Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:20, реферат
В статье Соловьёв опровергает теорию, по которой задачей любви между мужчиной и женщиной является размножение, по которой любовь лишь средство продолжения рода.
Очень убедительно он доказывает это через:
1) Примеры в животном мире – от рыб и до млекопитающих животных «чем выше мы поднимаемся по лестнице развития организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения больше».
2) Исторические факты – он приводит в пример несколько известных личностей внесших огромный вклад в развитие науки и искусства, К примеру: Христофор Колумб – великий первооткрыватель, Соловьев пишет, что «о какой либо особенной любви у его родителей мы ничего не знаем» и сын Колумба, в свою очередь «ничего великого не сделал».
3) Примеры из Библии – показывающие, что на развитие событий в произведении, любовь особенно не повлияла.
Уральский Федеральный Университет
имени первого президента России Б.Н.Ельцина
Институт фундаментального образования
Кафедра «Управления персоналом и психологии»
Итоговая самостоятельная работа
на тему
Концепция Всеединства в учении В. С. Соловьева
по работе «Смысл любви»
Студент
Группа
Преподаватель
Екатеринбург 2012
1. Изложение работы
Для анализа концепция всеединства в учении В.С.Соловьева, я выбрал работу «Смысл любви» так как именно её я считаю наиболее интересной для себя.
В статье первой Соловьёв опровергает теорию, по которой задачей любви между мужчиной и женщиной является размножение, по которой любовь лишь средство продолжения рода.
Очень убедительно он доказывает это через:
Смысл любви коренится в индивидуальной жизни. Это объяснено в следующих статьях.
В статье второй Соловьев выделяет эгоизм как преграду к истине, а любовь, в свою очередь, как силу, реально эгоизм преодолевающую. Так же в статье рассмотрены другие виды любви: материнская, дружеская, любовь к наукам, любовь к народу и отечеству, но любовь половая имеет преимущество перед остальными ( например, перед материнской, в том, что в последней не может быть взаимности и признания индивидуальности ).
Автор говорит о сущности эгоизма:
«Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность... Эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив - самоотрицание и гибель»
Однако, победа над эгоизмом это только начало в завоевании любви. В следующих статьях, Автор раскрывает куда более глубокий смысл.
В третьей статье Соловьёв замечает, что «задача» любви еще не была решена, в основном потому, что конкретно никто и не ставил, и ничего не указывает на то, что решения нет совсем, что это иллюзия. Чтобы решить данную задачу, нужно грамотно поставить цель.
«Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность... Но истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви.» ( 3 статья, 1 часть )
«Истинный человек», это именно содержание в человеке образа Божия. Здесь, тема любви принизана религиозным содержанием.
«Духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве никак не может совершиться сам собой, помимо нас... Если неизбежно и невольно присущая любви идеализация показывает нам сквозь эмпирическую видимость далекий идеальный образ любимого предмета, то, конечно, не затем, чтобы мы им только любовались, а затем, чтобы мы силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовали по этому истинному образцу не соответствующую ему действительность, воплотили его в реальном явлении...» (3 статья, 3 часть)
Соловьев так же видит проблему в том, что неизбежность смерти несовместима с любовью. И далее по тексту, философ трактует любовь как победу над смертью.
В четвертой статье, Соловьев утверждает что, пока человек размножается, как животное, он и умирает, как животное. Но даже если бы не было размножения, смерть неизбежна всё равно. Это очевидно. Далее, автор говорит, что разделение по половому признаку это уже и есть начало смерти. Далее приведу цитату: «Бессмертным может быть только целый человек, и если физиологическое соединение не может действительно восстановить цельность человеческого существа, то, значит, это ложное соединение должно быть заменено истинным соединением, а никак не воздержанием от всякого соединения, т. е. никак не стремлением удержать in Statu quo разделенную, распавшуюся и, следовательно, смертную человеческую природу». (4 статья, 1 часть)
Можно с уверенностью утверждать, что единение, о котором говорится выше, это предпосылка к духовности.
