Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:00, статья
В XX веке стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, где коммуникационный фактор является ведущим. Развитие компьютерных технологий позволило обществу найти наиболее быстрые и эффективные средства передачи и обмена информацией, что в свою очередь подтолкнуло интеграционные процессы во всех сферах нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Таким образом, социальные связи начинают рассматриваться не с позиции производственных отношений, а с позиции коммуникации.
Проблема коммуникации, рассматриваемая даже с позиции философии имеет много аспектов.
Ю.И. Икова,
студентка II курса факультета иностранных языков
Научный руководитель – доц. А.А. Краузе
Концепция коммуникации Карла Ясперса
В XX веке стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, где коммуникационный фактор является ведущим. Развитие компьютерных технологий позволило обществу найти наиболее быстрые и эффективные средства передачи и обмена информацией, что в свою очередь подтолкнуло интеграционные процессы во всех сферах нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Таким образом, социальные связи начинают рассматриваться не с позиции производственных отношений, а с позиции коммуникации.
Проблема коммуникации, рассматриваемая даже с позиции философии имеет много аспектов. Но все они, так или иначе, связаны с проблемой существования человека в мире. Немецкий экзистенциалист Карл Ясперс связывает коммуникативный тип отношений между людьми с категорией свободы. При этом он берет, как рациональный, так и иррациональный аспект свободы. Он считает, что коммуникация играет важнейшую роль в сочетании свободы и разума.
Иррациональный аспект коммуникаций отделен Ясперсом от природной или рассудочной детерминации, и от неограниченного произвола. Подлинно свободный выбор поступка определяется "зовом экзистенции". Однако как его отличить от "голоса" плоти или рассудка? Свободу Ясперс истолковывает как глубоко личную (не природную, не рассудочно-всеобщую) необходимость, сопряженную с разумом. Разум выступает противоядием по отношению к крайностям рационализма и иррационализма.
Каким же образом Ясперс сопрягает несовместимые, на первый взгляд, "вещи" – экзистенциальную свободу и разумную необходимость? Важнейшую роль в сочетании свободы и разума играет коммуникация.
Свобода (экзистенция) неразрывно связана с ней, ведь вне коммуникации невозможно человеческое бытие и, значит, не может быть самой свободы. Коммуникация – изначальный феномен человеческого бытия: "...Мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид"1. Человеческое бытие – всегда "бытие с другими".
И вот как раз коммуникация позволяет экзистенции, самой по себе необъективируемой, быть "услышанной", понятой другим человеком. В коммуникации одной экзистенции с другой мы каким-то особым чутьем взаимно проникаем друг в друга, сопереживаем и воспринимаем другого как ценность – не только за его телесные достоинства или за его знания и ум, или за ту роль, которую он играет в обществе, но и за нечто неуловимое, существующее сверх того (порой мы ценим и любим человека как бы "вопреки всему"). Именно в такой коммуникации наши незримые, необъективируемые экзистенции проявляют себя друг для друга как реальность.
Коммуникация экзистенций возможна благодаря разуму. Ведь коммуникация – это взаимопонимание двух существ, а понимание и есть функция разума. Он способен освещать, просветлять непостижимую для рассудка экзистенцию. В ходе коммуникации мой разум "проникает" в экзистенцию другого человека, а его разум – в мою. Это значит, что коммуникация дает возможность соединять экзистенцию и разум.2 Так Ясперс решает вопрос о сопряжении "иррациональной" экзистенции с разумом.
Коммуникация позволяет нам воспринимать и ценить "душу" другого. Когда я, благодаря коммуникации, осознаю свою и другую экзистенцию как ценность, тогда я сам, т.е. свободно, ограничиваю свой произвол по отношению к другому и к себе.
Экзистенциальная коммуникация – есть форма социального общения. С подачи экзистенциалистов, общение становится предметом философского размышления. Но в то же время общение не может быть до конца объективировано для познания и объяснения. Вот как объясняет это Карл Ясперс: "В любой момент, когда я делаю себя объектом, я сам одновременно есть нечто большее, чем этот объект, а именно существо, которое себя, таким образом, может объективировать". Рассматривая себя в той мере, в какой я могу быть представлен как объект, я "теряю себя, смешиваю то, чем я выступаю для себя, с тем, чем я сам могу быть"3.
Коммуникация не отвергает трех низших ступеней, а опирается на них как на свои предпосылки. Три низшие типа общения наиболее часто встречаются в нашей жизни. Бывает, мы удивляемся и завидуем "коммуникабельности" некоторых людей, которые непрестанно и легко заводят с кем-нибудь разговоры, однако обильная общительность еще не означает подлинной глубины коммуникации, а, возможно, даже и обкрадывает нас. Множество легких, непринужденных, приятных, остроумных, даже, может быть, глубокомысленных разговоров все-таки могут так и не раскрыть нам самого важного и интересного в нашем собеседнике. Коммуникация в экзистенциальной философии рассматривается как важнейший фактор становления человека.
Карл Ясперс в своих научных трудах писал о коммуникации как об условии экзистенции человека. Для него очень важно то, что экзистенциальная коммуникация для человека, который уничтожается массой, — это путь противостояния массе, ее всеобщности и обезличенности, это путь к истине.
Значимость коммуникации для экзистенции человека у Ясперса раскрывается через функции языка. Во-первых, это функция “языка – маскировки”, который может иметь индивидуальную и массовую форму. Эта форма коммуникации опирается не на слова (не на вербальную форму), а на то, что можно замаскировать и скрыть за ними.
Во-вторых, это функция языка возмущения, которая скрывает истину путем угрозы, возмущения, что впоследствии порождает протест.
В-третьих, функция язык “взаимного ограничения”, которая проявляется через выравнивание, нивелирование, усреднение друг друга.
В конечном
счете, экзистенциальная
Ученый отмечает, что человек во времени не может обладать истиной, и только коммуникация «являет собой образ открытия истины во времени»4. В коммуникации содержатся те истоки, что объединяют и протягивают ниточку из прошлого в будущее и наоборот, и соединяют людей, и это истоки истины. Общество, в котором «человек исчезает в массе», по мнению Ясперса, явило опасность, которую не ведали люди предшествующих веков. Эта опасность заключается в том, что у современного человека обрывается коммуникация с человечеством прошлых тысячелетий.
Характерные черты коммуникации показывают, что она является новым типом социальной связи. Ясперс приходит к мысли, что экзистенциальная коммуникация служит диалогу настоящего с прошлым и будущего с настоящим. Как пишет сам ученый, для него важен прогноз не как знание о будущем, а то, как это знание становится фактором настоящего.
1 Гайденко П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.Ясперса // Человек и его бытие. М., 1978. С. 110
2 Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов вузов. — Мн.: Бел. фонд Сороса: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1997. С. 99
3 Бохенский, Ю. М. Современная буржуазная философия. М., 1978 – с. 316
4 Красноярова О. Концепция коммуникации
К. Ясперса и современная ситуация [Электронный
ресурс] / О. Красноярова// Relga. – 2010. - №19.
– Режим доступа: http: //dmitrii-pronin.blogspot.com/