до сих пор не оправдались. Нет четкого определения что такое мораль. Различные направления этики дают на него разные ответы.

 

Этика и нравственность в жизни человека

 

Этика и нравственность играют важную роль в жизни человека и общества. Они являются неотъемлемыми элементами любой культуры и оказывают серьезное влияние на её различные сферы. По этой причине вопросы морали всегда привлекали к себе внимание многих ученых и философов. Этическое знание существует в различных формах. На уровне индивида оно усваивается в опыте социальной жизни и становится частью мировоззрения, определяющим его поведение. Очевидно, что в культуре имеются институты передачи (трансляции) этого знания и само оно имеет различные формы: от явного (в религиозных учениях или философских концепциях) до неявного (искусство, язык и т.д.).  

 

На определенном этапе развития человечества широта и многообразие явного этического знания стала настолько  очевидной, что возникла потребность  в его обобщении. Возникла так  называемая теоретическая этика, предметом которой стали этические учения и теории. Эта научная сфера является частью философской этики. От этики её отличает то, что она изучает подходы к обоснованию нравственности, а не служит цели обоснования нравственного поведения.             В рамках данного направления происходило изучение содержания этических теорий и их классификация, что позволило выделить основные проблемы этики и описать способы их решения. Знакомство с теоретической этикой полезно тем, что она дает общую картину этики как области знаний, позволяет окинуть взглядом те варианты обоснования нравственного поведения, которые имели место в истории человечества.      Круг вопросов, которыми занимается теоретическая этика невелик. Её главные темы касаются функций морали, классификации этических теорий и проблемы возникновения этики.

 

Основные функции  этики

 

Многие мыслители пытались выявить  и описать функции этики в  жизни культуры и социума. Человек  и общество очень сложные для  изучения структуры, поэтому выделить эти функции можно лишь приблизительно. Мы не будем перечислять здесь весь их возможный набор, поскольку разброс мнений по этому вопросу очень широк. То, что один исследователь считает функцией этики, другой объявляет функцией другого явления культуры. В общем и целом, из всего многообразия мнений можно однозначно заключить, что в теоретической этике выделяется два класса функций: социальные и личностные.      Главная социальная функция этики – регулятивная. Этика, как способ обоснования нравственности, определяет конкретное поведение индивидов из которых состоит общество. Таким образом, главной ролью этики в обществе является регулирование поведения. С усложнение общественной структуры роль этики возрастает. Она начинает регулировать не только бытовое поведение людей, но и экономическое, и политическое и т.п. С точки зрения некоторых исследователей (например М.Вебера) именно этика становится фактором развития или упадка социума (сам М. Вебер считал, что протестантская этика стала главной причиной возникновения капитализма). Здесь можно говорить уже не только о социальной, но и о социокультурной функции этики.         Перед конкретным человеком проблема регуляции поведения стоит далеко не на первом месте, поэтому на уровне личности этика выполняет иные функции. При помощи этического знания человек определяет смысл своего существования. Это позволяет ему справляться со своими психологическими проблемами, особенно в критических или пограничных ситуациях. Это же знание задает человеку направление личностной самореализации. Оно позволяет ему

 

увидеть себя частью чего-то значительного  целого (например мира, или человечества), определить свое место в этом целом, почувствовать свою нужность, необходимость, преодолеть чувство одиночества  и отчуждения. Без всего этого человеку трудно сохранить волю и силы к жизни, оптимизм. Отдельные философы видели в этике такое знание, которое ведет человека к счастью, переживания полноты жизни.

Классификация этических теорий

Другим важным разделом теоретической  этики является классификация этических теорий. Анализ вариантов обоснования нравственного поведения нужен не просто для того, чтобы разложить этот вариант по полочкам, но для того чтобы видеть их сходства и различия, лучше их понимать. Обычно выделяют следующие основные способы: 1) абсолютизм; 2); утилитаризм; 3) конвенционализм; 4) натурализм; 5) социологическое обоснование морали. Собственно говоря, из перечисленных способов классами этических теорий являются только абсолютизм и утилитаризм, поскольку лишь подобные учения предлагают обоснование нравственности. Все прочие теории ставят перед собой иную задачу: не обоснование нравственного поведения, а объяснение возникновения нравственности и этики. Если первые два типа возникают в Античности, то все последние есть продукт науки и философии Нового Времени. Интересно отметить, что подобная подмена основного вопроса этики (обоснования нравственного поведения) вопросом происхождения самой этики, согласно мнению ряда философов есть следствие кризиса морали и нравственности Западной культуры.   Рассмотрение классов этических теорий следует начать с тех, что являются этикой по преимуществу. Это теории абсолютистские и утилитаристские. Каждая их них предлагает свой способ обоснования морали, то есть даёт ответ на вопрос: что есть цель нравственного поведения. Как ни странно, в них ставится одна цель – счастье. Однако само счастье понимается различным образом. Для абсолютизма счастье есть нравственное поведение, а для утилитаризма нравственное поведение лишь средство достижения счастья.   Суть концепций морального абсолютизма состоит в провозглашении морали в качестве самой важной основы человеческого бытия. Согласно им, нравственное поведение, а вместе с ним и этическое учение, делает человека Человеком, придает смысл его поступкам и всей его жизни. Абсолютистские теории не ставят перед собой вопроса: в результате чего возникла нравственность и этика. Они исходят из той предпосылки, что нравственность и этика не возникали в процессе исторического развития человека и общества, а существовали изначально. Они есть изначальные и неотъемлемые характеристики человеческой природы, утратив которые, она рискует перестать быть человечной.      Существует два типа абсолютистских концепций: гетерономные и автономные. Дословно, гетерономный можно перевести с греческого как внешне законный, а автономный, как

