Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 15:10, контрольная работа
Описание работы
Стоики, скептики, Эпикур в поисках этического идеала.
Содержание работы
1. СТОИКИ…………………………………………………………3стр 1.1 Определение стоицизма…………………………………….......3стр 1.2 Учение стоиков…………………………………………………..3стр 2. СКЕПТИКИ………………………………………………….......5стр 2.1 Определение скептицизма…………………………………........5стр 2.2 Античный скептицизм…………………………………………...6стр 2.3 Критика скептицизма………………………………………........6стр 3. ЭПИКУР В ПОИСКАХ ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА………......7стр 3.1 Жизненный путь Эпикура…………………………………........7стр 3.2 Добродетели Эпикура. Его отношение к Богу, смерти, страданиям……………………………………………………….8стр 3.3 Философские принципы и этические взгляды Эпикура…….11стр 3.4 Нравственный идеал Эпикура………………………………...12стр СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………......15стр
Добродетели Эпикура. Его отношение
к Богу, смерти, страданиям……………………………………………………….8стр
Философские принципы и этические
взгляды Эпикура…….11стр
Нравственный идеал Эпикура………………………………...12стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………......15стр
1. СТОИКИ
1.1 Определение
стоицизма
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть
до конца античного мира. Своё имя школа получила
по названию портика Стоа Пойкиле (греч. «расписной портик»), где основатель
стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил
в качестве учителя. До того стоиками в
Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся
в Стоа Пойкиле за
сто лет до появления там Зенона и его
учеников и единомышленников. В истории
стоицизма различают три главных периода:
Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до
н.э. — середина II века до н.э.), Средняя
(II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).
1.2 Учение стоиков
Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика является
растущим деревом, а этика — плодами. Также
свою систему классификации стоики сравнивали
с животным и с яйцом. В первом случае кости —
логика, мясо — физика, душа животного —
этика; во втором — скорлупа — логика, белок —
физика, а желток яйца — этика.
Зенон делил философию на физику,
этику и логику (последний термин, возможно,
именно Зенон ввёл в философское обращение). Клеанф же различал в философии диалектику,
риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона,
ставя, как и тот, на первое место логику.
Но если Зенон ставил после логики физику,
то Хрисипп — этику.
Логика
Стоическая логика, помимо формально-логической
теории, содержит исследование гносеологических
и лингвистических проблем.
К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны
состоять все правильные заключения. При
этом в качестве переменных используются
не понятия, а высказывания:
1.Если есть A, то есть и B. A есть.
Следовательно, есть и B.
2.Если есть A, то есть и B. Но B
не существует. Следовательно, нет и A.
3.A и B не могут существовать
одновременно. A есть. Следовательно, В
не существует.
4.Существует либо A, либо B. A
существует. Следовательно, В не существует.
5.Существует либо A, либо B. В
не существует. Следовательно, A существует.
Исходным пунктом стоической
теории познания является материя. Хрисипп
говорит, что восприятие изменяет состояние
нашей материальной души. Зенон полагает,
что оно отпечатывается в душе, как в воске.
Физика
Стоики представляют мир живым
организмом, управляемым имманентным
божественным законом логосом. Человеческая
судьба является проекцией этого логоса,
посему стоики возражали против идеи спора
с судьбой или её испытания. Главное препятствие
на пути гармонии со своей судьбой — это
страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый
мудрец.
Согласно стоицизму, всё существующее
— телесно, и различается только степенью
«грубости» или «тонкости» материи. Сила
не есть нечто нематериальное или абстрактное,
а есть тончайшая материя. Сила, управляющая
миром в целом, — Бог. Вся материя есть
лишь модификации, находящиеся в вечном
изменении этой божественной силы и снова
и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события
повторяются после каждого периодического
воспламенения и очищения космоса.
Взаимосвязь всего со всем понимается
как осмысленный порядок, реализуемый
божественной волей. Такой порядок стоики
называют роком, а предопределенную им цель
—провидением.
Этика
В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного
отношения последних к культуре. Все люди
— граждане космоса как мирового государства;
стоический космополитизм уравнивал перед лицом мирового
закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное
действие является, согласно стоикам,
ничем иным, как самосохранением и самоутверждением
и это увеличивает общее благо. Все грехи
и безнравственные поступки — это саморазрушение,
утрата собственной человеческой природы.
Правильные желания и воздержания, поступки
и дела — гарантия человеческого счастья,
для этого надо всячески развивать свою
личность в противовес всему внешнему,
не склоняться ни перед какой силой.
Главная идея стоической этики
— телеологически и каузально предустановленный
ход мировых событий. Цель человека заключается
в том, чтобы жить «в согласии с природой».
Это единственный способ достижения гармонии.
