Контрольная по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 06:17, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, Р. Декарт был прав, считая людей не изучающих философию, слепыми, лишенными желания познания окружающего мира.. Следует сказать, что философия интересна сама по себе, даже безотносительно к её полезности. Для любознательного человека, который любит учиться, узнавать новое знакомство с философией обязательно принесёт интеллектуальное удовольствие. И всё же существуют практические стороны влияния философии на человека.

Файлы: 1 файл

Filosofia_Kontrolnaya_docx.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

Задание 6

Какое из приведенных  ниже определений истины считается  «классическим»?

  1. Истина- это то, что интуитивно ясно и самоочевидно.
  2. Истина – это соответствие знаний действительности.
  3. Истина –это знание, экономно и просто описывающее опыт.
  4. Истина –это конвенция, соглашение между учеными.

 

Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Такое понимание истины  восходит к Платону и Аристотелю (у Платона: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет»).

Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.

Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Знание является истинным, если оно прежде всего формально корректно. А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе ни были.

Для классической концепции  истины характерны следующие принципы:

- действительность не зависит от мира знания;

- между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;

- существует критерий установления соответствия мыслей действительности;

- сама теория соответствия логически непротиворечива.

 

 

Задание 7

Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным?

Личность – это человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность, способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности.

 

Задание 8

Укажите определяющий критерий  общественного прогресса:

  1. Уровень развития производительных сил.
  2. Степень развития свободы и демократии.
  3. Создание правового государства.
  4. Уровень развития духовной культуры общества.
  5. Уровень  развития общественной морали.
  6. Индивидуальное счастье человека.
  7. Сам человек, его положение в социальной деятельности, те возможности, которые ему предоставляет общество для развития.

 

Критерии прогресса.

     1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

     2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

     3) Фридрих  Вильгельм Шеллинг (1775 – 1854): постепенное  приближение к правовому устройству.

     4) Георг  Вильгельм Фридрих Гегель (1770 –  1831): по мере роста сознания  свободы происходит поступательное развитие общества.

     5) Лев Толстой:

«Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».

     6) Марксизм:

     Высшим  и всеобщим объективным критерием  общественного прогресса является  развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.

     Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

     Но: так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

    Вывод:

     Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

     Универсальный критерий прогресса.

     Критерием  социального прогресса является  мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

     Развитие  человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

     Человечность, признание человека высшей ценностью  выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Поэтому наиболее подходящий ответ – 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Горский, А.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ / А.П. Горский. М.: Наука, 1994. 174с.
  2. Кузнецов, В.Г.  Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х.. Мамджян. М.: ИНФРА, 1999. 334с.
  3. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных и эконом. факультетов. 2-е изд. / С.Э. Крапивенский. Волгоград: Комитет по печати, 1995. 325с.
  4. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. 204 с.
  5. Основы философии. От классики до современности. Учеб. Пособие для вузов. М.: ФАИР – ПРОГРЕСС, 1998. 576 с.
  6. Основы философии. Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.Е. Попов. М.: Гум.  изд. центр «Владос», 1997. 320 с.
  7. Рассел, Б.  История западной философии: В 2 т. Т.1 / Подгот. Текста В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1994. 400с.
  8. Рассел, Б.  История западной философии: В 2 т. Т.2 / Подгот. Текста В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1994. 400с.
  9. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. Т. 1-3. М.: Петрополис, 1995. 455 с.
  10. Социальная философия: Учеб пособие для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ,  1995. 240 с.
  11. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 816 с.
  12. Шаповалов, В.Ф.  Основы философии. От классики к современности. 2-е изд. доп. Учеб. пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов. М.:ФАИР – ПРЕСС, 2000. 608 с.

Информация о работе Контрольная по философии