Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:05, контрольная работа
История философской мысли в России — органическая часть всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Необходимо отметить, что изучение истории русской философии происходило не без сложностей и не без искажений. Одни пытались отрицать ее историческое существование, сводя ее возникновение к XVIII веку, другие — наоборот, возвеличивали, возводя ее в ранг мировых. На мой взгляд, стремление вести отсчет существования русской философии с XVIII в.- неправильно.
1. Введение
2. Любовь к мудрости в Киевской Руси
3. Материализм М.В.Ломоносова
4. Философские воззрения А.Н.Радищева
5. Вывод.
1. Введение
2. Любовь к мудрости в Киевской Руси
3. Материализм М.В.Ломоносова
4. Философские воззрения А.Н.Радищева
5. Вывод.
1. Введение
Всякая философия является мировоззрением, её совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие ''мировоззрение'' шире понятия ''философия''. Это означает, что первое включает в себя второе.
История философской мысли в России — органическая часть всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Необходимо отметить, что изучение истории русской философии происходило не без сложностей и не без искажений. Одни пытались отрицать ее историческое существование, сводя ее возникновение к XVIII веку, другие — наоборот, возвеличивали, возводя ее в ранг мировых. На мой взгляд, стремление вести отсчет существования русской философии с XVIII в.- неправильно.
Начальный период становления русской философии Х – ХVIII вв. называют по-разному:
- древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.
Внутри русской философии этого времени можно выделить конкретные периоды:
1) X-XIV вв. - процесс формирования древнерусской философии;
2) XV- XVI вв. - эпоха ее расцвета;
3) XVII в. - начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.
Русская философия Х – ХVIII вв. является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Она очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в.
2. Любовь к мудрости в Киевской Руси
Правильное представление о национальном своеобразии русской философии может быть получено лишь в результате глубокого осмысления ее истории, отражающей все ее этапы с начала зарождения философской мысли в Киевской Руси до наших дней.
Русь включилась в «мировое измерение» философии в конце X в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии, что открыло ей путь к развитию отечественной философской мысли.
Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую основу составлял многобожие. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер — Стрибог; землю и плодородие — Мокошь и т. п. Человек и Вселенная находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. отсутствовало и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Крещение Руси дало тот «толчок», благодаря которому она вошла в семью христианских народов
Для Руси, воспринявшей христианство, характерен взгляд на человека и жизнь, принципиально отличный от славяно-русского языческого пантеизма. Здесь вводится тема греховности и покаяния. Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и церкви. «Внешняя философия», относящаяся к сфере жизненно-практической, считалась второстепенной, гораздо менее важной.
Хотелось бы отметить основных Представителей древнерусской философии:
Одним из первых древнерусских философов является киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В своем произведении "Слово о Законе и Благодати" он рассматривает:
-. вопросы истории человечества,
а также место России в общемир
-. значение принятия
В буквальном смысле "Слово" - рассказ о том, как слово Божие распространилось среди всего человечества.
Будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс христианизации рассматривает через крещение Руси. Оно видится ему как завершающий этап распространения христианства.
Вторым крупным политическим деятелем на Руси был мыслитель Владимир Мономах. В своих “Поучениях” он затронул большой круг вопросов, касающихся взаимоотношений церкви и государства, моральных, правовых критериев, определяющих критерии оценки политического деятеля. Также Мономах призывает быть милостивыми, не грешить, уклоняться от злых дел, иметь в сердце страх Божий, творить непрерывные молитвы и добро ближним и подчиненным, покоряться старейшим, с одинаковыми по возрасту и с молодыми людьми "любовь иметь", сохранять чистые помыслы, избегать лжи, гнева и прочих пороков. По словам Мономаха, для того, чтобы заслужить Божию милость, не требуется монашество, пост; можно и малым делом получить милость Божию.
Еще одним крупным представителем русской философии этого периода является Митрополит Климент Смолятич (XII в.).
В своем “Послании к пресвитеру Фоме” он трактовал две метода познания:
1. тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума, знание, достигаемое “святыми”.
2. Обыденное знание, обоснованное практической жизнью - Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать
философские идеи средневековых мыслителей. Разумеется, я упомянула лишь некоторых из наиболее известных мыслителей, но и этого вполне достаточно чтобы утверждать о наличии в истории русской культуры глубокой философской традиции. Именно благодаря этому в последующие десятилетия стало возможным дальнейшее развитие философской мысли в России.
Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Начало материалистической традиции в русской философии связано главным образом с именем Михаила Васильевича Ломоносова(1711 - 1765) -основоположника науки и естествознания в России.
Ломоносов стал первым русским ученым мирового значения, который поднялся на уровень тогдашней науки, а в ряде случаев даже предвосхитил ее развитие. Многие достижения Ломоносова настолько опередили свое время, что остались неоцененными его современниками. Многие ученые позднейшего времени заново обращались к вопросам, которые принципиально разрешил великий русский мыслитель.
Михаил Васильевич Ломоносов свое
место в истории русской
Также Ломоносов говорил о силе инерции и движении: природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением. Никакого движения не может произойти естественным образом в теле, если это тело не будет побуждено к движению другим телом.
Ломоносов довольно резко критикует и церковь, и невежество попов. Но вместе с тем он стремится примирить естественнонаучное объяснение мира и в принципе не отвергает "Бога - творца ". Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины. Согласно ей представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.
Основные философские труды Ломоносова: «О слоях земных», «Размышления о причине теплоты и холода».
4. Философские воззрения А.Н.Радищева
Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.Н. Радищев (1749-1802), написавший философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии». Основное внимание Радищев уделял социально-философским проблемам. Он в отличие от мыслителей 1 половины 18 столетия существенно продвинулся вперед в области познания человека и его социального окружения. Свои главные усилия познания он направил не на природу, не на внешний мир , а на человека в его естественных и социальных характеристиках. Другое отличие от мыслителей петровского и послепетровского времени- это социально- политическая ориентация.
Радищев отличался от просветителей 2 половины 18 века своим вниманием не только к социально- экономической харак-ке условий чел-го бытия, но и к антропологическим и психическим проблемам личности чел-ка.Радищев рассматривал человека в его самых различных связях: и соц.-полит., и нравственных, и психологических. Человек, по его мнению, является произведением природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и космосом; он обладает разумом и речью, а также способностью к общественной жизни. Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству. Таким образом, мировоззрение Радищева можно считать новым этапом в развитии русской философской мысли. Радищев представлял собой и совершенно новый тип личности- чел-ка с обостренным чувством совести, достоинства, не способного к компромиссам ради карьеры и душевного спокойствия.
Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе»
Находясь на позициях деизма, он считал бога «первой причиной всех вещей», который находится вне пространственно-временных отношений природы. Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться.
В историю русской философии
вошли не колебания Радищева между
материализмом и идеализмом, а продвижение
им философского понимания человека, активности
его сознания, всей его духовной жизни.
Направление философских поисков Радищева
соответствовало самым значительным поискам
мировой философской мысли.
Итак, рассмотрев историю Русской философии Х - ХVIII вв., можно легко заметить, что она имеет свои специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры:
Во- первых, в отличие от философии западноевропейских стран, она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Не успев сложиться на базе язычества, философия сразу же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.
Во-вторых, она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания. Именно православное направление было всегда ведущим.
В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью. Ее представители много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России, которая явилась фоном многих историософских исследований.
В-четвертых, в отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители в центр своих размышлений ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать пристальное внимание к проблемам человека.
В-пятых, для русской философии характерна идея сочетания единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.
Таким образом, первые шаги русской философии не отмечены крупными достижениями, но влияние ее на развитие духовной культуры было значительным.