Классическая и неклассическая парадигмы в западной философии XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:41, практическая работа

Описание работы

Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX веков, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем, непосредственная личная зависимость.

Файлы: 1 файл

философия, пр 4.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Практическая работа №4. Классическая и неклассическая парадигмы в западной философии XIX в.

1.Исторические условия возникновения и характерные особенности классической                     немецкой философии                

   Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX веков, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем, непосредственная личная зависимость.

Особенности немецкой философии тесно  связаны с социально-историческими  условиями страны. Германия того периода  была экономически и политически  отсталой раздробленной страной, разделенной  почти на 300 небольших самостоятельных  государств. Отсюда вытекает определяющая черта характера немецкой буржуазии: двойственность, противоречивость. С  одной стороны, она мечтала о  революции и своем господстве; с другой, – была бессильна совершить  эту революцию и боялась пролетариата.   Из противоречивости положения немецкой буржуазии вытекает противоречивость, двойственность немецкой классической философии, которая отражала позицию буржуазии, ее силу и слабости.

Прогресс науки, опыт революций  в Европе, особенно французской революции 1789-1794 годов, создавали предпосылки  для развития философско-теоретического мышления. В классической немецкой философии в рамках решения ее основной гносеологической проблемы представлены все ведущие направления философской мысли: субъективный идеализм (И. Кант, И. Фихте), объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), материализм (Л. Фейербах).

Немецкая классическая философия  внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена  и заново сформулирована проблема отношения  субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.                                 

2. Критическая философия И. Канта

Иммануил Кант (1724-1804) родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге. В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «Критической» и которая приобрела характер обстоятельно обработанной системы в Германии, состоящей из «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения) (1790). Но наиболее значимым является критический период в деятельности Канта. Его философию называют критической по двум причинам: во-первых, из-за ее критического отношения к предшествующей философии и, во-вторых, из-за того, что свою философию он изложил в трех "Критиках". Кант утверждает, что источником истинных знаний о мире является не чувственный мир, не опыт, а сам разум. Наш разум познает окружающий мир потому, что этот мир есть произведение этого же разума. Он создал учение, основной чертой которого было примирение материализма и идеализма, веры и науки. И. Кант признавал существование вещей как они есть, независимо от сознания - это «вещи в себе». Воздействуя на наши органы чувств, они порождают ощущения - образы этих вещей, которые И.Кант называл явлениями или «вещами для нас». В этой предпосылке своей философии он материалист. Но в учении о форме и границах познания И. Кант идеалист и агностик. Он утверждал, что ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать достоверного знания о «вещах в себе», ибо последние непознаваемы. Их пространственное и временное восприятие есть следствие особых форм нашей чувственности, которые имеют доопыт- ный характер. Попытки познать «вещи в себе» порождают в человеческом разуме антиномии - противоречащие друг другу положения, каждое из которых признается логически доказуемым. В области нравственности (практическом разуме) И. Кант выдвинул принцип категорического императива, т.е. абсолютного нравственного закона: каждый человек должен поступать так, чтобы правило его поведения могло стать правилом поведения всех. Существование такого закона, по И.Канту, может быть объяснено только идеей бога.

                                                           3. Идеалистическая диалектика Гегеля.

Диалектика-[греч. διαλεκτική (τέχνη) – искусство вести беседу, от διαλέγομαι – веду беседу, рассуждаю] – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "Д." в истории философии употреблялся в различных значениях.

Гегель является наиболее ярким  представителем объективного идеализма  в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала.[1] Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического. На втором этапе идея, отчуждаясь от своего первоначального состояния, порождает своё инобытие – материю, вещество, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философия природы». Природу (материальную действительность) Гегель не воспринимает как самостоятельную реальность. Все стадии развития природы определяются воздействием идеального начала, придающего объектам природы и ей в целом динамизм. Из-за вольного обращения с фактами и множества ошибок «Философия природы» Гегеля не получила признания со стороны учёных-естествоиспытателей. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, однако уже в форме человеческого сознания и продуктов различных видов её деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля – «Философия духа». «Философия духа» делится Гегелем в свою очередь на три части: 1. Субъективный дух. 2. Объективный дух. 3. Абсолютный дух. Субъективный дух представляет собой собственно мир человеческой психики и сознания. Сферой объективного духа Гегель считает мир общества, нравственности и государства. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя, в религии дух представляет себя, а в философии познаёт себя. Именно философия выступает, согласно Гегелю, высшей формой деятельности духа, познающего в процессе философствования самого себя.