Автор утверждает, что отрицание плоти это неправильный путь. Нужно говорить о перерождении, воскресении. Наиболее понятно для меня это было выражено в следующем отрывке: «Человек может зиждительно восстановлять образ Божий в живом предмете своей любви только так, чтобы вместе с тем восстановить этот образ и в самом себе; а для этого он у самого себя силы не имеет, ибо если б имел, то не нуждался бы и в восстановлении; не имея же у себя, должен получить от Бога». (4 статья, 5 часть)
Конец четвертой и пятая статья посвящены развитию идеям всеединства. Поверхностно ознакомившись с другими работами этого автора, я понял, что учение о всеединстве проходит через всё его творчество.
Автор говорит, что истинная любовь, прежде всего, основывается на вере. Так как безусловно верить в данное лицо ( на этом основывается истинная любовь ), возможно только «утверждая его в Боге»
Веря в Бога и в себя, видя в Боге корень своего бытия.
Индивидуальное существо в Боге, это не существо в отдельности, а существо во всем.
Следовательно, когда мы представляем форму любимого предмета, мы представляем саму «всеединую сущность». Но, напрашивается вопрос: как её мыслить? Наиболее удобным, хоть и не самым кратким ответом, я считаю приведенную цитату:
«Этот живой идеал Божьей любви, предшествуя нашей любви, содержит в себе тайну ее идеализации. Здесь идеализация низшего существа есть вместе с тем начинающая реализация высшего, и в этом истина любовного пафоса. Полная же реализация, превращение индивидуального женского существа в неотделимый от своего лучезарного источника луч вечной Божественной женственности, будет действительным, не субъективным только, а и объективным воссоединением индивидуального человека с Богом, восстановлением в нем живого и бессмертного образа Божия.
Для Бога Его другое (т. е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для Него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединяться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней». (4 статья, 7 часть)
Статья пятая посвящена теме перерождения: «Наше перерождение неразрывно связано с перерождением вселенной, с преобразованием ее форм пространства и времени. Истинная жизнь индивидуальности в ее полном и безусловном значении осуществляется и увековечивается только в соответствующем развитии всемирной жизни, в котором мы можем и должны деятельно участвовать, но которое не нами создается. Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело всего мира - реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи. Оно подготовляется космическим процессом в природном мире, продолжается и совершается историческим процессом в человечестве». (5 статья, 2 часть)
«Одним из условий такого осуществления является изменение отношения человека к природе, об остальных же приходитcя лишь догадываться: Установление истинного любовного, или сизигического, отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде - эта цель сама по себе ясна. Нельзя сказать того же о путях ее достижения для отдельного человека. Не вдаваясь в преждевременные, а потому сомнительные и неудобные подробности, можно, основываясь на твердых аналогиях космического и исторического опыта, с уверенностью утверждать, что всякая сознательная действительность человеческая, определяемая идеею всемирной сизигии и имеющая целью воплотить всеединый идеал в той или другой сфере, тем самым действительно производит или освобождает реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною средою, одухотворяют ее и воплощают в ней те или другие образы всеединства - живые и вечные подобия абсолютной человечности». (5 статья, 5 часть)
Выражаясь более простым языком, автор утверждает, что без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел и только.
Можно подвести следующий итог: без преобразования всего и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна, и она так и будет в жизни людей подобна краткой, иллюзорной вспышке.
2. В следующем задании, с использованием материала лекций и указанной литературы, я попытаюсь ответить на вопрос: «Как в творчестве В.С. Соловьева проявляются те общие особенности Русской Философии, о которых речь шла на лекции, и традиции на которых она основана?»
Для начала, хотелось бы определиться, какие именно традиции легли в основу Русской Философии.
Киреевский и Хомяков говорили, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание, — человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге.
Прежде всего, прочтя название «смысл любви», у меня возникли ассоциации с работами Платона, что впоследствии подтвердилось. Довольно сходное впечатление вызывают работа « Смысл любви» и суждения Платона о любви. Если привести конкретный пример из изученных мною работ, то это диалог «Федр». Соловьев говорит о любви как о чувстве прекрасном, через которое нужно преодолеть эгоизм, а значит преграду к истине. Платон же – говорит о философии как любви к мудрости. «Чувства позволяют познать мир вещей, разум – истину» а стремление к истине играет главную роль в трудах любого философа. В «Федре» раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души. В «Федре» запечатлены важные стороны учения Платона об «идеях», об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного и любви к прекрасному, любви к мудрости.
Информация о работе Концепция Всеединства в учении В. С. Соловьева по работе «Смысл любви»