Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:04, доклад
Как психиатру, Карлу Юнгу немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Юнг считал, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Он утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.
Карл Густав Юнг о коллективном бессознательном
1. Как психиатру, Карлу Юнгу немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Он утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю. Бессознательность человека делится на личное и коллективное.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. Карл Густав ввел понятие коллективного бессознательного, противопоставляя его фрейдовскому личному бессознательному. Под коллективным бессознательным К.Г. Юнг понимает сферу бессознательной мифологии, образы которой являются всеобщим человеческим достоянием. Причём важное различие с фрейдовской теорией заключается во врожденной природе этого пласта человеческой психики, тогда как З. Фрейд полагал, что истоки её формирования лежат в детстве.
2. Особенностью коллективного бессознательного, по К.Г. Юнгу, является невозможность его вспоминания с помощью каких-либо методик и техник, поскольку оно по природе своей не было забыто или вытеснено из сознания. Это не совокупность всяческих врожденных представлений, а комплекс врожденных возможностей, априорно существующих в психической структуре личности каждого человека.
Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков, т.е. наряду с личным бессознательным существует и коллективное бессознательное, которое выражается в народных сказаниях. Этот вывод Юнг сделал, изучая фольклор - мифы, сказки разных народов. Кроме того, естественно, каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных "психических структур" (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира.
3. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых «apxeтипов» (грeч. arche - нaчaлo, typos - oбpaз) - пpooбpaз, пepвичнaя фopмa. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Apxeтипы дeйcтвyют в чeлoвeкe инcтинктивнo. Это cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния, типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo чeлoвeчecкoгo poдa.
Количество архетипов в коллективном
бессознательном может быть неограниченным. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть
мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут,
Бог, смерть и т.д. Однако особое внимание
в теоретической системе Юнга уделяется
персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
1) Персона (от латинского слова, обозначающего
«маска») – это наше публичное лицо, то есть то,
как мы проявляем себя в отношениях с другими
людьми. В понимании Юнга, персона служит
цели производить впечатление на других
или утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип необходима
нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной
жизни. Однако Юнг предупреждал о том,
что если этот архетип приобретает слишком
большое значение, то человек может стать
неглубоким, поверхностным и отчужденным
от истинного эмоционального опыта.
2) Тень – это подавленная темная, дурная и животная
сторона личности. Тень содержит наши
социально неприемлемые агрессивные импульсы,
аморальные мысли и страсти. Но у тени
имеются и положительные свойства. Юнг
рассматривал тень как источник жизненной
силы, спонтанности и творческого начала
в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция
эго состоит в том, чтобы направлять в
нужное русло энергию тени, обуздывать
пагубную сторону нашей натуры до такой
степени, чтобы мы могли жить в гармонии
с другими, но в то же время открыто выражать
свои импульсы и наслаждаться здоровой
и творческой жизнью.
3) Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона.
4) Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
В архетипах анимы и анимуса находит
выражение признание Юнгом врожденной
андрогинной природы людей. Эти архетипы
основаны, по крайней мере частично, на
том биологическом факте, что в организме
мужчин и женщин вырабатываются и мужские,
и женские гормоны. Этот архетип, как считал
Юнг, эволюционировал на протяжении многих
веков в коллективном бессознательном
как результат опыта взаимодействия с
противоположным полом. Многие мужчины,
по крайней мере, до некоторой степени,
«феминизировались» в результате многолетней
совместной жизни с женщинами, а для женщин
является верным обратное. Юнг настаивал
на том, что мужчина должен выражать свои
феминные качества наряду с маскулинными,
а женщина должна проявлять свои маскулинные
качества, так же как и феминные. Если же
эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми,
результатом явится односторонний рост
и функционирование личности.
5) Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга.
Самость представляет собой сердцевину
личности, вокруг которой организованы
и объединены все другие элементы. Когда
достигнута интеграция всех аспектов
души, человек ощущает единство, гармонию
и целостность. Таким образом, в понимании
Юнга развитие самости - это главная цель
человеческой жизни.
Швейцарский психиатр ввел понятия "архетип" и "коллективное бессознательное" для того, чтобы рассмотреть природу и содержание бессознательного не в психологическом и биологическом плане, как это имело место у Фрейда, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. Архетипы и коллективное бессознательное оказываются, в конечном счете, внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода.
Что же касается юнговского представления о религиозных образах, оседающих в "коллективном бессознательном" и признания необходимости религиозных отношений в жизни человека, то в этом вопросе "аналитическая психология" отступила от атеистических установок классического психоанализа, нацеленного на разоблачение религиозных иллюзий. Составляющее внутреннее ядро психического мира человека бессознательное функционирует, по Юнгу, на всех структурных уровнях психики. Таким образом, Карл Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов.
Информация о работе Карл Густав Юнг о коллективном бессознательном