Классическая арабо-мусульманская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Особым феноменом философской мысли на Востоке стала средневековая «арабо-мусульманская» философия. Этим термином обозначается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших на арабском и персидском языках. Арабо-мусульманская философия развивалась в контексте культуры, где доминировал ислам. Принцип единобожия (таухид), идея единства бытия и единственности мироздания стала центральной темой мусульманской теологии и философии. Религиозно-философская мысль в культуре ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом — схоластической теологией ислама; суфизмом — религиозно-мистическим и пантеистическим течением мысли; фалсафой — философией, испытавшей влияние идей античных мыслителей.

Файлы: 1 файл

классическая арабо-мусульманская философия.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что вера в Бога лежит  в основе нравственности, поэтому  народ должен оставаться религиозным. Отнять у него религиозные убеждения  значило бы оставить общество без  регулирующих человеческую жизнь нравственных принципов и ввергнуть его  в пучину нигилизма и анархии. Народу философия не нужна. Философ  должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права  философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак  не должен проявлять своего недовольства.

Ибн-Рушд считал необходимым  изучать и использовать взгляды  предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность.

В онтологии Ибн-Рушд различает  сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях сущность и существование находятся в  единстве.

Материя — объективное  вечное начало. Ибн-Рушд считает, что  формы не вносятся и не создаются, а внутренне присущи несотворенной  материи и лишь переходят в  ней из потенциального в актуальное состояние. Ибн-Рушд указывает на Бога как перводвигатель (в виде целевой  причины).

Ибн-Рушд убежден в объективности  причинных связей; он говорит о  мире как едином, целостном". Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим  существованием обязано исключительно  творческой деятельности Бога.

В концепции Ибн-Рушда  говорится о мировом разуме, но он фактически трактуется как некий  мировой порядок, гармония. Ибн-Рушд говорит о том, что между живой  и косной материей нет непроходимой грани; мертвой материи вообще не существует, даже в царстве минералов  теплится некое подобие жизни.

Ибн-Рушд развивает основные идеи аристотелевского учения о душе. В то же время он не признает никакого индивидуального бессмертия. Индивидуальная душа во всех своих функциях связана  с телесным организмом. Только всеобщий разум, единый во всех людях, бессмертен, подобно тому, как смертен каждый человек, а род человеческий как  таковой вечен и непреходящ.

Ибн-Рушд отвергает возможность  непосредственного общения с  Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим  постоянный, неустанный умственный труд. Глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.

В этике Ибн-Рушд утверждает соотносительность добра и зла. Существуя сами по себе, они сопровождают друг друга. Так, огонь — полезен, но при этом он губит животных и  растения. 

 

4.1 Проблема свободы воли

Ибн-Рушд рассматривает проблему свободы воли. Мусульманские теологи  предлагали в этой связи две доктрины. Одна утверждала абсолютную несвободу  человеческой воли в силу абсолютного  характера божественного предопределения. Другая утверждала полную автономность человеческой воли. Ибн-Рушд отвергает  и абсолютную свободу человеческой воли, и абсолютную предопределенность человеческих поступков. Если бы все  было абсолютно предопределено, люди ничем не отличались бы от неодушевленных предметов. С другой стороны, мы не можем  вершить в мире произвол, поскольку  наши действия подчинены внешним  причинным связям.

Ибн-Рушд выступал против ашаритского  учения о фатальной предопределенности поступков каждого человека. Одни люди предрасположены к добру, другие — к злу, но это определяется множеством причин: темпераментом, волей, мышлением  человека. Благо или счастье возможны тогда, когда рациональная душа контролирует действия животных потенций. Счастье  достижимо в полной мере лишь в  идеальном государстве. Гармоничное  развитие государства как цельного организма достигается, когда его  граждане специализируются каждый в  каком-нибудь направлении. Ибн-Рушд высоко оценивает узкую специализацию  — если человек выбирает себе профессию  с ранней молодости и занимается ею в течение долгого времени, он может достичь высокого мастерства, а это отвечает интересам государства  в общем и данного индивида в частности.

Вслед за Платоном Ибн-Рушд считает, что в идеальном государстве  существуют три сословия: производители  материальных благ, защитники от врагов и мудрецы, устанавливающие законы, управляющие государством, осуществляющие обучение и воспитание граждан.

4.2 Учение «о трек обманщиках»

Впоследствии Ибн-Рушд был  объявлен создателем учения «о трех обманщиках» (Моисей, Христос, Мохаммед). В интересах  исторической справедливости нужно  признать, что это учение идет еще  от секты карматов. Представители  этой секты (IX-X вв.) опровергали все  вероучения и выступали с разоблачением  ислама, христианства и иудаизма как  учений, построенных на преднамеренном обмане народа: Три человека, утверждал  один из вождей карматов, внесли в человечество порчу: пастырь (Моисей), лекарь (Иисус) и погонщик верблюдов (Мохаммед). Любопытно, что худшим из пророков считали Мохаммеда. Аналогичных взглядов придерживачнсь представители тайного общества « Чистые братья» движения исмаилитов (X в.). Ибн-Рушд также разделял эту  идею.

Ибн-Рушд — последняя крупная  фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем  в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались  еврейскими и христианскими философами, а в самом мусульманском мире наступило господство религиозных  фанатиков, сопротивлявшихся всякому  проявлению самостоятельной мысли. Рукописи философских и научных  работ, ранее высоко ценимых, уничтожаются или теряются.

 

Список использованной литературы  

 

1.     История философии: Учебник для вузов/ В. Ильин.- СПб: Питер, 2003.- 732 с.

2.     История философии: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского.- М.: Гуманист. Изд. ценрт ВЛАДОС, 2000.- 800 с.

3.     Философии: Учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 590 с.


Информация о работе Классическая арабо-мусульманская философия