Юридическое мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание……………………………………………………………………..……………...4
Глава 2. Многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения. “Имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный” типы юридического мировоззрения……………………………………………………….………….7
Глава 3. Роль юридического мировоззрения в законодательной и правоохранительной деятельности, формировании судебной практики…………………...13
Заключение……………………………………………………………………..…….…..18
Список использованной литературы…………………………………………...………19

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

Если эллинская культура дала начало “дискурсивному” типу юридического мировоззрения, то с влиянием Рима связано появление противоположного типа – мировоззрения “командного”, опирающегося на представления о личной воле и личности. Если эллины ценили единомыслие, то римляне – единоначалие, субординацию и силу, охраняющие последнюю (то есть не только силу военную, оружия и вообще физическую силу, но также силу закона).  Папиниан и Цельс считали возможным обнаружить “волю” путём прояснения смысла текста закона. При этом ссылались на замечание Аристотеля о законе: “Нужно обращать внимание не на слово (logos), а на намерение (dianoia)”. Понятие “dianoia” обозначает движение мысли, то есть сугубо интеллектуальный акт. Греки противопоставляли этой дискурсивной мысли “ноэсис” как мысль интуитивную.12 Вероятно, греки считали, что действие следует мысли и непосредственно подчиняется ей. Римляне же, противопоставив слово как волеизъявление намерению, извлекли из последнего понятие о “воле”. Некоторым римским юристам классического периода понятие “воля” представлялось далеко не самоочевидным, и они нередко избегали его при решении правовых вопросов. Воля не “прячется” за текстом как его скрытый смысл: воля всегда “открыта”, она есть – непосредственным образом – деяние (приказ и его исполнение).13 Классическая европейская философия стремилась обосновать соотношение разума (мышления) и воли в праве, их гармонии, но де-факто подчинило волевое начало разуму. Как известно, Кант положил в основание практической свободы (а значит и права) волю, могущую определяться мотивами, представляемыми только разумом. Гегель, рассматривая право в качестве наличного бытия свободной воли, пишет: “Воля есть особый способ мышления: мышление как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие”.14 

Дальше всех в разграничении воли и мышления идёт Ф. Ницше, анализирующий не гипотетическую способность (“волю”), а реальное действие (“хотение”). “Хотение есть… нечто сложное, имеющее единство только в качестве слова… В каждом хотении есть, во-первых, множество чувств … Во-вторых,.. в каждом волевом акте есть командующая мысль… В-третьих, воля есть… к тому же аффект команды”.15 Право здесь понимается как сугубо волевой феномен. Первоисточник права (закона) – не порядок-правило, которое основано на разуме (соглашении), а акт повелевания, порядок-команда. Суверен – это не олицетворение разума, но личность, как сила, которая способна подчинить, а так же, угрожать санкцией.

Юридическое мировоззрение, полагающее в основу права разумное начало (мышление) и, соответственно, признающее высшей правовой ценностью единомыслие, назвали “дискурсивным”. Обладатели мировоззрения “командного”, связывающего право с ценностью единоначалия и с личностно-волевым истоком отдавали предпочтение монархии. Однако, по замечанию Гегеля, господствует монарх как сила собственного духа народа, а не как внешняя сила. Подлинная личность есть народ, созидающий государство. Монарх же есть юридически представляющее этот дух лицо: “В народе, который мы … мыслим как внутри себя развитую, истинно органическую тотальность, суверенитет выступает как личность целого, а она в соответствующей её понятию реальности выступает как лицо монарха”.16 Стремление к равноправию двух конституирующих практическую свободу начал в сочетании с “имперской” мировоззренческой доминантой – признанием ценности Общего как целостности – выразилось в идеале конституционной монархии у Гегеля. Политическое государство включает в себя, по Гегелю, следующие “субстанциальные различия”: власть законодательную, власть правительственную, а также “власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого – конституционной монархии”.17

Таким образом, представляется возможным обозначить социокультурные истоки, а также выделить специфические черты типов юридического мировоззрения. В основу типологии положен ценностный критерий. Двоякое понимание ценности-цели влечёт за собой два типа юридического мировоззрения (“имперский” и “федералистский”). В зависимости от предпочитаемой ценности-средства достижения цели различаются “дискурсивный” и “командный” типы. Динамика юридического мировоззрения определяется в целом возможностью различных сочетаний названных типов как его абстрактных моментов. Исследования в этом направлении представляются актуальными, в том числе и по причинам сугубо практического – политического – характера: становление России как державы ставит задачу детального учёта “веса” и значения каждой мировоззренческой составляющей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль юридического мировоззрения  в законодательной и правоохранительной  деятельности, формировании судебной  практики

 

В структуре правосознания выделяются уровни – обыденное, профессиональное, научное правосознание. Обыденное правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне штампов и стереотипов, курсирующих в тех или иных социальных группах. Это, например, представления, что сила закона в его жестокости, что если, рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что единственный способ справиться с бандитизмом  – самосуд  –  расстрел на месте.

