Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:39, реферат
Конкретное содержание понятия «бытие» в каждой философской системе свое. Бытие имеет много сфер и несколько уровней. Сферы бытия: природное, духовное, социальное, индивидуальное бытие. Каждая из этих сфер состоит из больших «подразделений». Различают также три уровня. Во-первых, это потенциальное бытие, существование в возможности, которое следует отличать от небытия вообще. Во-вторых, это актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность. В-третьих, это нисходящее бытие, идущее к своей гибели. За всей этой многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира.
Категория бытия, ее смысл и специфика
«Бытие» - самая универсальная из всех философских категорий. Эта категория охватывает весь мир в целом и поэтому становится основополагающей в любой философской системе. Отталкиваясь от этой категории, философы более развертывают всю систему своих понятий и выводов.
Конкретное содержание понятия «бытие» в каждой философской системе свое. Бытие имеет много сфер и несколько уровней. Сферы бытия: природное, духовное, социальное, индивидуальное бытие. Каждая из этих сфер состоит из больших «подразделений». Различают также три уровня. Во-первых, это потенциальное бытие, существование в возможности, которое следует отличать от небытия вообще. Во-вторых, это актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность. В-третьих, это нисходящее бытие, идущее к своей гибели. За всей этой многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира.
Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». «Есть бытие, а небытия вовсе нет», - утвеждал древнегреческий философ Парменид и, в принципе, Парменид прав. Уходя в прошлое, фрагменты настоящего бытия не перестают бытийствовать. Они перемещаются в другую сферу или на другой уровень.
Будучи предельно широкой и предельно абстрактной, категория «бытие» должна быть конкретизирована в ходе дальнейшего анализа.
Существуют три аспекта
1-ый аспект. Мир есть, постоянно
наличествует. Отдельные вещи, явления
возникают и исчезают, а мир
в целом существует и
2-ой аспект. Вопрос о всеобщем,
общем для всего. Бытие мира
есть предпосылка его единства.
Различные целостности,
3-ий аспект. Мир как совокупная
реальность. Мир является реальностью
для сознания и действия
Таким образом, проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях конкретного мира.
В истории философии проблема бытия – это поиски опорных пунктов мышления: в Античности главным принципом является превосходство единства над множеством; в Средние века разделение на бытие Бога и Богом сотворенное бытие; в 17 веке представление о сущности (субстанции); в 18-19 веках на место «субстанции-объекта» поставлена «субстанция-субъект». Понятие бытия в классической философии включает три понятия: «сущее», «существование», «сущность». Сущее – это определенность, то или иное нечто; сущность – первооснова всего сущего; существование – пребыание в наличии.
Формы бытия
Бытие вещей – бытие вещей и состояний природы; природа делится на живую и неживую; бытие вещей, произведенных человеком (вторая природа).
Бытие человека - бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
Бытие духовное - индивидуализированное духовное и объективированное духовное бытие.
Бытие социальное - бытие отдельного человека; бытие общества.
Основные модусы бытия суть бытие духа и бытие природы.
Все дело в том, какого соотношение между ними. Различные философские учения по-разному отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении, о его первооснове. Для самых распространенных понимания: материалистическое и идеалистическое.
Материалистический монизм, в качестве первоосновы мира берет материю как единственную субстанцию. Тогда мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойство или проявление. Такие подходы обнаруживаются у представителей милетской школы и Гераклита в Древней Греции; у Спинозы в Новое время, у Маркса и его последователей.
Идеалистический монизм, наоборот признает материю производной от чего-то идеального. Идеальное обладает вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. Различаются объективно-идеалистический монизм (у Платона – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»).
Субъективно-идеалистический монизм (например, у австрийского философа и физика Эрнста Маха) выводил все физические и психические состояния действительности из умозрительных конструкций.
Материя и сознание как два основания мира и их взаимосвязь всегда были предметом острых дискуссий. Проблема соотношения материального (естественно-природного) и идеального (духовного) получила название «основного вопроса философии».
Однако для многих философов основной вопрос не является вопросом о соотношении материи и сознания. Поэтому они по-разному понимают основные формы бытия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации
СООБЩЕНИЕ
по дисциплине: «История философии»
на тему: «Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия.»
Выполнила:
Матвиенко Е.П.
г. Свободный
2011 г.
Информация о работе Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия