Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:54, контрольная работа
Общность восточной философии заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты.
Введение3
1. Даосизм5
2. Конфуцианство13
Заключение20
Список литературы21
Поэтому неудивительно, что
китайские правители по-
2.Конфуцианство
Определение
Конфуцианство (кит. Кун-цзы) - скорее этическое, нежели религиозное учение, основанное на учении Конфуция ( в. до н. э.). Его декларируемой целью было достижение гармонии с миром и природой. Власть правителя объявлялась священной, а деление людей на “высших” и “низших” (“благородных мужей” и “мелких людишек”) - всеобщим законом справедливости.2
Основоположник
Конфуций
Конфуций родился в бедной, но благородной семье, жившей в княжестве Лу на острове Шан-дунь. Настоящее имя его было Чжу Конг (согласно другой транслитерации, Кун). После того, как он стал известным учителем и философом, его последователи дали ему имя Конг фу-цзы (Кун-цзы) — Конг-учитель, от чего произошло латинизированное имя Конфуций.
Отец Конфуция умер вскоре
после рождения сына, так что забота
о его воспитании легла на плечи
матери. До 15 лет молодой Конфуций
вел жизнь обыкновенного
Преподавательская и философская деятельность Конфуция
Молодой Конфуций тяжело перенес смерть матери. Как того требовал обычай, он оставил работу на 27 месяцев, а затем занялся преподаванием. Сыновья из многих влиятельных семей брали у него уроки истории, поэзии, государственного права, этики и музыки. Политическое положение в стране в то время было тяжелым. Междоусобные войны, убийства и разрушения были постоянным явлением. Видя все это, Конфуций учил, что для улучшения положения в стране нужно, чтобы важные правительственные посты заняли благородные по своему характеру люди.
Как свидетельствуют источники, 50-летний Конфуций стал высоким правительственным сановником в Лу. Однако интриги чиновников вынудили его отказаться от поста, и следующие 13 лет он провел как странствующий философ, старавшийся убедить правителей в необходимости проведения реформ на основании выдвигаемых им идей. Однако попытки его были безуспешными.
Наконец, по приглашению правителя княжества Лу в 484 г. он вернулся домой. Время от времени правитель призывал Конфуция для консультаций. А в остальное время немолодой уже философ работал над изданием пяти классических книг, которые известны под названием: «Древняя история» («Шу-цзин»), «Книга песнопений» («Ши-цзин»), «Книга церемоний» («Ли-цзи»), «Книга перемен» («И-цзин») и «Анналы весны и осени» («Чун-цю»). Конфуций умер разочарованным: его идеи не были приняты влиятельными лицами. Но, как это часто случается в истории, философские идеи Конфуция были восприняты и получили широкое распространение после его смерти.
Учение Конфуция
Учение этого философа
изложено им не в пяти классических
книгах («Пятикнижии» — «У-цзин»), о
которых мы только что говорили.
Историки считают, что первые четыре
книги «Пятикнижия» принадлежат
перу неизвестных нам авторов. Конфуций
якобы только отредактировал их и
употреблял как пособия для преподавания.
Кроме того, историки находят, что
ученики Конфуция тоже редактировали
эти книги после его смерти.
Если это действительно так, то четыре
первые книги не дают уникальных сведений
о философских взглядах Конфуция.
Только последней книге «Пятикнижия»
приписывается авторство
Учение, которое известно в мире под именем конфуцианства, содержится в других четырех книгах («Четверокнижии» — «Сы-шу»), написанных его последователями. Они имеют следующие названия: «Аналекты» (в другом переводе «Беседы и суждения» — «Лун-юй» — книга изречений Конфуция и его учеников), «Великое учение» («Да-сюе» — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников), «Доктрина золотой середины» (в другом переводе «Книга о середине» — «Чжун-юн»), «Мэн-цзы» (учение философа Мэн-цзы, самого известного из учеников Конфуция).
Учение Конфуция трудно назвать религиозным. Скорее всего, оно представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию. Однако религии Конфуций касается меньше всего. Главным образом, учение Конфуция обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека как отдельной личности. Человеческую природу этот философ оценивал вполне позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.
Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
Как было упомянуто выше, времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим.
Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) — это его корни, «йи» (справедливость) — ствол, «ли» (идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы и, наконец, «хсинь» (верность) — это плоды древа добродетели. Добродетель «ли» (идеальное поведение) , по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и всего народа. С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом и землей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма — дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.
