Казахская философия XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:33, доклад

Описание работы

Исследования казахстанских философов последних лет убедительно показали, что философия в Казахстане исторически развивалась как особая форма освоения различными общественными силами исторической действительности и окружающей природной среды и сыграла огромную роль в становлении общественного сознания казахского народа в определении содержания и основных форм его практической деятельности. А, начиная со второй половины XIX века, в Казахстане сформировалась достаточно сильная школа профессиональных философов, которая ни в чем не уступала, а в некоторых моментах даже превосходила передовую философскую мысль других народов.

Содержание работы

Ведение
Ч. Валиханов и его воззрения на общество
Философия и этика Абая
Мысль нового времени о Философии в Казахстане
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия казахская философия 20 века.ppt

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Государственный Медицинский Университет города Семей

 

СРС

 

 

Кафедра: СГД

Дисциплина: Философия

 

Казахская философия XX-XXI века

 

Выполнила; Семенович В.Г

Группа: 229 ОМФ

Проверил: Рыманов Д.М

 

Семей 2013

ПЛАН

 

Ведение

Ч. Валиханов и его воззрения на общество

Философия и этика Абая

Мысль нового времени о Философии в Казахстане

Заключение

Список литературы

 

 

Введение.

 

Исследования казахстанских философов последних лет убедительно показали, что философия в Казахстане исторически развивалась как особая форма освоения различными общественными силами исторической действительности и окружающей природной среды и сыграла огромную роль в становлении общественного сознания казахского народа в определении содержания и основных форм его практической деятельности. А, начиная со второй половины XIX века, в Казахстане сформировалась достаточно сильная школа профессиональных философов, которая ни в чем не уступала, а в некоторых моментах даже превосходила передовую философскую мысль других народов.

В мировой истории философии, разумеется, были аналоги учению казахских философов. И в этом нет ничего удивительного, ибо круг казахской проблематики является общим для всего человечества в целом. Только поэтому мировой философский процесс развивается во взаимодействии философского мышления различных народов, нередко отграниченных друг от друга во времени и пространстве на достаточно далекие расстояния и столь же близкие времена.

Ч. Валиханов и его воззрения на общество

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

.

 

 

Чокан Чингизович Валиханов – первый                          замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии, востоковедению, философии, социологии и т.д. Глубокая сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом ее устройства. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Что политика связана с властью, было хорошо понятно многим и до и после него. А вот, что политика есть не только и не просто власть, а есть еще и способ ее устройства, учитывали далеко не многие. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики.

 

Ч. Валиханов полагал, что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти, которая, как справедливо считал просветитель, упивается своим мнимым могуществом и выражает уверенность в том, что вокруг нет никаких сил, способных обуздать ее волю. «Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов», - с величайшим сокрушением констатировал он.

 

 В Казахстане второй половины XIX века религия, церковь и духовенство всецело взяли на себя функции духовного оправдания и защиты не добрых, а злых общественных сил. Именно поэтому исторические деятели и мыслители Казахстана той поры, и Ч. Валиханов в их числе, стали на позиции непримиримой борьбы против религии и духовенства, особенно ислама и мусульманского клерикализма. Ч. Валиханов усматривал одну из наиболее реакционных сторон в деятельности мусульманского духовенства. Он сумел показать, что служители мусульманского культа не только содействуют эксплуататорам, но и сами выступают в качестве безжалостных угнетателей народа.

 

В Казахстане второй половины XIX века религия, церковь и духовенство всецело взяли на себя функции духовного оправдания и защиты не добрых, а злых общественных сил. Именно поэтому исторические деятели и мыслители Казахстана той поры, и Ч. Валиханов в их числе, стали на позиции непримиримой борьбы против религии и духовенства, особенно ислама и мусульманского клерикализма. Ч. Валиханов усматривал одну из наиболее реакционных сторон в деятельности мусульманского духовенства. Он сумел показать, что служители мусульманского культа не только содействуют эксплуататорам, но и сами выступают в качестве безжалостных угнетателей народа.

