Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Последние десятилетия 20-го века были отмечены большими изменениями в сфере информационных технологий, существенным образом изменившими нашу повседневную жизнь. Достижения ученых в области электроники выразились в интенсивном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении электронно-вычислительной техники (в частности персональных компьютеров), построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технических инновациях. Таким образом, на первый план была выдвинута та деятельность, которая связана с производством, потреблением, обработкой и хранением информации. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, что уже перестали принадлежать только миру науки и техники. В связи с этим очень любят рассказывать и слушать, писать и читать про информационное общество, где самое главное – это информация.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 5
1.1 Роль и значение информационных революций 5
1.2 Понятие информационного общества 7
1.3 Процесс информатизации общества 10
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВО
ВЗГЛЯДАХ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ 14
2.1 Информационное общество как постиндустриализм:
Дэниел Белл 14
2.2 Марксистский анализ информационного общества 22
2.3 Юрген Хабермас и концепция публичной сферы 28
2.4 Информация, рефлексия и отслеживание: Энтони Гидденс 29
2.5 Постмодернистские концепции, концепции
«постсовременности» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
7. Возникновение информационного неравенства, которое, накладываясь на традиционное неравенство, углубляет социальную дифференциацию.
8. Господство корпоративного капитализма как способа производства. Центральная роль в мировой экономике огромных корпораций.
9. Рост количества информационного мусора. Расширение масштабов манипуляции информацией («управление восприятием») и кризис сферы публичной информации.
10. Успехи рефлексивной модернизации: расширение пространства выбора и рост рефлексивности, обусловленный им.
11. Резкое повышение объемов и качества отслеживания со стороны государства и корпораций. Возникновение попыток ответного отслеживания и контроля за ними со стороны граждан.
12. Возникновение нового типа войн – информационных войн.
13. Релятивизация знания и смыслов, эклектичность культуры и самой жизни.
14. Возрастающее количество знаков и возрастающая сложность в установлении смысла знаков.
15. Действие критериев перформативности и товарности в сфере знаний и информации.
16. Перманентная неустойчивость и нестабильность как характеристика постсовременности.
Все эти черты, безусловно, не позволяют нам сделать вывод о наличии или отсутствии нового типа общества. Более того, все эти характеристики вообще мало что скажут о современном обществе с точки зрения типологии, если не задать какую-то точку отсчета. Мы придерживаемся того мнения, что ХХ век – это время «великого эволюционного перелома» в истории человечества. И что последняя четверть ХХ века (время создания «информационного общества» и теорий о нем) – это лишь одна из фаз упомянутого перелома.
Другой аспект эволюционного перелома второй половины XX века заключается в том, что исторический процесс из стихийного и неподконтрольного людям превратился в проектируемый и управляемый. Сказать только то, что он планируется и управляется людьми, значит сказать нечто бессмысленное. Надо точно указать, какими именно силами и как именно планируется и управляется. Субъектом, который проектирует ход исторического процесса и управляет им, является огромное множество людей западного мира, объединяющихся в глобальное западнистское сверхобщество, о котором и было сказано. Это сверхобщество организует весь западный мир в единое целое, нацеливает и организует его на покорение всей планеты. Огромное число специалистов, центров, организаций, учреждений и т.п. занято в деле планирования и управления ходом исторического процесса.
Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.
Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создания социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления “точек” и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.
Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. [Текст] / Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
2. Авдулов А.В., Кулькин А.М. Контуры информационного общества. [Текст] / М.: ИНИОН РАН 2005. 164 с.
3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [Текст] // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. – 330 с.
4. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество [Текст]: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с
5. Дракер П. Посткапиталистическое общество [Текст] // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1990. – 215 с.
6. Дайзард У. Наступление информационного века. [Текст] // Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс, 1986. – 386 с.
7. Еляков, А.Д. Современное информационное общество [Текст] / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. – М.: 2001. – 115 с.
8. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М. [Текст]: Изд-во МГУ, 2005. – 95 с.
9. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. [Текст] / Научное издание. Москва: "Academia", 1998, 576 с.
10. Интернет и современное общество. [Текст] // СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 284 с.
11. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. [Текст] // Под науч. ред. А.В. Короткова – М.: ООО «Трейн», 2007. – 472 с.
12. Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса. [Текст] // М.: 1987 – 179 с.
13. Концепция формирования информационного общества. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 [Текст] http://www.iis.ru/library/
14. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М. [Текст]: Изд-во МГУ, 2006. – 140 с.
15. Орехов А.М. Информатизация общества – информационное общество. [Текст] // Социальная информатика 93, М.: 1993 – 183 с.
16. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. [Текст] // М.: ИНИОН РАН, Центр ИСТИНА, 1998. – 104 с.
17. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. [Текст] - М.: Рефл-бук, 2003 г. – 172 с.
18. Стоунер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики [Текст] / Новая технократическая волна на Западе. [Текст] // М.: 1986. – 176 с.
19. Успенский И.В. Интернет как инструмент маркетинга. [Текст] // СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2007. – 159 с.
20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества [Текст] / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
21. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции "Информационного общества": Учебно-методическое пособие по курсу "Интернет и политика" [Текст] // Каф. политологии философского ф-та СПбГУ. - СПб, 2000. - 52 с.
22. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы – Монография [Текст] //М.: «Дашков и К°», 2003 – 232 с.
23. Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 [Текст] / Под ред. В.В. Парцвания — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество 2005. - 164 с.
24. Коэн Р. "Социальные последствия современного технического прогресса" [Текст] // М.: Мысль, 1987 – 218 с.
2