Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Конкретное содержание понятия «бытие» в каждой философской системе свое. Бытие имеет много сфер и несколько уровней. Сферы бытия: природное, духовное, социальное, индивидуальное бытие. Каждая из этих сфер состоит из больших «подразделений». Различают также три уровня. Во-первых, это потенциальное бытие, существование в возможности, которое следует отличать от небытия вообще. Во-вторых, это актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность. В-третьих, это нисходящее бытие, идущее к своей гибели. За всей этой многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Категория бытия, ее смысл и специфика

«Бытие» - самая универсальная  из всех философских категорий. Эта  категория охватывает весь мир в  целом и поэтому становится основополагающей в любой философской системе. Отталкиваясь от этой категории, философы более развертывают всю систему своих понятий и выводов.

Конкретное содержание понятия «бытие» в каждой философской  системе свое. Бытие имеет много  сфер и несколько уровней. Сферы  бытия: природное, духовное, социальное, индивидуальное бытие. Каждая из этих сфер состоит из больших «подразделений». Различают также три уровня. Во-первых, это потенциальное бытие, существование в возможности, которое следует отличать от небытия вообще. Во-вторых, это актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность. В-третьих, это нисходящее бытие, идущее к своей гибели. За всей этой многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира.

Категории «бытие» противостоит понятие  «небытие». «Есть бытие, а небытия  вовсе нет», - утвеждал древнегреческий  философ Парменид и, в принципе, Парменид прав. Уходя в прошлое, фрагменты настоящего бытия не перестают бытийствовать. Они перемещаются в другую сферу или на другой уровень.

Будучи предельно широкой и  предельно абстрактной, категория  «бытие» должна быть конкретизирована в ходе дальнейшего анализа.

Существуют три аспекта проблемы бытия.

1-ый аспект. Мир есть, постоянно  наличествует. Отдельные вещи, явления  возникают и исчезают, а мир  в целом существует и сохраняется.  Это противоречивое единство  непреходящего бытия природы  как целого и переходящего бытия вещей.

2-ой аспект. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира  есть предпосылка его единства. Различные целостности, имеющиеся  в мире, равно существуют. И это  их объединяет. Бытие мира –  его целостность через существование.  Мир – единство многообразного. Бытие есть одинаковость явлений: они все одинаково существуют.

3-ий аспект. Мир как совокупная  реальность. Мир является реальностью  для сознания и действия каждого  человека. Человеку приходится считаться  с реальностью как совокупной целостностью. Это единое, обладающее собственной логикой существования и развитие бытие. Поэтому человеку в его деятельности следует понять, что именно есть и как оно есть.

Таким образом, проблема бытия –  это вопрос о предельных основаниях конкретного мира.

В истории философии проблема бытия  – это поиски опорных пунктов  мышления: в Античности главным принципом  является превосходство единства над  множеством; в Средние века разделение на бытие Бога и Богом сотворенное  бытие; в 17 веке представление о сущности (субстанции); в 18-19 веках на место «субстанции-объекта» поставлена «субстанция-субъект». Понятие бытия в классической философии включает три понятия: «сущее», «существование», «сущность». Сущее – это определенность, то или иное нечто; сущность – первооснова всего сущего; существование – пребыание в наличии.

Формы бытия

Бытие вещей – бытие вещей и состояний природы; природа делится на живую и неживую; бытие вещей, произведенных человеком (вторая природа).

 

Бытие человека -  бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

Бытие духовное - индивидуализированное духовное и объективированное духовное бытие.

Бытие социальное - бытие отдельного человека; бытие общества.

Основные модусы бытия  суть бытие духа и бытие природы.

Все дело в том, какого соотношение между ними. Различные философские учения по-разному отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении, о его первооснове. Для самых распространенных понимания: материалистическое и идеалистическое.

Материалистический монизм,  в качестве первоосновы мира берет материю как единственную субстанцию. Тогда мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойство или проявление. Такие подходы обнаруживаются у представителей милетской школы и Гераклита в Древней Греции; у Спинозы в Новое время, у Маркса и его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот признает материю производной от чего-то идеального. Идеальное обладает вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. Различаются объективно-идеалистический монизм (у Платона – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»).

Субъективно-идеалистический  монизм (например, у австрийского философа и физика Эрнста Маха) выводил все  физические и психические состояния  действительности из умозрительных  конструкций.

Материя и сознание как два основания мира и их взаимосвязь всегда были предметом острых дискуссий. Проблема соотношения материального (естественно-природного) и идеального (духовного) получила название «основного вопроса философии».

Однако для многих философов основной вопрос не является вопросом о соотношении материи и сознания. Поэтому они по-разному понимают основные формы бытия.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вечканов, В. Э. Философия: Курс лекций: учебное пособие для вузов, 2007.
  2. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник, 2003.
  3. Фролова, И. Т. Введение в философию: Учебник, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

по  дисциплине: «История философии»

на  тему: «Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия.»

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Выполнила:                                                            

                                                               Студентка группы ЭБС

                                                                Шифр: 023

                                   Матвиенко Е.П.

 

                                                             Проверила: Афанасьева О.А.

 

 

г. Свободный

2011 г.


Информация о работе Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия