Эвтаназия как проблема современной биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:52, лекция

Описание работы

Тема данной работы актуальна потому, что в развитии отечественной и мировой науки последние годы возрос интерес к эвтаназии, ставшей одной из "болевых точек" общественно-правового сознания населения. В связи с признанием жизни главной ценностью современной цивилизации и достижений в области научно-технического прогресса, проблема эвтаназии приобрела качественно иное звучание. Фундаментальный характер ценности человеческой жизни по отношению ко всем правовым и нравственным реалиям возводит любую общественно-правовую проблему (например, допустимость смертной казни, абортов, клонирования человека), в том или ином аспекте затрагивающую право на жизнь, в ранг общечеловеческих, глобальных проблем.

Файлы: 1 файл

Эвтаназия как проблема современной биоэтики.docx

— 25.63 Кб (Скачать файл)

"Эвтаназия как  проблема современной биоэтики"

  Тема данной работы  актуальна потому, что в развитии  отечественной и мировой науки  последние годы возрос интерес  к эвтаназии, ставшей одной  из "болевых точек" общественно-правового  сознания населения. В связи  с признанием жизни  главной  ценностью современной цивилизации  и достижений в области научно-технического  прогресса, проблема эвтаназии  приобрела качественно иное звучание. Фундаментальный характер ценности  человеческой жизни по отношению  ко всем правовым и нравственным  реалиям возводит любую общественно-правовую  проблему (например, допустимость смертной  казни, абортов, клонирования  человека), в том или ином аспекте  затрагивающую право на жизнь,  в ранг общечеловеческих, глобальных  проблем. Каждая историческая  эпоха предлагает для нее свое  видение и решение. Современность  особенно усложнила и актуализировала  ее.

Эвтаназия превратилась в  проблему, актуальную не только для  медицины, но и для всей современной  культуры, показателем чего является тот факт, что на протяжении последних  лет эвтаназия неизменно занимает в массовом сознании одно из первых мест по "сенсационности" (хотя с  недавнего времени ее несколько  потеснила проблема клонирования человека и искусственного бессмертия).

Почему же именно эвтаназия  так будоражит массовое и специализированное сознание? Современная культура становится все более медикализированной. Существование человека с момента его рождения вплоть до момента смерти протекает теперь под пристальным и постоянным наблюдением врачей. Биомедицинские технологии внедряются в самые глубинные механизмы функционирования человеческого организма, в закономерности воспроизводства его наследственности, оказывая влияние на само будущее человеческого рода. Воздействие на природное начало в человеке оказывается все более изощренным, но при этом и более агрессивным, а последствия - все более рискованными и опасными, что закономерно ставит вопрос о "разметке" границы между допустимым и недопустимым в этом процессе, о его критериях и регуляторах. Проблема эвтаназии как наиболее наглядное и последовательное выражение этих тенденций представляет собой, таким образом, выведенную в сферу медицины "верхушку айсберга" тех "антропологических" коллизий, которые порождаются самим ускорением научно-технического прогресса.

До сих пор регуляторы процесса воздействия на человеческую телесность и психику заимствовались из арсенала самой медицины. Медицина, как никакая другая сфера культуры, является нравственно нагруженной, поскольку все ее знания, воплощенные  в теориях и инструментальных методиках, прилагаются непосредственно  к человеку. Именно биоэтика вырабатывает нравственные принципы отношения к  жизни.

          Врач - человек, которому мы доверяем.

       Дело  врача - облегчать страдания и  спасать от смерти больных.  В "Кодексе врачебной этики"  сказано: "врач обязан сохранять  жизнь, защищать и восстанавливать  здоровье, уменьшать страдания своего  пациента, а также содействовать  сохранению естественных основ  жизни, учитывая их значение  для здоровья людей. В своей  работе врач должен в первую  очередь руководствоваться благом  больного". Принципы всей врачебной  этики вытекают из общих этических  норм, которые лежат в основе  клятвы Гиппократа и присяги  врача. Они обязывают врача  соблюдать права человека и  заботиться о профессиональном  авторитете врача. 

Естественно, большинство  из нас полагает, что врач должен спасать погибающего и безнадежно больного человека во всех случаях  в силу своего профессионального  долга и самого предназначения медицины.

Но можно ли считать  гуманным стремление во что бы то ни стало поддерживать жизнь больного, умирающего от неизлечимой болезни в адских страданиях? Разумно ли оживлять новорожденного, появившегося на свет в состоянии тяжелой, продолжительной асфиксии, приведшей к необратимому нарушению функций головного мозга? Что в таких случаях делать врачу, чтобы свести к минимуму страдания больного, если помочь ему больше ничем нельзя? И как при этом не нарушить Клятву Гиппократа, которую дает каждый медицинский работник, в которой сказано: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла"? Созвучна Клятве Гиппократа и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации: "Я буду сохранять высочайшее уважение к человеческой жизни с самого момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать мои медицинские знания вопреки законам гуманности".

 Но существуют  ситуации, когда поступки врача  идут вразрез с принесенной  им клятвой. Речь идет об  эвтаназии. Термин "эвтаназия"  предложил английский философ  Фрэнсис Бэкон, живший в XVI - XVII веках, для обозначения легкой и безболезненной смерти (от греческого eu - хорошо, thanatos - смерть).

Различают активную и пассивную  эвтаназию.

  При пассивной эвтаназии  прекращается оказание медицинской  помощи, жизнеподдерживающего лечения, что ускоряет наступление естественной смерти - такая практика широко распространена и у нас в стране. Но чаще всего, когда говорят об эвтаназии, имеют ввиду активную эвтаназию, под которой понимают введение умирающему каких-либо лекарственных веществ, влекущее за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

 В активной эвтаназии различают следующие формы:

1. "Убийство из милосердия" происходит в тех случаях, когда  родственники или сам врач, видя  мучительные страдания безнадежно  больного человека и будучи  не в силах их устранить,  впрыскивают или вводят ему  сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает быстрая и безболезненная смерть. Вопрос о согласии пациента в данном случае вообще не ставится, поскольку он не в состоянии выразить свою волю.

2. Вторая форма активной  эвтаназии - самоубийство, ассистируемое врачом, происходит с согласия пациента, врач только помогает ему покончить с жизнью.

3. Третья форма - собственно  активная эвтаназия - происходит  без помощи врача. Пациент сам  включает устройство, которое приводит  его к быстрой и безболезненной  смерти, как бы сам накладывает  на себя руки.

Таким образом, суть проблемы эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его близких.

  Проблема  эвтаназии возникла не сегодня  и не вдруг. Своё летоисчисление  она начинает с глубокой древности,  и уже тогда она вызывала  многочисленные споры среди медиков,  которые не прекращаются и по сей день. Отношение к возможности и целесообразности умышленного наступления смерти неизлечимо больного с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным, причем мнения на этот счет носят диаметрально противоположный характер.

 Эвтаназия и закон

 Подавляющее большинство  врачей и юристов считают, что  эвтаназия - это клятвопреступление  и уголовный беспредел и считают ее совершенно недопустимой, даже если она предпринимается исключительно "из сострадания", по настойчивому требованию больного, которому в любом случае предстоит в скором времени умереть.

И, тем не менее, есть страны, в которых эвтаназия получила даже юридические права. Чем и  как это было обусловлено?

 Доктор Смерть.

Проблема эвтаназии (добровольного  ухода из жизни неизлечимо больного человека) широко обсуждается на Западе с конца 50-х годов.  Считается, что одной из причин этого стала  огласка практики американского  врача -патологоанатома Джека Геворкяна. В 1958 году доктор Геворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы для пересадочных операций. Позднее, став свидетелем бессмысленно-жестоких самоубийств, он пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь. От словесных и газетных выступлений Геворкян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами "машиной смерти". С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение. В дальнейшем он усовершенствовал "суицидальную" (убийственную) машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Уже многие безнадежно больные люди воспользовались этим аппаратом в присутствии его автора и при его консультации. В США это вызвало негодование общественности. Беспокойство это связано, прежде всего, с тем, что бывший патологоанатом единолично, без консилиума врачей-специалистов определяет фатальность болезни и ассистирует в подобных делах. За четверть века Джек Геворкян остановил жизнь ста тридцати больных. Многолетняя тяжба его с судами штата Мичиган, несколько раз его оправдывавшим, закончилась его осуждением. Еще раньше профессиональная ассоциация американских медиков лишила его звания врача. Сам он получил прозвание "доктор-смерть".

   Впервые легально.

