Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:05, контрольная работа
Начнем с того, что диалектика не имеет категорий; категории присущи диалектической философии, ее теории познания, а последняя только в диалектической философии, для краткости, может называться диалектикой**.
В диалектической философии диалектическими категориями или категориями диалектики называются ее:
- во-первых, диалектические категории - это наиболее общее формы человеческого мышления, в частности рассудочные понятия, которыми оперирует человеческое мышление для определения и раскрытия сути познаваемых проблем (причем не являющиеся собственно категориальностями);
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Понятия категорий диалектики…………………………………………………..6
2.Категории диалектики в философском познании……………………………....8
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………...21
Академия труда и социальных отношений.
Волгоградский филиал.
Контрольная работа.
Категории диалектики и их роль в познании.
Волгоград 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Понятия категорий
2.Категории диалектики в философском познании……………………………....8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Начнем с того, что диалектика не имеет категорий; категории присущи диалектической философии, ее теории познания, а последняя только в диалектической философии, для краткости, может называться диалектикой**.
В диалектической философии диалектическими категориями или категориями диалектики называются ее:
- во-первых,
диалектические категории - это
наиболее общее формы
- во-вторых,
в современной диалектической
философии к диалектическим
- в-третьих,
в современной диалектической
философии к диалектическим
Диалектические категории, в
В отличие от наук, в современной диалектической философии диалектические категории
а) взаимно увязаны и соотнесены друг с другом,
б)
изменения и развитие их
в)
имеются в системе (однозначно
выраженных и связанных между
собой диалектических
К основным диалектическим категориям относятся:
- идея и Изначальность,
- свобода,
- вообщность и винтальность (не путать с витальным),
- мышление,
- миросоздание,
- определенность,
объективность,
- единство, синтез,
- опосредствование, рефлексия, снятие, положение, воспроизводство,
- сознание, дух,
- начало, Второе начало (см. Начала…), вне-бытие и пространство,
- диалектика,
- структурность, триада и квадрада,
- бытие, сущность и понятие,
- философия,
диалектическая философия и
- непосредственное сознание, самосознание и разум,
- знания,
- тождество и различие,
- единичное, особенное, всеобщее,
- конкретное и общее,
- возможность,
существование и
- явление, закон,
- форма и содержание,
- причина и следствие,
- необходимость и случайность,
- человеческое мышление, человеческое сознание и человеческий дух.
Взаимное отношение диалектических категорий можно продемонстрировать следующими высказываниями Гегеля: «Разум есть дух» [1. Т. 4. С. 233] и «Понятие... оказывается единством бытия и сущности» [1. Т. 6. С. 27].
* Категория
– наиболее общее рассудочное
понятие или форма мышления, которым
оперирует человеческое
К категориям относят самые широкие по своему объему или значению рассудочные понятия или формы мышления, т.е. такие, для которых нельзя найти более широкие понятия или формы.
** В свое время В.И. Ленин определил, что «диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма» [2. Т. 29. С. 321]. Однако уже всем понятно, что развивающуюся на познании в духе, духовную диалектическую философию ну никак нельзя сравнивать с атеистическими марксизмом и материализмом, и что даже с точки зрения авторских прав диалектика может быть теорией познания только диалектической философии, основанной Гегелем. И еще, непонятно, почему в одной, отдельно взятой стране в современном образовании нормативно все еще действует указанная (идеологическая) установка В.И. Ленина, и бытует термин «категория диалектики».
1.Понятия категорий диалектики.
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и познания, имеющая объективное значение” Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую “диалектику познания”. Даже самая простая мысль: “Черный автомобиль подъехал к подъезду” - заключает в себе такие понятия, как “предмет” (автомобиль, подъезд), “качество” (черный), “движение” (подъехать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие - либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон. По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Таким образом, из стихийно работающего категориальный аппарат превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.
Говоря о категориях диалектики, нельзя не сказать о том, что они имеют характерные черты, а именно, во - первых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории “материя”, не прибегая к категориям “движение”, “развитие”, “пространство”, “время” и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое, то расходясь. Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.
2.Категории диалектики в философском познании.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. “Единичное - общее”, “многое - единое”, “сходство - различие”, “качество - количество”, “простое - сложное”, “часть - целое”, “конечное - бесконечное”, “форма - содержание” и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих “устройство”, “организованность” бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: “явление - сущность”, “причина - следствие”, “случайность - необходимость”, “возможность - действительность” и другие. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать “горизонтальным”, второй - “вертикальным”. В данной работе нам хотелось бы произвести смысловое разъяснение универсальных связей на пример таких категориальных пар, как “единичное - общее”, “явление - сущность”, “необходимость - случайность”, “возможность - действительность”, “часть - целое”, “содержание - форма”, “качество - количество и мера”.
Единичное и общее.
В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своем бытии. Хотя в народе и бытует выражение “похожи как две капли воды”, применимое, как правило, к людям, но науке известно такое явление, как гены, которые содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию, свидетельствующую о том, что во всем мире нельзя отыскать двух совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обусловливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что, в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме и т. п. Единичное, таким образом, есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.
Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, мы можем говорить, что нет и двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что, хотя все люди и индивидуальны, мы тем не менее без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии “человек”. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего - то устойчивого: единичное умирает, но род живет.
Почему же общее внутренне “привязано” к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как - то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее (тем или иным способом) в силу материального единства мира. Поэтому общее существует не отдельно, а как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.
Сущность и явление.
Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, к все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.
Информация о работе Категории диалектики и их роль в познании