Он сравнивая его догматы с догматами других религиозных течений, с религиозными представлениями древних и приходит к выводу, что ислам, в сущности, является ни чем иным, как своеобразным сборником ложных, основанных лишь на невежественных домыслах, примитивных воззрениях древних людей об окружающем их мире. Постоянно вскрывая и подчеркивая несостоятельность и абсурдность религиозных догм ислама, Ч. Валиханов не менее решительно отмечает лживость идей и других религиозных течений. Одну из наиболее реакционных черт ислама Ч. Валиханов видел в том, что религия эта гасит у народов, исповедующих ее, «всякую искру самобытности, всякую рациональность».

Само по себе стремление Ч. Валиханова добиться преодоления казахским народом периода господства ислама в степи было, разумеется, прогрессивным. Но отсталые условия окружающей действительности не дали ему возможности открыть и указать правильное, научно обоснованное средство борьбы против распространения ислама в Казахстане. Ч. Валиханов не только вскрыл несостоятельность и реакционную роль религии, не только боролся против нее, но и пытался дать естественно-научное объяснение ее сущности, раскрыть подлинные причины ее происхождения.

Атеистический характер мировоззрения Ч. Валиханова отмечали многие из его друзей и современников. В условиях почти поголовной неграмотности народа формальное отречение от мусульманства не дало бы никакой пользы, зато могло бы вызвать недоверие народа, что было крайне нежелательно для Ч. Валиханова, стремившегося влиять на народ.

 

Философия и этика Абая

 

Абай Кунанбаев тонкий наблюдатель за всем происходящим вокруг и глубокий аналитик, Абай блестяще раскрывает единство интересов обыкновенного вора, бая и власть имущего. В «Книге слов» он пишет: «Вор надеется разжиться краденным, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть имущих, обещая баю сыскать и возвратить пропажу, а вору – избежать правосудия, обирает обоих… Так и живут: вельможный – помогая баю и пособляя вору… »

 

Абай превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели господствующие силы общества. Таким образом Бог Абая – это Творец, Создатель, но не Владыка. Поэтому ни в коем случае нельзя ссылками на Бога оправдывать зло, как это постоянно делают священнослужители ислама, обнаруживая тем самым свое невежество в религиозных вопросах и выставляя на показ свою полную безнравственность.

 

природа, по Абаю, отнюдь не определяет сущности человека, потому что он не от природы, а от Бога. Он проявляет твердую склонность решительно отделять религию от Бога и веру от религии. Отсюда в философии Абая огромное место занимает учение о сущности истинной веры, через которое он пытается определить действительное место, назначение, цель существования и подлинную сущность человека. Исходя из идей изменения всего сущего, кроме Бога, Абай разрешил проблему нравственного совершенствования человека. Он считал, что люди его времени одержимы пороками и перечислил огромное множество нравственных изъянов человека. Основой положительных нравственных качеств человека, считал он, является жажда знаний, просвещения, науки. Только просвещенный человек стремится добывать хлеб свой насущный честным трудом, стремится к справедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственные качества, противостоящие порокам. Абай пытается дать своеобразное философско-теологическое обоснование необходимости гуманизации общественных отношений. Он настойчиво доказывает, что антигуманные, антинародные деяния и то зло, которое чинят имущие социальные слои против простых народных масс, против человека труда, стоят в вопиющем противоречии с самими основами и сущностью истинной веры. Нравственная философия Абая в значительной мере носит дидактический характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и привить ему стремление к знаниям и культуре. Казахский просветитель твердо верил в то, что в его неспокойный и запутанный век наставление становится единственно возможным способом формирования человека как человека

Просветитель полагал, что религия есть выражение невежества и безумия человека, не сумевшего еще в полной мере воспользоваться разумом, дарованным ему Всевышним. Религия, таким образом, не есть плод божественного откровения, а является результатом элементарного человеческого безрассудства. Он не отвергает ни одной догмы ислама, более того, он настойчиво призывает людей чтить Коран как истинное слово Божье, переданное мусульманам через пророка Мухаммеда, чтить самого пророка, поклоняться ему и неотступно следовать его вероучению. Но это поклонение не должно быть слепым и сводиться лишь к соблюдению всякого рода обрядов, постов, особенно молитв и культов.