Отношение Конфуция к предкам
Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившее ими стремление к добродетельной жизни — вот что создавало им авторитет у народа. Поэтому Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания.
Китайский философ верил,
что идеальные правила
Правила пяти великих взаимоотношений
Для достижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям исполнять правила так называемых пяти великих взаимоотношений (перевод автора. — Н.П.) — пяти основ благородного поведения:
1. Доброе отношение отца
к сыну и почтительное
2. Мягкое отношение старшего
брата к младшим и
3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
4. Человечное отношение
старших людей к младшим и
почтительное отношение
5. Великодушное отношение
правителей к министрам и
Конфуций верил, что во Вселенной принцип дао выражен понятием тэ, т. е. силой, которая помогает людям придерживаться данных правил взаимоотношений. Она может помочь занимающим высокое положение относиться милостиво к нижестоящим, а нижестоящим помогает оказывать почтение и повиновение тем, кто занимает более высокое общественное положение. И если люди согласятся регулировать правилами отношения друг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни — семейной, общественной и государственной — воцарится гармония.5
Сыновнее благочестие и осознание своего места
Следует подчеркнуть, что, в
соответствии с существовавшим в
Китае древним культом
Для того чтобы правило
сыновнего благочестия
Конфуций понимал, что путем принуждения привести людей к проявлению добродетели нельзя. Это стремление должно идти от сердца, родиться на основе искренних побуждений. Но ведь искренние побуждения у человека могут быть не только добрыми, но и злыми. Как быть? Конфуций учил, что во всякое время человек должен придерживаться золотой середины — это единственный путь избежать крайностей в поведении. Учение о золотой середине было в дальнейшем развито учениками Конфуция.6
Отношение Конфуция к религии
Что касается религии, Конфуций
ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуалы
и приносил жертвы духам предков.
Однако все его внимание было направлено
на то, чтобы быть полезным обществу.
То, что приносило пользу обществу,
Конфуций считал важным. Однажды кто-то
его спросил, следует ли людям
исполнять обязанности по отношению
к предкам. Он ответил также вопросом:
«Не научившись служить людям, можно
ли служить духам?» В другом случае
он высказался так: «Стремиться к
тому, чтобы народ выполнял свой
долг в почитании духов и душ
умерших, но держался от них подальше.
Это и есть мудрость». Однако, несмотря
на высказанные мысли, именно Конфуцию
приписывается авторство «Книги
перемен» (одной из книг «Пятикнижия»),
которая обыкновенно
Взгляды Конфуция на политику
Конфуций учил, что улучшение положения в стране должно начинаться с правителей. Если они будут поступать честно и благородно, граждане скоро последуют их примеру. Для пояснения своей мысли Конфуций употребил такую метафору: «Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава, естественно, согнется». Поэтому необходимо, чтобы правители, как это было в древности, являлись примером для граждан. Для того чтобы совершенствовать свой характер, правители должны руководствоваться моральным законом дао, а для лучшего понимания дао, следует развивать чувство жэнь — чувство человечности.
Заключение
Существенная разница
между конфуцианством и даосизмом
заключается в том, что для
достижения идеала даосизм предлагал
учение, в основу которого заложена
идея увэй — идея пассивности, бездеятельности.
Конфуцианство же утверждало, что
человек обязательно должен действовать.
Только работая над собой, он может
достичь нравственного
Активно противостояли последователи
Конфуция и Лао-цзы и в области
формирования эстетических традиций:
Конфуций придавал большое значение
эстетике, искусству как способу
гармонизации духа. Реальность рассматривалась
конфуцианцами как то, что доступно
лишь символлическому отображению
и переживается “внутри”. Если последователи
Конфуция, следом за учителем, видели предназначение
искусства в его социально-
Несмотря на противоположные концепции государственного управления, и конфуцианство, и даосизм, исходя из единого культурного наследия, обладают и некоторыми общими чертами. Все эти школы использовали в более или менее искаженной форме фрагменты учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках литературы, таких как “Чжоу и” или “Нэй-цзин”, “Иньфу-цзин” и др., авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие “первопредки”. Заметно, что древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основа знания. Абсолютная реализация обоих систем философских взглядов неминуемо привела бы к застою общества и разрушению государства.
Список литературы
1. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.