Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:30, доклад
По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком.
Китайская
философия
По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».
Идеи даосизма
Основная идея
даосизма — утверждение о том, что все
подчиняется Дао, из Дао все
возникает и в Дао все возвращается. Дао
— это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое
Небо следует Дао. Познать Дао, следовать
ему, слиться с ним — в этом смысл, цель
и счастье жизни. Дао проявляется через
свою эманацию - дэ. Если человек
познает Дао, будет следовать ему, то он
достигнет бессмертия.
Для этого необходимо, во-первых, питание духа: человек
— это скопление многочисленных духов
— божественных сил, которым соответствовали
небесные духи. Небесные духи ведут счет
добрых и злых дел человека и определяют
срок его жизни. Таким образом, питание
духа — это совершение добродетельных
поступков. Во-вторых, необходимо питание тела:
соблюдение строжайшей диеты (идеалом
была способность питаться собственной
слюной и вдыхать эфир росы), физические
и дыхательные упражнения, сексуальная
практика. Такой путь к бессмертию был
долгим и трудным, доступным далеко не
каждому человеку. Поэтому возникает стремление
упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия.
Особенно в этом нуждались императоры
и представители знати. Первым императором,
пожелавшим достичь бессмертия с помощью
эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди,
который посылал экспедиции в дальние
страны для поиска необходимых для эликсира
компонентов.
В рамках даосизма возникает концепция недеяния
— отрицание целенаправленной деятельности,
идущей вразрез с естественным миропорядком.
Лучший государь — тот, который ничего
не делает для своих подданных. Задача
государя заключается в том, чтобы гармонизировать
отношения, предотвращать смуту, а подданные
сами разберутся, что им делать.
Гуманизм является ядром конфуцианского
учения. Идеалом конфуцианства является
создание гармоничного общества по древнему
образцу, в котором всякая личность имеет
свою функцию. Гармоническое общество
построено на идее преданности (чжун) —
лояльности в отношении между начальником
и подчинённым, направленная на сохранение
гармонии и самого этого общества.
Учение базируется на пяти качествах благородного мужа. Жэнь 仁 — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». И 义 — «правда», «справедливость». Ли 礼 — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Чжи 智 — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность. Синь 信 — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Также существует много других важных понятий: принцип сяо - почитание родителей; Чжун 忠 - верность, преданность; Юн 勇- храбрость, отвага; Шунь 顺 - послушный, покорный, благонамеренный и т.д. Но самыми важными являются Жэнь 仁 и И 义.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь (гуманность 仁) как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Конфуций считал, что неважно каким родился человек. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Мэн-цзы в свою очередь считал, что все люди рождаются хорошими, и только потом, поддаваясь слабости, могут испортиться.
Также Жэнь можно рассматривать в политическом контексте. Жэнь является основой конфуцианской политической модели. Несоблюдение правителем конфуцианской морали могло привести к потере Небесного Мандата, и как результат отстранение от власти. Тот же, кто правит мудро и с соблюдением всех правил показывает, что достоин власти, которая предоставлена ему Небом.
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. По Конфуцию вообще любое наше действие, будь то потребление пищи, приветствие, чистка зубов, распитие пива, все должно происходить не просто так, а в форме ритуала (или церемонии), то есть осознанно, не спеша, «с толком чувством расстановкой».
Этот принцип ритуализации повседневной жизни призван позволить людям лучше почувствовать саму жизнь, ее дух. Конечно, любой настоящий ритуал должен быть исполнен уважения (к себе, другим людям и природе) и достоинства. Символом «Ли» является огонь.
Идея покорности сверху донизу - одна из основных идей этики конфуцианства. Сюда относятся покорность и почитание родителей (сяо 孝), подчинение младших братьев старшему брату и уважение младшими братьями старшего брата (ди), подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии "преданность" (чжун 忠). Чтобы сгладить недовольство низов господством наследственной аристократии, Конфуций предлагал господствующему классу больше уделять внимания развитию земледелия, не нарушать сезонности земледельческих работ, призывал облегчить бремя поборов и повинностей.
Сыновняя почтительность (сяо 孝) - одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место "народного родителя", добродетель сяо затрагивала всю социально-политическую сферу. Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.