Из вышеизложенного следует, что Бог есть первооснова философии Абая Кунанбаева. Но Бог у него выступает только как объект отличающийся от человека и его мышления. Бог есть, согласно его убеждению, первоначальная и общая причина мироздания и человека. Таким образом Абай идеалист, а возможно и теолог в общих взглядах, а в частных вопросах он выступает как чистый материалист.

Нысанбаев О. А. Была ли философия в Казахстане?

 

- Была у казахов философия! Но  говоря объективно, казахские мыслители  не оставили, подобно таким западным  крупнейшим западным философам  как Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, письменных трудов. Зато  у нас развитие получила народная  философия, выразившаяся в пословицах  и поговорках, устной литературе, фольклорной, поэтической и религиозно-мифологической  форме

 

Так, М.Ауэзов говорил о том, что Абай не оставил после себя фундаментальных философских трудов, не создал, подобно Декарту, философской системы. Это верно. Но Абай, будучи человеком своего времени, поднимал философские проблемы поистине вселенского масштаба в своих прозаических и лирических произведениях, дав на многие вопросы ответы, которые определили суть его назиданий. При внимательном прочтении обязательно приходишь к выводу: может, и не отнести к подлинным философским категориям, но в чем он уступит другим крупнейшим мыслителям?! Именно в этом заключается особенность казахской философии. Если система категорий в философии Запада стала основной сердцевиной философских текстов, то у нас такие тексты обрели преимущественно литературную форму, художественную и образную. 

Перед сегодняшними учеными стоит задача – рассмотрев сказки, сказания, предания, легенды, пословицы и поговорки, выделить в них то, что относится к национальной философии. Это будет нелегко. Ведь нужно уделять конкретное внимание философской стороне в этих формах устного литературного наследия, выделить и определить наиболее нужное в них.  
Мало говорить о богатом культурном наследии, в том числе о нашей национальной философии.В качестве примера можно привести изречения Коркыт ата о том, как можно избежать гибели, когда она, казалось бы, неизбежна. Он говорил о том, что смерть можно отвратить только силой музыки, мелодии, звучанием кобыза. Кто еще среди мировых мыслителей, на западе или востоке, высказывал подобную мысль?Или же обратимся к изречению Асана кайгы о построении такого общества, "когда жаворонки будут нестись на спинах овец". Такие идеи присущи только казахской философии, образу мысли казахских мудрецов. Это социальная утопия. Между тем эту идею Асан кайгы высказал задолго до Томаса Мора и других западных утопистов. И при работе по систематизации наследия казахских мудрецов мы должны исходить из этих особенностей.

Те, кто говорят о том, что у казахов не было философии и великих мыслителей-философов, не знают следующего. У казахов, говорит Абсаттар кажы Дербисали, было 12 Аль-Фараби, великих ученых и философов, уроженцев Туркестана. А мы, кроме Абу-Насра Аль-Фараби, признали и оценили еще кого-нибудь? У казахов не было мыслителей?! А Коркыт ата? Авеста? Мифология Анахарсиса, Тоныкока, Культегина? Жусип Баласагун, Махмут Кашгари, Асан кайгы… Неужели игнорировать своих отечественных мыслителей, представших в целой плеяде, только из-за того, что так в свое время говорили русские колонизаторы? И стоит совсем нелегкая задача – систематизировать духовное наследие казахского народа, формировавшееся с древних времен, изучить, какие из трудов восточных и западных мыслителей приемлемы для духовного развития нации.

Заключение

 

В настоящее время казахстанские философы изучают различные стороны философских учений казахских мыслителей. Это помогает глубоко раскрыть период истории, сыгравший значительную роль в становлении национального самосознания казахского народа, в философии которого нет институционального ограничения познания. 

Список литературы:

http://kazbook.narod.ru/knigi/21/11.htm

 

http://vuz.ucoz.ro/publ/mezhdunarodnaja_konferencija/razvitie_kazakhskoj_filosofii_60_e_80_e_gg_khkh_veka/3-1-0-10

 

http://ru.wikipedia.org/wiki


Информация о работе Казахская философия XX-XXI века