Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:04, реферат
Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.
Концепция
диалектики.
Противоречие
диалектическое – взаимодействие противоположных,
взаимоисключающих сторон объекта или
системы, которые вместе с тем находятся
во внутреннем единстве и развитии объективного
мира и познания.
Существует несколько
ступеней понятия диалектического
противоречия: различие,
поляризация, столкновение
и антагонизм.
Формы
диалектического
противоречия: основные и не основные,
существенные и несущественные, внутренние
и внешние (по разному влияющие на развитые
системы), антагонистические и неантагонистические.
Понятие
диалектики (с греческого искусство
вести беседу, рассуждать) употреблялось
в истории философии в разных значениях.
Сократ рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истин путем столкновения
противоположных мнений, способ ведения
ученой беседы, ведущей к истинным определениям
понятий. Платон называл диалектикой логический
метод, с помощью которого на основе анализа
и синтеза понятий, производится познание
истинно сущего – идей, те движение мысли
от низших понятий к высшим (восхождение
к истине). Аристотель определял в своей
философии диалектику, как способ доказательства
путем вывода из исходных положений. В
средние века диалектика определяется
как искусство различения истины и лжи
(через Бога). Кант считал диалектику иллюзионным
путем, неистинным, обманчивым в поисках
истины. Гегель дает определение диалектике
как методу мышления и познания как учению
о самодвижении понятия, причем в развитии
находится прежде всего не мир, а абсолютная
идея. Материалистическая диалектика
выступает как учение о развитии реального
мира (природы, общества и мышления. Под
структурой диалектики понимается относительно
устойчивый способ связи элементов целого,
при этом характер связи может быть более
слабым (когда элементы могут существовать
как самостоятельные хотя и теряют в связи
с целым ряд своих свойств) и более сильным
(в отрыве от целого такие элементы не
могут существовать, например, биологический
организм).
Элемент – это
конечный в данной системе компонент,
например, атом в системе «молекула», электрон
в системе «атом». Однако «неделимое»
в одной системе оказывается делимым в
другой. Диалектика как учение о развитии
опирается не свои законы, категории и
понятия.
Закон
перехода количественный
изменений в качественные. Категории
закона: «свойство», «качество», «мера»,
«скачок».
Свойства объекта
проявляются в ходе его взаимодействия
с другими объектами. Каждый материальный
объект имеет много свойств, как
существенных, таки и менее существенных,
внутренних и внешних. Свойства не полностью
раскрывают природу объекта, а только
одну из его сторон, поэтому свойство
можно определить как частичное
выражение качества. Только категории
качества и количества раскрывают природу
объекта и его определенность.
Качество
есть совокупность свойств, указывающих
не определенность объекта, при утрате
существенных свойств данный объект превращается
в другой, отличающийся от первого. Количество
есть совокупность свойств, указывающих
не размеры и величину объекта. Качество
и количество неразрывно связаны друг
с другом, предел, до которого это единство
существует, образует меру.
Изменение количества
происходи непрерывно, изменение
качества всегда происходит в виде
перерыва непрерывности – в виде
скачка. Скачок есть форма перехода
одного качества в другое, когда
постепенное количественное изменение
прерывается и происходит переход
количественных изменений в качественные.
Существуют следующие виды скачков: взрывные,
когда качество изменяющегося предмета
преобразуется быстро и полностью, и постепенные,
когда происходит последовательное, медленное
отмирание элементов старого качества
и накопление элементов нового качества.
Закон
отрицания-отрицания. Категории закона:
«диалектическое отрицание», «отрицание
отрицания». Разрешение противоречий
осуществляется через отрицание одних
качественных состояний объекта другим,
потому что в процессе развития утверждение
нового всегда старого. Диалектика состоит
в том, что через отрицание утверждается
новое. Старое продолжает существовать
в новом, но в снятом, те превращенном «измененном»
виде. Эти и есть диалектическое отрицание.