Профессиональный уровень  – это правосознание, прежде всего, юристов-практиков и работников государственного аппарата (нотариусов, следователей, прокуроров, судейского корпуса). Иногда профессиональное правосознание пытается за счёт критики действующего законодательства объяснить в работе юридических учреждений недостатки, “списать” эти недостатки (число имущественных споров, рост преступности) на несовершенство законодательства. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.

Чтобы понять механизм правового воздействия на общественные отношения, необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы  государства. Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности обществом и государством прав и свобод человека, а также соблюдение, понимание и знание права каждым отдельным членом общества. Она включает в себя способы правовой действительности (конституционный контроль, работу правоохранительных органов), законы и системы законодательств, судебная практика является как результат правовой деятельности.18

Правовая культура формируется постепенно, вначале закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями – основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (семейного, административного, уголовного права), факты истории права и положения правовой теории.

Во многом правовая культура определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации обязанности и права его исполнения (например, заполнение налоговой декларации). Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При каждодневном, непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями и понятиями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также умений и навыков, которые способствуют решению сложных ситуаций.

Правовая культура общества по созданию законодательной основы жизни общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности. Правоприменение и правотворчество компетентными органами требуют достаточно высокий уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается коллективными усилиями юристов,  учёных-философов,  опытом практических работников. Следует заметить, что совершенствование структуры необходимо начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России  – правосудия.

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает качественное преподавание права в учебных заведениях юридического профиля, работу с гражданами, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.  Совершенство и развитость государственного аппарата является показателем высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, которые принимают участие в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, осуществлять и формировать правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения.

Мировоззренческое измерение права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: во-первых, существенным моментом в правовой политики государства является вопрос сохранения национально-культурной идентичности в сфере права, от решения которого зависит правовое регулирования общественных отношений и эффективность законодательства; во-вторых, оно выявляет ценностные ориентиры для правоприменительной, правотворческой политики государства. Получившие отражение на уровне юридического мировоззрения нравственные и правовые идеалы, принципы и идеи претворяются в жизнь посредством институтов права. Недооценка моральной природы права приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы, деформации правосознания населения и вызывает искажения в политической и правовой системе.19

Мировоззренческие основания правоохранительной системы предполагают выбор верного направления её формирования, включающей ряд приоритетных направлений: преодоление возникшего в ходе реформ 90-х годов либерального радикализма в процессуальной и уголовно-правовой политике; расширение функций за законностью во всех сферах общественной жизни прокурорского надзора, регулируемых правовыми нормами, с целью оперативного реагирования на жалобы населения.

Развитое массовое правосознание, правовая активность и зрелое правосознание населения являются основой верховенства права в обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан является необходимой составной частью борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. В соответствии с установками правосознания вырабатываются форма и содержание юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Правовое сознание обязывает излагать юридические положения в доступной форме, своевременно опубликовать принятые законы. Язык правового акта, его терминология должны отвечать уровню развития правового сознания граждан и сложившимся в обществе правовым представлениям.

В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает оценить содержание конкретного юридического документа, дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить противоправность или правомерность действий лица. Всестороннее исследование обстоятельств дела позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление.20 Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых обязанностях, отношениях, ответственности. Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует в развитии правосознания их активную роль.

Правовые нормы способствуют конкретизации правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а определяют и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений. Учитывая духовные, экономические, социально-политические факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в урегулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию действию.21 Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования всего общества, выявить в законодательстве пробелы, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества. Правосознание в своих уровнях, видах “работает” на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (постановлениях, законах) положения, которые могут усовершенствовать законодательство.

Таким образом, актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества.

 

 

 

Заключение

 

Юридическим мировоззрением является сложившаяся система представлений и взглядов, форма правосознания, необходимая обществу, является высшей ценностью и признаётся главным регулятором. Правосознание представляет в государстве основу правовой жизни общества и включает  само правопонимание, взгляды на роль права, идеи о правах человека, его ответственности перед государством и обществом.

Представляется возможным обозначить социокультурные истоки, в основе типологии заложен ценностный критерий. Двоякое понимание ценности-цели влечёт за собой два типа юридического мировоззрения: “имперский”, его ценность – общее благо, гражданский идеал – единство в многообразии, политическая цель – единение во внешней безопасности и внутренней стабильности; “федералистский”, его ценность – инаковость, гражданский идеал – партнёрство, политическая цель – открытое и свободное общество от тоталитарных тенденций. В зависимости от предпочитаемой ценности-средства достижения цели различаются типы: “дискурсивный”, в основе права находится разумное начало (мышление) и признающее высшей правовой ценностью единомыслие; “командный” связывающий право с личностно-волевым истоком, с ценностью единоначалия.

Совершенство и развитость государственного аппарата являются показателем высокого уровня правовой культуры. Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, она включает в себя способы правовой действительности (конституционный контроль, работу правоохранительных органов), законы и системы законодательств, а судебная практика выступает как результат правовой деятельности. Во многом правовая культура общества зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О гражданских  и политических правах: Международный  Пакт от 16 декабря 1966 года //  Бюллетень  Верховного Суда РФ.  –  1994.  –  №12.

2. О защите  прав человека и основных свобод: Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства  РФ. – 2001. – №2. –  Ст. 163.

Информация о работе Юридическое мировоззрение