       Пионером  в области легализации добровольной  смерти стали Нидерланды. Благоприятные  условия для эвтаназии существовали  там еще с 1984 года, когда Верховный  суд страны признал добровольную  эвтаназию приемлемой.

Если при эвтаназии  врач следовал пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской  ассоциацией, он мог не бояться уголовной  ответственности. К 1998 году, согласно исследованиям  Роттердамского Университета Эразма, добровольную эвтаназию поддерживало девяносто два процента населения Голландии. И, несмотря на часто выдвигаемые аргументы религиозного характера, в пользу возможности прекращения жизни пациента по собственному желанию было настроено значительное большинство верующих, в том числе девяносто шесть процентов католиков.

Видимо поэтому, несмотря на сопротивление оппозиции, осенью двухтысячного года закон о легализации  некоторых форм активной эвтаназии  прошел в нижней палате парламента с легкостью. Теперь, по решению суда в каждом конкретном случае, врач, умертвивший  или способствовавший самоубийству своего пациента при определённых обстоятельствах, не признаётся виновным. Установлены  три основных условия:

1. эвтаназия должна быть  добровольной,

2. только врач может  оказывать помощь или осуществлять  эвтаназию, и 

3. состояние пациента должно  быть с медицинской точки зрения  неудовлетворительно.

 Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

С апреля 2005 года в бельгийских  аптеках появились специальные  наборы для эвтаназии, позволяющие  упростить процедуру добровольного  ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый  шприц с ядом и другие необходимые  для инъекции средства.

Набор для эвтаназии может  заказать только практикующий врач, который  должен указать точную дозировку  отравляющего вещества. Оформить заказ  можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих  соответствующую лицензию.

По закону в Бельгии  может подвергнуться эвтаназии  человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым  заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость  больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев эвтаназию  проводят на дому у пациента.

В США закон, разрешающий  оказание медицинской помощи в осуществлении  самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон.

В России как активная, так  и пассивная эвтаназия является преступлением и будет квалифицироваться  как умышленное убийство в соответствии с частью 1-й статьи 105-й Уголовного Кодекса РФ. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины лишения жизни) будет  учитываться смягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом «д»  части 1-й статьи 61-й Уголовного Кодекса  РФ, а именно: совершение преступления по мотиву сострадания.

       В Позиция Ватикана по этому вопросу заметно смягчилась в 2002 году, когда Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть "бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту       

       .

 Важнейшим профессиональным аргументом против введения эвтаназии является то, что если мы допустим ее, то врачам не нужно будет стремиться облегчать больным людям мучительные страдания, и "Чем доступнее будет эвтаназия, тем больше будет искушения вообще избавиться от груза этих забот. Исчезнет всякая грань между дозволенным и прямо преступным, всегда будет существовать опасность злоупотребления, и тогда пациенты станут бояться попасть в больницу, так как не будут уверены в своей безопасности. Врач - не бог. Ему надо решать, как лечить, а не кому жить. Врач, поставивший себя выше бога, неизбежно скатится к преступлению." И таких примеров много. Вот некоторые из них.

 В Австрии в 1989г.  против четырех медсестер из  военной городской больницы "Лайнц" было выдвинуто обвинение в том, что они давали больным снотворные препараты в чрезмерных дозах или заливали им рот и дыхательные пути, чтобы они задохнулись. В досье этого дела фигурировало 42 случая умерщвления; суд счел доказанным 21 убийство. На вопрос судей о причинах такого отношения к больным одни говорили, что делали это из сострадания, чтобы облегчить старым людям переход в мир иной; другие признавались, что их раздражали крики больных и мольбы о помощи. Двое из медсестер - убийц были приговорены к пожизненному заключению, двое - к 20 годам тюремного заключения. В Австрии их прозвали "Ведьмы из Лайнца".

Вот другой пример. Врач-терапевт из калифорнийского города в течение 8 лет из сочувствия, стремясь облегчить  страдания, умертвил несколько десятков своих пациентов, которых считал безнадежно больными. Во время допроса  с использованием "детектора лжи" на вопрос "Считаете ли вы себя "ангелом  смерти"?" он ответил "Да!". После  нескольких дней в тюрьме он был  выпущен на свободу и лишен  медицинской лицензии.

                                                    Быть или не быть?

Информация о работе Эвтаназия как проблема современной биоэтики