                                                         4.Антропологический материализм Л. Фейербаха

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему  и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872 гг.). По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоз¬зрения. Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа".Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

                                                         5. Варианты иррационализма в философии XIX в

КЬЕРКЕГОР

Одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала поворот от классической философии к современной, одним  из основоположников иррационализма XIX века был Серен Кьеркегор - датский философ, теолог и писатель. Философия Кьеркегора была несколько отлична от тех идей, которые высказывались в его время. Это было время господства позитивизма или гегельянства — та и другая философия были ориентированы на познание объективной истины. Именно против объективной истины, научной философии и вообще науки выступил Кьеркегор. Он, можно сказать, поднял бунт против истины, и в своей философии разработал концепцию экзистенциальной истины и экзистенциальной философии. Человек, по утверждению Кьеркегора, отличается от животного, прежде всего, тем, что он личность (а не тем, что у него есть разум), тем, что он осознает себя неповторимой личностью. Животное же, напротив, если и может осознавать себя, то осознает себя только лишь как часть рода. Человек осознает себя выше рода, он всегда индивидуальность, личность. Реально всегда существует либо личность, либо общество. Общество и личность не могут быть едины. Объединение людей — это всегда обезличивание, человек теряет свое индивидуальное лицо в обществе, поэтому стать человеком означает стать единичным, именно в этом состоит реализация человека. «Прочь от публики к единичному!» — восклицает Кьеркегор в одном из своих произведений. Современное общество с его культурой лишает людей индивидуальности, превращая их, по выражению Кьеркегора, в дрессированных обезьян. Поэтому Кьеркегору претил какой бы то ни было вообще социальный взгляд.

Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ. Основное его сочинение - "Мир как воля и представление" (1819-44). Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Высшее из искусств - музыка. Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX века, явившись одним из источников философии жизни и других концепций. В 1911 году во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество. У Шопенгауэра основой и животворящим началом всего является не познавательная способность и активность человека, а воля как слепая, бессознательная жизненная сила. А. Шопенгауэр выражает неклассические идеи с классической ясностью: философия не может быть наукой, ибо подлинная реальность не схватывается мышлением и не выражается в понятиях. Для разума она, как правильно утверждал Кант, – “вещь в себе”. Разум и наука познают одни лишь обработанные интеллектом явления, но не ту подлинную реальность, которая скрыта за ними. Эта реальность, однако, вопреки Канту, познаваема, но иным путём – интуитивно. Реальность не дана и не может быть познана как какой-то объект, но она открывает себя в нас самих, “изнутри”, ибо мы сами и есть реальность, но в подлинных, алогических глубинах своего бытия. Шопенгауэр говорит, что "обыкновенный человек, этот фабричный товар природы" не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи. Согласно Шопенгауэру, высшее из искусств - это МУЗЫКА, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли.

Ницше

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Основными положениями зрелой философии Ницше являются: все существующее есть воля к власти, могуществу; сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм. Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественное разграничение. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

В. Дильтея

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (Wilhelm Dielthey, 1833—1911) — немецкий философ, историк и  литературовед, введший впервые  понятие так наз. наук о духе (Geisteswissenschaft). 5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни". Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает такими признаками, как:• целостность; • наличие многообразного духовного начала;• неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия  должна прекратить "схоластические" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого  феномена во всех ее проявлениях. Также Дильтей уделял большое внимание социально-политическим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история — предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

                             

 

                            6. Возникновение и развитие философии марксизма, основные идеи.

а) Сущность материалистического понимания истории

Маркс и Энгельс подошли к  выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания  истории. До Маркса и Энгельса ученые обычно считали, что история, в отличие  от природы, не подчиняется никаким  законам, а судьбы народов зависят  исключительно от прихотей и поступков  выдающихся деятелей: вождей, полководцев, царей.Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не сознанием и волей отдельных личностей, а теми материальными условиями, в которых люди живут, трудятся, воспитывают своих детей. Они показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного производства.

б) Проблема отчуждения в  марксизме.

Проблема отчуждения является центральной  в творчестве многих выдающихся представителей современной западной мысли. для рабочего, труд — лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

Труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкури­руют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управ­ляет им.

Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях от­чуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь —  все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчужден­ными людьми. Отношения между людьми также  отчужденные, и различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс  указывает на факт существования  первичных и вторичных видов  отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становит­ся отчужденным(1) человеком?

Отчужденный труд равнозначен существованию  частной собст­венности. Частная  собственность — основа экономической  жизни, та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуж­дают, считая «естественной предпосылкой». На частнособственни­ческой экономике  «держится» вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что  экономическая история — ключ к понима­нию человеческой жизни  как таковой. Жизнь лю­дей в условиях экономического отчуждения искажает, калечит их, делает «частичными индивида­ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духов­ных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания».

Информация о работе Классическая и неклассическая парадигмы в западной философии XIX в