Закон отрицания отрицания показывает
направление развития, выступая, как единство
преемственности, как бы возврату к старому
в процессе развития. Принцип развития
– основной принцип детерминизма, различные
типы универсальных связей, выраженные
в законах и категориях.
Закон
единства и борьбы
противоположностей. Категории закона:
«противоречий», «противоположность»,
«единство противоположностей», «борьба»,
«тождества», «различие», «конфликт».
Взаимодействие представляет по соей
сути противоречие, те отношение взаимосвязанных,
но различных сторон, тенденций, процессов
в рамках одной системы, а именно де5йствия
и противодействия. Противоположность
двух объектов суть выявление сторон одного
материального образования с противоположным
направлением изменения. Взаимодействие
противоположностей представляет противоречие
или борьбу противоречий. Противореча
друг другу, противоположности не расходятся
в органической связи, взаимопроникают
друг в друга, представляя собой единства
противоположностей. Противоречие – есть
единства и борьба взаимоисключающих
и одновременно взаимоопределяющих противоположностей.
Противоположности не только не исключают
друг друга, но и совпадают между собой,
между ними складываются отношения различия
(несущественные и существенные) и тождества.
При развитии противоположности противоречия
переходя в стадию крайностей, где вступают
между собой в конфликт, переходят друг
в друга, обуславливая этим разрешение
противоречий. Исторически сложились
альтернативные способы постижения мира
– философского понимания связей и развития:
диалектический, догматический (метафизический),
софистика и эклектика.
Догматическое
мышление слабо учитывает связи и взаимодействие
явлений, ему присущи разграничение и
фиксация отдельных элементов, свойств,
сторон объекта, рассмотрение их как независимых
друг от друга.
Эклектический
подход к действительности заключается
в субъективистском соединении противоположностей,
избирательном подходе к ним и к способам
их соединения, это простое перечисление
сторон объекта, а не его всесторонний
анализ.
Софистика
возводит в абсолют или преувеличивает
ту или иную сторону момент, часть целого
и в результате приводит к неверным умозаключениям,
придавая видимость доказательства недоказуемого.
Сложилось
несколько подходов
к современному понятию
диалектики. Для большинства русских
и зарубежных философов диалектика способна
конкретно и адекватно отражать реальность,
помогать в решении сложных проблем современности.
Первым шагом к созданию новой формы
диалектики должно стать исследование
механизмов с которыми связано развитие.
При этом диалектика не противопоставляется
другим методам а рассматривается в качестве
одного из наличествующих в философском
познании методов.
Представители
другого подхода к диалектике
считают, что она себя полностью
исчерпала, развитие теории диалектики
упирается в некоторые границы,
и в существующей форме она
способна охватить лишь определенный
жизненный материал, не все, а лишь
определенную часть бытия.
Третий
подход к диалектике
связан с феноменологическо-
Для Серена Кьеркегора
важно внутреннее повторение бытия человеком
в его страданиях и в искуплении своей
вины.
Бергсон утверждает,
будто то, что предопределено, уже
потенциально и совершенно. Появление
новых форм, по Бергсону, возможно не
в силу объективных причинных
отношений, но в силу волевого импульса
со стороны творческого начала. Неспособность
механистического детерминизма совместить
свои установки с принципом развития
проявляется также и в
Экзистенциальная
диалектика (Ясперс). В основе данной
диалектики лежит представление о том,
что бытие должно быть достигнуто интуитивно.
Интуиция в данном случае выражает ощущения,
представление того или иного явления.
Бытие в экзистенциализме есть пребывание
во множестве пограничных ситуаций.
Теологическия
диалектика (религиозная) рассматривает
все существование «тварного№» мира как
объясняющегося волей сверхъестественных
сил (Бога).
Диалектика
интегрального рационализма. С позиции
данной диалектики все процессы и явления
объясняются с помощью научных абстракций.
При этом научные мысли (абстракции) представляют
собой мысли в движении. И они-то составляют
теорию познания.
Негативная диалектика Маркузе и Адорно представляют собой эпистемологический анархизм как критику теории познания.