«Кто согласен, того судьба ведёт, кто
не согласен, того она тащит» (Сенека).
Стоики выделяют четыре вида
аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение
и страх. Их необходимо избегать, пользуясь
правильным суждением.
Все вещи стоики делят на Благо, зло, безразличие.
Предпочитать следует вещи,
сообразные с природой. Такие же различия
стоики проводят и между поступками. Существуют
дурные и благие поступки, средние поступки
называются «подобающими», если в них
реализуется естественная предрасположенность.
Во времена империи учение стоиков
превратилось в своего рода религию для
народа. Этика стоицизма пользовалась
большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
2. СКЕПТИКИ
2.1 Определение
скептицизма
Скептици́зм (от др.-греч.— рассматривающий, исследующий) —
философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается
познанием фактов, проявляя сдержанность
по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых
положений» отмечал, что скептицизм не
рассматривает сомнение как принцип, а
использует сомнение как полемическое
оружие против догматиков, принцип скептицизма —
явление. Следует различать обыденный
скептицизм, научный и философский скептицизм.
В обыденном смысле скептицизм — воздержание
от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция
учениям, не имеющим эмпирических
доказательств. Философский
скептицизм — направление в философии,
выражающее сомнение в возможности достоверного
знания. Философский скептицизм рассматривает
философию, в том числе и скептическую,
как род наукообразной поэзии, но не науки.
Отличительный признак философского скептицизма —
утверждение «Философия — не наука!».
2.2 Античный скептицизм
Античный скептицизм как реакция
на метафизический догматизм представлен
прежде всего Пирроном, затем средней
академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом(Энесидем,
Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает
десять принципов (тропов) скептицизма:
первые шесть — это различие живых существ;
людей; органов чувств; состояний индивида;
положений, расстояний, мест; явлений по
их связям; последние четыре принципа
— это смешанное бытие воспринимаемого
объекта с др. объектами; относительность
вообще; зависимость от количества восприятий;
зависимость от уровня образования, нравов,
законов, философских и религиозных взглядов.
2.3 Критика скептицизма
Скептик говорит, что знание
требует уверенности. Но как он может об
этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и
Льюис Вон: «Если скептики не уверены,
что знание требует уверенности, они не
могут знать, что это так». Это даёт серьёзное
основание сомневаться в утверждении,
что знание требует уверенности. Согласно
законам логики, опираясь на это высказывание,
можно сомневаться в скептицизме и оспорить
скептицизм в целом. Однако реальность
не состоит исключительно из законов логики (в
которой существуют неразрешимые парадоксы,
сводящие все вышесказанное на нет), поэтому
к подобной критике необходимо относиться
осторожно. (Пример: абсолютных скептиков
не бывает, поэтому совсем необязательно,
что скептик будет сомневаться в очевидных
вещах)
3. ЭПИКУР В ПОИСКАХ
ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА
3.1 Жизненный путь
Эпикура
Эпикур родился в 341/340 г. до н.э.
на острове Самосе – родине и Пифагора,
и Мелисса, и астронома Аристарха. Однако
Эпикур – афинянин, а не самосец. Его отец
Неокл принадлежал к афинскому дему (дем
– часть территориальной общины в Афинах)
Гаргетта, к роду Филаидов, но жил на Самосе
как один из афинских поселенцев клерухов.
Эпикур происходил от незнатных
и небогатых родителей. Его отец был учителем
словесности. Желая унизить Эпикура и
вместе с ним его учение, вечные враги
эпикуреизма – стоики рассказывали об
Эпикуре, что он в свои отроческие годы
«при матери ходил по лачугам, читая заклинания,
а при отце учил азбуке за ничтожную плату».
Будучи энергичной и творческой
личностью, Эпикур привлек к себе многих
мыслящих людей и образовал свою школу
сначала на острове Лесбос в Митилене,
а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции).
В Митилене Эпикур приобрел дружбу лесбосца
Гермарха, в Лампсаке – других преданных
учеников: Метродора (это любимейший ученик
Эпикура, умерший еще при жизни учителя),
Полиэна, Леонтия, Колота, Идоменея, а также
всех своих трех братьев (редкий случай
в истории философии): Неокла, Хередема
и Аристобула. С этой-то когортой учеников
и прибывает, наконец, афиняни Эпикур в
306 г. до н.э. в Афины. Купив за 80 мин (мина
– около полкилограмма серебра) уединенный
сад с домом, он поселяется там вместе
со своими учениками. Так возник знаменитый
«Сад Эпикура», над входом в который было
начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо:
здесь удовольствие – высшее благо».
Однако школа Эпикура не была
публичной философско-образовательной
школой наподобие Академии или Ликея.
«Сад» – замкнутое сотоварищество единомышленников.
