Классификация современных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

Содержание работы

1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2 Классификация наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3 Характеристика наук: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
а) общественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
б) технических наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
в) естественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

методы научных исследований.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

 

 

          МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Курская государственная сельскохозяйственная академия

имени профессора И.И.Иванова»

 

 

                Кафедра «Хирургии и анатомии»

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Методы  научных исследований»

 

          Классификация современных наук 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы ВСЭ 111б                                              

Преподаватель                                                                     

                                            

                                                           2013

Содержание

 

1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2 Классификация наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

3 Характеристика наук: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6

 а) общественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 б) технических наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 в) естественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

4 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и так далее.

Классификация наук –  это раскрытие взаимной связи  наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение  их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация наук

 

Классификация наук производится по нескольким критериям:

- классификация по  типу направления науки;

- по дисциплинарным  группам;

Рассмотрим классификацию  в зависимости от предметной области  изучения науки. В современном естествознании выделяют два типа направления наук:

- естественнонаучное  направление

- гуманитарное направление.

Предметной областью естественнонаучного типа науки, являются чисто природные свойства, связи  и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и так далее.

Предметной областью гуманитарного  направления науки является область  явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих  людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят человековедческие науки (философия, социология, история и другие), а так же религия, мораль, право и т.д.

Можно сказать, что в современном естествознании, науки подразделяют не только на типы, которые были рассмотрены ранее, но и на группы или дисциплины:

- общественные науки;

- естественные науки;

- технические науки.

Общественные науки изучают  человека и общество, взаимоотношения  и взаимосвязь между ними. Так  же к общественным наукам относятся, например, история, экономика, право.

Естественные науки - изучают физику, химию, биологию. Биология охватывает все процессы, протекающие в живой  природе, физика – в неживой, а  химия является пограничной наукой и делится на органическую и неорганическую.

К техническим наукам принято относить робототехнику, самолетостроение, электронику. То есть к технически наукам относят те, в которых требуются  знания различных или особенных  видов техники и технического оснащения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Характеристика  наук 

а) Характеристика общественных наук

Общественные науки  имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие  социальные организации и институты и т.д.

В совокупности общественных наук принято выделять социально-научные  и гуманитарные дисциплины. Разделение это не строгое и не однозначное, но, тем не менее, имеющее под собой  серьезное основание.

Социально-научные системы  знания ориентируются на стандарты естественных наук. Они пытаются изучать социальную реальность как некий внешне-положенный объект, по возможности абстрагируясь от того факта

бы «внутри» нее.

Гуманитарные же отрасли  знания четко осознают ограниченность формализованно-математических методов в изучении духовно-ценностных параметров социальной реальности и пытаются раскрыть их как бы «изнутри», не противополагая себе объект исследования, а «включаясь», «вписываясь» в него.

 

б) Характеристика технических наук

В дисциплинарной структуре классификации научного знания особое место занимают науки технические.

К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований — техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная стороны человеческой деятельности.

Различаются виды научного знания по своим главным функциям. Предметная область того и другого при этом может быть идентичной, а соотношение объяснительной и практически-действенной функций — разным.

Всякая возникающая  наука неизбежно проходит ряд  стадий своего формирования, на которых  пределами ее возможностей последовательно  выступают:

а) описание объекта;

б) его объяснение;

в) предсказание поведения  объекта в различных ситуациях;

г) управление изучаемым  объектом;

д) его искусственное  воспроизведение.

 

в) Характеристика естественных наук

Науки о природе представляют собой первую группу наук этого класса. В итоге естественнонаучного  познания, из его содержания должно быть полностью элиминировано всё привнесённое от самого исследователя (субъекта) в процессе познания, в ходе научного открытия. Закон природы или естественнонаучная теория только в том случае оказываются правильными, если они объективны по содержанию. Однако элиминировать полностью субъективный момент можно и должно лишь в отношении содержания научного познания, но не его формы, поскольку последняя, несёт на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса. К этой же первой группе наук примыкают математические и абстрактно-математизированные науки, относящиеся к числу таких наук, которые различаются между собой по своему объекту (предмету).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Заключение

 

До сих пор  мы строго придерживались рамок трёх вопросов: что, как, зачем изучается? Ответы на эти вопросы позволили нам выделить три основных класса наук и рассмотреть их в объектно-субъектном аспекте с позиции единого общего принципа построения полной системы наук. Но можно поставить ещё и другие вопросы. Например, следующие: кто, где, когда, почему, при каких условиях проводил исследования, делал открытия, осуществлял обобщения и т. д.? Ответы на такие вопросы очень важны и интересны, но не для разработки классификации наук, а для изучения истории науки, и в особенности научного и технического творчества, что выходит за пределы этой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  литературы 

 

1.         Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с. (стр. 11).

2.         Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.

3.         Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2002.

4.         Кедров Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. – 530 с.




Информация о работе Классификация современных наук