Категория материи в истории философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:33, реферат

Описание работы

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Файлы: 1 файл

категория материи в истории философской мысли.docx

— 22.73 Кб (Скачать файл)

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Понятие материи относится к  основным философским категориям и  является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального  мировоззрения, его объективность.

Материалистическая философия  всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки  в целом. Само понятие материи  не оставалось неизменным на различных  этапах развития материализма, оно  всегда развивалось и совершенствовалось, с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует  о том, что понимание материи  в различных философских учениях  находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в  этих учениях представление о  единстве мира с многообразием его  проявлений, как понимается представителями  той или иной формы философии  взаимосвязь или соотношение  общего и отдельного.

Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория возникла, как  она развивалась, как она наполнялась  современным содержанием. Изучение категорий в их исторической связи, в их становлении и развитии дает возможность лучше понять их современное  содержание и помогает наиболее правильному  их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия «материя»  исключительно важно еще и  потому, что оно выступает как  бы определенной моделью, позволяющей  показать некоторые проблемы историографии  понятий.

В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и  науки в становлении материалистического  понятия материи можно указать  на три главных этапа:

  • наивно-материалистический — материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»;
  • механический — материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.);
  • диалектико-материалистический — материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

Философы Древней Греции строили  свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они пони­мали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределен­ному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалами, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

Древнегреческие материалисты не располагали  общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня, – продукт длительного развития, она создавалась в процессе форму­лирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.

Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность  этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была та­кова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух.

Взгляды представителей милетской  школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях» (огонь, воздух, вода, земля). Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.

Возникновение атомистической философии  Левкиппа и Демокрита — большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения, действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия «материя».

Эпикур и Лукреций, продолжая  учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.

Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление  о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял  идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводилось только к воде или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

Крупнейшим представителем древнегреческих  идеалистических школ, оппонирующих материалистическим воззрениям, был  Платон, утверждавший, что идеи действительно  существуют и принципиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сводить  все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие  материалисты. Так возникло серьезное  препятствие на пути к образованию  единого, всеохватывающего понятия  «материя». Аристотель опровергал разделение мира на мир вещей и мир идей, он  доказывал и подчеркивал, что  идеи — это образы действительности, бытия, которое нельзя удваивать, делить на две части. Аристотель выделил  в бытии две его стороны: материю  и форму. Материя — это потенция, субстрат единичного бытия, а форма  — актуальность единичного бытия, эйдос всякой вещи. Материя нашего мира оформлена, поэтому в нем нет материи без формы, равно как и формы без материи. Заслугой Аристотеля является то, что он впервые в истории философии ввел в употребление понятие «материи» в абстрактно-логической форме.

Свое дальнейшее развитие понятие  материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и, главным образом, выявляли ее физические свойства. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе, с его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

Представление о материалистической категории материи, совокупно отражающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и независимо от него, становится постоянным составным  элементом европейского мышления в  эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объективной реальности в одну категорию было облегчено  односторонностью философского и научного мышления.

Для материалистических философов XVII века «материя» была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность.

В естествознании XIX столетия уровень  развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи  — она определялась с позиции  механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом  материи – веществом. Материя (вещество) рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.

Новый этап в развитии категории  «материя» начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений. Прежние материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот.

Диалектико-материалистическое представление  о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала ХХ вв.

Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения  энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия  и радиоактивного излучения. Эти  выдающиеся открытия объединяет принцип  признания материальности всех явлений  и процессов объективного мира. Благодаря  им в науке сложилось качественно  новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.

 Таким образом, диалектика  становления научного представления  о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики.


Информация о работе Категория материи в истории философской мысли