Кейс Философия нового времени: наукоцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:46, практическая работа

Описание работы

Практический кейс направлен на ознакомление с основными направлениями философии нового времени, и представителями данных направлений. Данный кейс поможет разобраться в особенностях, основных идеях философии нового времени, с проблемой метода и субстанций философский воззрений философоф.

Содержание работы

Основные понятия
Взгляды ведущих философов нового времени
«XVIIв.- Век Гениев»
Выводы и вопросы, тестовые задания

Файлы: 1 файл

Кейс №5. Философия Нового времени.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Кейс «Философия нового времени: наукоцентризм».

 

Тема



Основные понятия



 Взгляды ведущих философов  нового времени 
«XVIIв.- Век Гениев»



 

Выводы и вопросы, тестовые задания


 


 

 

 

Тема: Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм


Практический  кейс направлен на ознакомление с  основными направлениями философии  нового времени, и представителями данных направлений. Данный кейс поможет разобраться в особенностях, основных идеях философии нового времени, с проблемой метода и субстанций философский воззрений философоф.

Основные понятия:


Основные направления гносеологии  Нового времени: 
Эмпиризм (представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс) направление, которое все познание выводит из чувственного опыта.  
Рационализм (представители: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) направление утверждающее, что разум лежит в основе познания. 
Сенсуализм (представители Д. Локк, Д. Юм) направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения. 
Агностицизм( представители Д. Юм, И. Кант) направление, отрицающее возможность познания обьективного мира. 

Взгляды ведущих философов нового времени. «XVIIв.- Век Гениев»


Ознакомившись с описанием теорий, учений и взглядов ведущих философов Нового времени, ответьте на следующие вопросы:  Какое направление Вам ближе и к какому бы присоединились: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, агносицизм, исходя  из сегодняшнего состояния науки, развития техники, отношения к природе и человеку в мире. Ответ Аргументируйте. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени? Раскройте сущность теории врожденных идей Р. Декарта. Проанализируйте возражение против неё Д. Локка. К

Ф. Бэкон

«Знание – сила»

Родоначальником эмпиризма, был английский философ  Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Как и большинство мыслителей протестантской ориентации, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Наука - средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. Бэкон, считает дедуктивный метод  - мысль движется от очевидных положений(аксиом) к частным выводам - не результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Бэкон,  нашел, что "формой" теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Бэкону  восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, Бэкон считал причиной заблуждения ложные идеи, которые называл идолами, или призраками.

  • Призраки рода общи всем людям и являются искаженным отражением вещей из-за того, что человек примешивает к их природе свою собственную.
  • Призраки пещеры возникают из индивидуальных особенностей каждого человека.
  • Призраки рынка- из неверного использования слов.
  • Призраки театра- ложные учения, завлекающие подобно пышным представлениям.  

Путь  преодоления призраков - обращения  к опыту и обработка его с помощью индукции.  Индукция, "выведение аксиом из опыта", исходит, по Бэкону, из восприятия отдельных фактов и, поднимаясь шаг за шагом, доходит до самых общих положений, составляя основу научного метода.

Творчество  Бэкона оказало сильное влияние  на ту общую духовную атмосферу, в  которой формировалась наука  и философия XVII века, особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей  Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и другие.

Рене Декарт.

«Мыслю, следовательно, существую»

Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей.  Декарт формулирует правило: "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению".  Принципы Декарта - методы научного познания. Тут и анализ, и переход от простого к сложному, и полнота охвата исследуемого предмета. За образец принимается математика.  Декарт отводил исключительную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверный исходные положения (аксиомы) и состоящие из цепи также достоверных логических выводов.  Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Стремясь  дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. Он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени.

Декарт  начинает свое философское построение именно с критики, которая носит  у него форму универсального сомнения - сомнения не только в истинности наших  знаний, но и вообще в реальном существовании  самого мира.

Антитрадиционализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип тех революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании.

  Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой.  Научное знание, как его предвидит Декарт, - это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность. Вот почему непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Согласно  Декарту, математика должна стать главным  средством познания природы, ибо  само понятие природы Декарт существенно  преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет  математики: протяжение (величину), фигуру и движение. Чтобы понять, каким  образом Декарт дал новую трактовку  природы, рассмотрим особенности его  метафизики.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни  которого лежат в античной онтологии.  Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и  материальные. Главное определение  духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

  • Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: "Если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой", или положение "Из ничего ничего не происходит".
  • Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
  • Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов.

 

Номинализм Т. Гоббса

«В интеллекте нет ничего такого, чего бы не было в чувственном восприятии»

В противоположность рационалистической метафизике Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского  философа Томаса Гоббса (1588-1679). Гоббс - классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой - знание об именах вещей. Источник этого второго опыта - ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само существование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов. "Под словом дух мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство..." .

Д. Локк

"Разум  должен судить об откровении".

Джон  Локк (1632-1704) первым в философии Нового времени выделил теорию познания как специальную дисциплину. Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах, заставляющие вспомнить античную атомистику. К первичным качествам он относил те, которые реально существуют в телах, неотделимые от них (объем, плотность, форма, число, расположение, движение). Вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) не присутствуют в самих телах, а представляют собой следствие воздействия на нас первичных качеств. Итак, первичные качества существуют в телах независимо от человека, а вторичные - результат взаимодействия тел с органами его чувств.

Локку принадлежит определение рождающегося человека как "чистая доска". Все  свои понятия, по Локку, человек, приобретает  из жизненного опыта и не имеет, вопреки  Декарту, врожденных идей. С позиции  эмпиризма Локк подверг критике  представление о мыслительной  субстанции.

Локка можно рассматривать  как основателя эмпиризма - доктрины, утверждающей, что все наше знание (возможно, исключая логику и математику) выводится из опыта. Соответственно, первая книга "Опыта", вопреки  Платону, Декарту и схоластам, утверждал что не существует врожденных идей или принципов. Во второй книги он пытается подробно показать как из опыта возникают различны виды идей. Отвергая врожденные идеи, он говорит: "Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда приобретает тот их обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждений и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит" .

      Влияние Локка

У Локка, в основе его утверждений лежит опыт, и он охотно каждый вопрос предоставляет решать путем свободного обсуждения. Результатом этого, одинаково и в отношении его самого и в отношении его последователей, была вера в реформу, но в реформу постепенную. Так как их системы мышления предполагали постепенность как результат отдельных исследований многих различных вопросов, то и их политические взгляды, естественно, имели тот же характер. Они выступали против больших цельных программ, предпочитая рассматривать каждый вопрос в отдельности. В политике, как и в философии, они основывались на опыте и эксперименте.

 

И. Кант

"Рассудок не черпает  свои законы из природы, а  предписывает их ей"

Рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Кант  анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники  заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет  действительное положение вещей, то у Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных  элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом  субъекте Кант различает как бы два  слоя, два уровня - эмпирический и  трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Кант  переосмыслил проблему истинности чувственных восприятий. Кант, приняв  в качестве критерия истинности согласованность разумного с чувственным, ушел от решения вопроса об истине в абсолютном смысле.  Примирить рационализм с эмпиризмом Кант попытался с помощью практического разума. Кант отрицал знание как воспоминание и способность мышления как такового проникать в суть вещей. У Он начинает с проверки доводов разума чувственными данными. У Канта выводы определяются исходными посылками. Ведь если истины мышления нуждаются в проверке органами чувств, значит, сфера духа не имеет само выделяющего значения и бессмысленно говорить об истинности объективного существования идей.

Кант  считал что «чистый разум», т.е. разум, в котором отсутствует информация, получаемая органами чувств, не способен что- либо доказать, но стало быть, не доказуемы и его исходные посылки. Важное для Канта понятие - трансцедентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета.  Данные всех пяти органов чувств ( это и носит название апперцепции)  соединяются, по Канту, вместе в голове человека ( это называется трансцендентальным). Я формирует предмет. Поэтому предмет познания по Канту, не дан, а задан разумом.

Информация о работе Кейс Философия нового времени: наукоцентризм