Когнитивные способности человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:31, реферат
Описание работы
Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов
Файлы: 1 файл
Когнитивные способности
человека
Когнитивными способностями
называют психические процессы в человеческом
организме, которые направлены на прием
и обработку информации, а также на решение
задач и генерирование новых идей. Современная
наука придает огромное значение усилению
этих процессов. Сегодня быстро развивается
такое направление, как NBIC-конвергенция.
Несмотря на то, что этот термин появился
относительно недавно, его достаточно
активно применяют ученые во всем мире.
Каждая буква аббревиатуры является отображением
одной из четырех наиболее прогрессивных
областей знаний: С – когно, I – инфо, B
– био, N – нано. По мнению ученых, развитие
именно этих направлений позволит существенно
изменить в лучшую сторону жизнь человеческой
цивилизации в целом и каждого человека
в частности. Все эти сферы взаимосвязаны.
Наиболее прогрессивной считается область
"инфо". Именно эта сфера дает методы,
модели, схемы для изучения прочих областей.
Сегодня в психологии, изучающей познавательные
способности, мозг сравнивают часто с
компьютером. На основании этого сравнения
строятся механизмы приема и обработки
информации. Однако мозг и компьютер имеют
достаточно сильные отличия. Как известно,
машина может работать идеально при заданных
алгоритмах и рамках. Мозг может ошибаться.
Кроме того, он склонен к ограничениям.
Как выяснили ученые, кратковременная
и долговременная память мозга весьма
ограничена. Так, у большинства людей объем
кратковременной памяти от пяти до девяти
единиц. Именно столько единиц информации
человек может удерживать в мозге одновременно.
Согласно некоторым данным, объем долговременной
памяти меньше 16 Гб. Существуют у человека
и разного рода ограничения, связанные
с его жизнью (вероисповедание, убеждения,
неверная фиксация причинно-следственной
связи и прочее). С появлением в 60-х годах
прошлого столетия первых ЭВМ, развитием
многих научных отраслей стало понятно,
что объем информации увеличивается стремительно.
Однако человек за последние два тысячелетия
не внес особых изменений в процессы приема
и обработки. Это может привести к тому,
что люди просто не смогут справиться
с таким потоком информации. Таким образом,
развитие познавательных способностей
сегодня для ученых является одной из
главных задач. В связи с этим разрабатываются
новые психологические схемы и методы.
При этом исследователи стремятся найти
способы усилить человеческий интеллект
и когнитивные способности. Есть несколько
методов, используемых для этого. Первыми
считают способы, согласно которым когнитивные
способности стремятся к своему максимуму
естественным путем. Среди этих путей
на первом месте, безусловно, здоровый
образ жизни. В это понятие входит и сбалансированное
питание, и прием поливитаминных комплексов,
и отказ от вредных привычек, и физические
нагрузки. Все это в сочетании позволяет
повысить эффективность работы мозга.
Формы познания:
чувственная, рациональная,
интуитивная.
Чувственное
познание: это непосредственное
взаимодействие субъекта и объекта, отражение
предметов и процессов с помощью органов
чувств, в результате которого человек
получает первичные знания об объекте.
Простыми формами чувственного
познания являются ощущения, восприятия
и представления.
Ощущения — это начальная, исходная
форма познания, осуществляющая непосредственную
связь с миром, превращение физиологического
процесса в психический, в факт сознания
и возникновение идеального образа отражаемого
объекта. Ощущения (осязание, обоняние,
зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные
стороны объекта и не дают целостной картины
о нем.
Восприятие — это комплекс нескольких
ощущений; процесс построения целостных
образов предметов и их взаимоотношений,
действующих в данный момент на органы
чувств.
Представление — это воспроизведение
с помощью памяти и воображения уже имевшихся
в прошлом личном и общественном опыте
восприятий. Представление служит связующим
звеном между чувственным и рациональным
познанием.
Выделяют два рода
чувственных форм: первого рода или индивидуальные
ощущения, восприятия и представления
окружающей действительности и второго
рода, то есть ощущения слов, рисунков,
фотографий, образцов, клипов, проекций
и прочих выработанных человечеством
средств, для передачи содержания ощущений
и восприятия многих и многих действующих
людей.
Рациональное
познание (мышление): это форма
познания, в
процессе
которой человек получает вторичные (выводные)
знания, используя не непосредственный
контакт с предметами и явлениями, а опосредующую
промежуточную связь в виде абстрактных
форм.
Рациональное познание
осуществляется в трёх простых формах:
понятии, суждении и умозаключении и сложных
(высших) формах мышления: темах, проблемах,
гипотезах, теориях, науках и т. д.
Усилить когнитивные
способности можно, применяя тренировки.
К этим методам относятся:
- тренировка рабочей
памяти;
- программы для
ее (памяти) развития;
- упражнения и
задачи, направленные на повышение
интеллекта (IQ).
Улучшить память и
повысить концентрацию можно, используя
ноотропные препараты. К методам, при помощи
которых можно воздействовать на когнитивные
способности, относят и отдых. Следует
отметить, что у большинства современных
людей отсутствует понятие "отдых"
или "расслабление". Для многих эти
слова связаны с поездкой за город или
просмотром телевизора. Но в условиях
современной жизни этого недостаточно,
потому что человек все равно думает о
проблемах, пытаясь найти способы решения
задач. А во время отдыха мозг должен отключиться
от проблем, перестать думать. В этом случае
в качестве "расслабления" используются
техники Востока: йога, медитация и прочие.
Информация о работе Когнитивные способности человека