 

 

внутренне (само) законный. Гетерономные абсолютистские теории этики (этика  Античности, религиозные этики) объясняют  существование нравственного начала в человеке тем, что оно было придано  ему извне: Богом, высшим разумом и т.п. Согласно им безнравственность есть нарушение внешнего для человека закона, бунт против собственной природы. Автономные концепции (И. Кант) утверждают, что нравственность и этика обусловлены способностями человеческого разума, который устроен так, что в практической сфере человек не может действовать иначе как нравственно. При подобном подходе безнравственность есть отказ от разума, то есть безумие.           Утилитаризм (от латинского – польза) предполагает выведение нравственного поведения из чего-то внешнего в смысле социальных благ, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он основывается на принципе эвдемонизма в этике, для которого целью человеческой жизни является обретение счастья, а средством достижения этой цели является создание такой системы жизни, при которой общая сумма удовольствий превышала бы сумму страданий. Добродетель не есть цель сама по себе, а есть лишь средство к достижению счастья.        Утилитаризм не признает никаких надвременных, вечных идей, в том числе и нравственных принципов: последние, по его убеждению, вырастают из опыта и изменяются в ходе истории. Неизменным остается только стремление человека к удовлетворению своих желаний и чувство удовольствия, которым это удовлетворение сопровождается. Задача этики, как ее понимает утилитаризм, состоит в том, чтобы найти условия, при которых можно обеспечить максимальное счастье для наибольшего числа людей. Таким условием является принцип пользы, который позволяет избежать чисто эгоистического понимания счастья: тот, чья деятельность приносит пользу, содействует не только своему, но и общему счастью. Польза, таким образом, служит для утилитаристов объективным критерием нравственности поступка. Согласно такому подходу, поведение является нравственным, если ведет к достижению наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. При этом главным критерием оценки нравственного поведения служит не мотив, как в абсолютистской этике, а его результат, то есть польза. Подобные теории иногда называют «разумным эгоизмом».            Некоторые философы (например М. Хайдеггер) считают, что утилитаризм не имеет отношения к этике, поскольку он занят решением конкретных прагматических вопросов и лишен духовного измерения. Он подменяет вечные проблемы (смысла жизни, назначения человека) задачами достижения практических целей и сиюминутной пользы. В нем существуют и внутренние противоречия. В частности, очень сложно определить насколько счастье одних может быть обеспечено за счет других. Не менее легко спрогнозировать какой прирост общего счастья даст конкретный поступок.

 

Ковенционализм (от лат. conventio — договор, соглашение) относится к тем этическим теориям, которые пытаются объяснить и обосновать не содержание нравственности и этики, а само её существование. По всей видимости в истории Западной цивилизации на определенном этапе возникла потребность доказать, что необходимо жить нравственно. Конвенционализм, и те концепции, что будут рассмотрены ниже, был направлен на то, чтобы достичь этой цели. В данной теории утверждалось, что нравственность и этика появляются в результате общественного договора, на основе естественного закона. Естественный (природный) закон состоит в том, что каждый человек от рождения обладает равными правами, соблюдение которых обеспечивает справедливую жизнь в обществе. На основании этого естественного закона должно быть построено и право и этика. В реальности, этот закон создавался интеллектуальными усилиями мыслителей, а не народом в целом и получалось, что его содержание весьма расходилось в творчестве различны авторов. Причиной этого было то, что каждый из них по-своему понимал справедливость и справедливое устроение общества.  Натурализм выводит этику и нравственность из неизменного, внеисторического природного начала в человеке, из биологических основ организации жизни. Согласно ему этика и нравственность являются функциями, при помощи которых обеспечивается существование человека, подобно биологическим или физиологическим функциям. Эти теории нередко строятся на попытках провести параллель между человеческим и животным миром. Поведение животных, напоминающие нравственные отношения между людьми, служит доводом в пользу того, что в основе нравственного поведения лежит животный инстинкт, передаваемый по наследству. Нравственность – это более высокий продукт эволюции. Подобный этический зоологизм конечно же не может объяснить происхождение высших форм нравственной активности человека, поскольку их нет в животном мире и даже более того, многие из них прямо противоречат биологическому существованию индивида (например, когда человек жертвует своей жизнью ради другого).         К натурализму очень близки этические теории социального детерминизма. В них под этикой и нравственность понимается то, что обеспечивает жизнь социума, а не просто индивида. Она ограничивает эгоизм ради поддержания стабильности социальной организации. Вся нравственная сфера выводится из общественных, в первую очередь производственных, отношений. Она рассматривается как подчиненная другим формам культурного развития. Содержание нравственных норм представляется как нечто относительное, зависящее от конкретных социально-исторических (общественного строя, экономической формации, уровня развитии науки и производства и т.п.). При таком подходе все индивидуальное сводится к социальному. Человек рассматривается как объект социальных влияний, а его личная свобода отбрасывается как что-то несущественное.

Информация о работе Этика