В отличие от Пифагорийского союза, Эпикурейский
союз не обобществлял собственность своих
членов: «Эпикур не считал, что добром
нужно владеть сообща, по Пифагорову слову,
что у друзей все общее, – это означало
бы недоверие, а кто не доверяет, тот не
друг». Также в отличие от Пифагорейского
союза, Эпикур и его друзья нисколько не
занимались политической деятельностью.
В основе неписаного устава школы лежал
принцип Эпикура: «Проживи незаметно!».
Он объясняется не только скромностью
Эпикура, но и невозможностью граждан
влиять на развитие политических событий
и социальных явлений в условиях деспотических
эллинистических монархий. Однако в отличие
от иногороднего основателя другой философской
школы в Афинах – Хенона-стоика афинянин
Эпикур был патриотом. Он мечтал об освобождении
Греции от македонского ига.
В своем «Саду» Эпикур провел
вторую половину своей жизни, лишь изредка
выезжая в Лампсак, где у него остался,
по-видимому, как бы филиал его школы. У
Эпикура всячески поддерживался культ
дружбы, это было в согласии с его учением:
из того многого, что приносит мудрость
для счастья, главный дар – дружба. В «Сад»
временами съезжались эпикурейцы и со
стороны. Жизнь в «Саду» была скромной
и неприхотливой. Эпикур, как и все остальные
состоятельные эллины, был рабовладельцем,
но относился к своим рабам кротко, некоторые
его рабы даже учавствовали в философских
занятиях. Некоторых своих рабов Эпикур
отпустил на волю, и они стали полноправными
членами «Сада». Таковым стал, например,
раб по имени Мис. «Сад» просуществовал
более восьмисот лет.
3.2 Добродетели Эпикура.
Его отношение к Богу, смерти, страданиям
Полагая наслаждение «началом
и целью блаженной жизни», Эпикур понятие
добродетели связывает с понятием средств
достижений этой цели. «Красоту, добродетель
и тому подобное следует ценить, если они
доставляют удовольствие; если же не доставляют,
то надо с ними распрощаться».
Особое место среди добродетелей
Эпикур отводит справедливости и мудрости.
«Справедливость, происходящая от природы,
есть договор о полезном – с целью не вредить
друг другу и не терпеть вреда... Справедливость
сама по себе не есть нечто, но в сношениях
людей друг с другом в каких бы то ни было
местах, всегда она есть некоторый договор
о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда».
Эпикур отмечает моменты абсолютности
и относительности в категории справедливости:
«В общем справедливость для всех одна
и та же, потому что она есть нечто полезное
в сношениях людей друг с другом; но в отношении
индивидуальных особенностей страны и
других каких бы то ни было обстоятельств
справедливость оказывается не для всех
одной и той же». Подобно Аристотелю, он
отличает политическую справедливость
от общей справедливости (т.е. от нравственного
содержания справедливости).
Итак, смысл добродетелей —
вести к наслаждению, способствовать достижению
атараксии, т.е. безмятежно-спокойного
и вместе с тем деятельного состояния
души. Счастье вырастает из морального
и физического здоровья. И, подобно Демокриту,
Эпикур полагает, что не может быть счастливым
тот, кто исполнен ложных страхов перед
неведомым — страха перед богами и боязни
смерти. От того и другого избавляет мудрость,
потому-то она и есть высшая из добродетелей.
Эпикур, как и Демокрит, не отрицает
существования богов, но стремится доказать,
что боги никакого отношения к жизни людей
не имеют. Он предполагает рационалистическое
доказательство безразличия бога (богов)
к людям.
При этом он рассуждает следующим
образом: бог (если допустить, что он существует,
хотя люди не имеют тому никаких доказательств)
должен обладать, по крайней мере, двумя
атрибутами — всемогуществом и всеблагостью
(ведь утверждают же Платон и даже Аристотель,
что бог есть добро!). Однако в мире существует
зло. Доказывать истинность последней
посылки нет нужды, ибо каждый человек
в этом отношении имеет богатый опыт. Каково
же отношение бога ко злу в мире? «Бог или
желает уничтожение зла, но не может этого
достичь; или же может его уничтожить,
но не хочет; или же не хочет и не может;
или же хочет и может. В первом случае бог
не всемогущ, чего предположить нельзя.
Во втором случае у него не было бы благой
воли, чего также предположить нельзя.
В третьем случае бог был бы и не всемогущим
и не благим. Остается последнее: он может
и хочет уничтожить зло. Почему же он этого
не делает? Потому что он не вмешивается
в события мира». Коль скоро боги не вмешиваются
в жизнь людей и никаким способом не дают
о себе знать, тогда законен вопрос: а есть
ли они? И римский последователь Эпикура
Лукреций отвечает на него – нет, и не
было: признание их существования – лишь
плод незрелого сознания.