Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 05:33, доклад

Описание работы

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э. ) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – Вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Файлы: 1 файл

Конфуцианство.docx

— 20.43 Кб (Скачать файл)

Конфуцианство 
 
Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э. ) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – Вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. 
Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде, ” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). 
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный человек” 
Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э. ) стали управлять китайской конфуциальной интерией. 
Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил – трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал. 
Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в поднебесной: 
“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником, ” т. е. все станет на свои места, все будут знать свои пр...

Даосизм

 

Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого

учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).

В действительности истоки даосизма восходят к шаманским  -веро-

ваниям и  учению древних магов, а его воззрения  изложены в "Каноне

о пути и добродетели" ("Даодэцзине"), приписываемом  легендарному

'мудрецу  Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды

философа  Чжуан Чжоу (IV - III вв. до н. э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV - III BIB. до н. э.) и "Ху-

айнань-цзы" (II в. до н.э.).

Философские воззрения Главная категория  даосизма, дао - своего

рода закон  спонтанного бытия Космоса, все-

общий, закон  природы, начало, порождающее мир  форм. Все сущее;

произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него

вернуться. Дао  не только первопричина, но и конечная цель, и за-

вершение  бытия. Постижение дао недоступно для  органов чувств. Дао

- это "изначальная  пневма", проявляется лишь через  силу дэ (до-

бродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "есте-

ственности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние

человека  с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" -

отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естест-

венным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель 

упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает

смуту. Даосизм  рассматривает все сущее во Вселенной  как единое

целое, стремится  к гармонизации противоречий.

По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей мета-

морфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью  его

физического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие

достигается путем слияния с дао как  источником жизни с помощью

религиозного  созерцания, дыхательного и гимнастического  тренинга,

сексуальной гигиены, алхимии и т. п.

Отшельники-даосы  уединялись на лоно природы и стремились

слиться с  нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и

в минимальном  варианте долголетия предусматривало, во-первых,

"питание  духа". Человек рассматривался  даосами обиталищем мно-

гочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе-те-

лесных духов  соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели

счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призы-

вали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием

долголетия  является "питание тела" - соблюдение строжайшей диеты

(идеально  для даосских мудрецов - питаться  собственной слюной и

вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в

организм животворящий эфир.

Философские построения, древнего даосизма стали  фундаментом

религиозного  учения даосов в средние века как  части синкретического

комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом.

Видными представителями  средневековой даосской мысли были Гэ Хун

(IV в.), Ван  Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань

Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная

интеллектуальная  элита проявляла интерес к  философии даосизма,

особо привлекал  древний культ простоты и естественности: в слиянии

4*

99

 

 

с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо-

бенно усилилось  после падения династии Хань, когда  конфуцианство,

как официальная  религия, исчерпала свои возможности. Даосизм

воспринял некоторые  черты философии и культа буддизма в процессе

адаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия  и фило-

софские концепции  переходились в привычных для китайцев даосских

терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.

Эволюция  Даосизм оккультный, связанный с  магией и

верований и  институтов физиогномистикой, привлекал  широкие на-

родные массы  и часто был объектом нападок

со стороны  властей, видевших в нем выразителя бунтарско-

эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились  идейной

базой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого

лотоса" и  др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, вос-

стания "Желтых повязок" в 184 г.).

Разработав  учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму

- нерожденной  Матери, прародительницы всех людей,  даосы обосно-

вывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. По-

пулярность  этих идей усиливалась и тем, что  их сторонники были

врачевателями, гадателями, предсказителями.

Даосская  религия восприняла древние анимистические верования,

культ Неба и  культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве-

рований, даосизм  средневековья был неразрывно связан со всеми ас-

пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы  верили в царство

демонов, где  мучились души грешников, и населенные божествами Не-

беса, уготованные для праведников. В средние века учение о бес-

смертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао  как источника

жизни - культом  многодетности, богатства и т. п.

Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, вклю-

чавший в .иерархию божеств легендарных правителей, мифических ге-

роев и  мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных

исторических  деятелей. Наибольшей популярностью  пользовались

поборники справедливости и правого дела - восьмерка бессмертных

мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

Во II в. возникает  институциализированное направление "Путь не-

бесных наставников". Первый его глава - Чжан Даолин (I - II в.)

якобы получил  откровение от Лао-цзы и право  быть его наместником

на земле. Его титул "Небесного учителя" передается в роду Чжан по

наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали  даосские

школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности". Они уделяли

значительное  внимание приемам медитативного  созерцания.

С IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись

пересмотру  и все более пользовались официальным  признанием. Стала

создаваться обширная иерархически построенная  организация. Был

 

выработан даосский канон. В V11 - VIII вв. возник институт мона-

шества ж  монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ,

и одна из них - "Учение совершенной метины" - сохранилась до

наших дней.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную

религию. Они  разработали по буддийскому образцу  заповеди, сос-

тавили список заслуг и проступков добропорядочных  подданных. Са-

мые суровые  кары полагались за государственную  измену и бунт.

Танский дом  вел свое происхождение от официально обожествленного

Лао-цзы.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные

формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого

эмпирического материала в области химии, в  традиционной медицине,

как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Да-

осские сочинения  сохранили рецепты лекарств, описание свойств ме-

таллов и  минералов.

В наше время  даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане

и среди китайских  эмигрантов. Религиозные синкретические группы,

практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах,

а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти пов-

семестно, и  особенно на периферии. Активно действующие  храмы бо-

жеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы,

гомеопаты, предсказатели  судьбы, хироманты, физиогномисты. Да-

осские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч ве-

рующих.

 


Информация о работе Конфуцианство