Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

1. Мировоззрение, его основные типы и особенности формирования.
2. Философия и её предмет. Мировоззрение и философия: общее и специфическое.
3. Причины изменения взглядов на философию в истории цивилизации.
4. Основные аспекты философского знания (онтология, гносеология, учение о развитии, логика, антропология, социология, аксиология).

Файлы: 1 файл

философия 1-6.docx

— 23.13 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззрение, его основные типы и особенности  формирования.

Мировоззрение (нем. «взгляд на Вселенную») - система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Практическая деятельность человека основывается на познании и духовном освоении действительности. Способом духовного освоения действительности является мировоззрение. Проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована  в Германии в конце XVIII века, а ввёл его немецкий философ И.Кант. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Основные типы мировоззрения

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей. Его основа — повседневная жизнь и личный житейский опыт. Обыденное мировоззрение состоит из несистематизированных, стихийных знаний о мире. Оно традиционно по своему характеру, в повседневной деятельности людей присутствует в форме здравого смысла.

Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире. Этот тип мировоззрения ориентирован на решение духовных проблем. Религиозные учения поддерживают в людях надежду получить в идеальном мире то, чего они лишены в реальной жизни.

Научное мировоззрение опирается на обобщенные достижения современной науки, теоретическое осмысление реальности и включает в себя объективную картину мира, сложившуюся как целостный итог человеческого познания.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека как высшей ценности. Оно включает в себя представления о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном совершенствовании человека. В рамках гуманистического мировоззрения главный критерийобщественного прогресса — благо человека, его право на свободу, счастье, духовное развитие и физическое благополучие.

2. Философия и  её предмет. Мировоззрение и философия: общее и специфическое.

Философия (греч. «любовь к мудрости» - Пифагор) – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным. Разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. С этого времени философия уже не занимается решением специальных проблем, а исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет. Поэтому предметом философского знания является отношение человек–мир, рассматриваемое с точки зрения природы и сущности мира, природы и сущности человека, с точки зрения возможностей познания и преобразования мира. Вот почему, философские проблемы вечный характер.

В структуре философского знания принято выделять:

    • онтологию – наука о бытие;
    • гносеологию – учение о познании;
    • антропологию – учение о человеке;
    • аксиология – учение о ценностях;
    • праксеологию -  учение о практике.

Функции философии:

      1. Познавательная функция: ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека философия обеспечивает появление новых знаний о мире, человеке, связях и законах.
      2. Мировоззренческая функция: оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает, как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

мировоззрение и философия: ОБЩЕЕ и специфическое?????

3. Причины изменения  взглядов на философию в истории  цивилизации.

4. Основные аспекты  философского знания (онтология, гносеология, учение о развитии, логика, антропология, социология, аксиология).

 

 

5. Космоцентрический характер философии Древнего мира. Восточный и западный стили филосовствования.

Космоцентрический характер древнегреческой натурфилософии • Понятие космоса в древнегреческой традиции • Источник космоцентризма натурфилософии • Принцип тождества макрокосмоса и микрокосмоса

ПОНЯТИЕ КОСМОСА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Понятие «космос», являющееся одним из центральных в древнегреческой традиции, здесь имело ни одно, а несколько значений: - Геродот, Эсхил трактовали космос как порядок, упорядоченность; - Гомер под космосом полагал строение или устройство; - Платон космосом называл государственный строй; - Фукидид – правовой порядок; - Пифагор, Демокрит так обозначали мировой порядок, мироздание, мир как выражение высшего порядка.ИСТОЧНИК КОСМОЦЕНТРИЗМА НАТУРФИЛОСОФИИ ДР. ГРЕЦИИ • Источником космоцентризма древнегреческой философии была космогоническая мифология, воплотившая в себе первобытные представления людей о возникновении и эволюции мира. • В философии был преодолен антропо и зооморфизм космогонических мифов. • Первые натурфилософы позаимствовали из древних космогонических мифов ряд идей: - представление о первичном бесформенном состоянии Вселенной; - идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира; - идея периодической гибели и нового рождения Вселенной.

6. Всесторонность и универсальность античной философии. Основные этапы её развития.

Термин «античная философия» состоит из двух элементов — слов «античная» и «философия», каждое из которых придает всему выражению свой специфический смысловой оттенок. Слово «античный» происходит от лат. antiquus, что означает «древний». В этом смысле «античная философия» есть философия «древняя;» и представляет собой условную совокупность теоретических, эстетических и этических представлений Древней Греции и Древнего Рима. Вместе с тем, «античная философия» есть «философия». Слово это восходит к греч. фЛoaoф^a, букв. «любовное отношение к мудрости». Мудрость греками понималась как знание совершенное и достаточное, а «любовное отношение» к ней трактовалось по-разному — каждым философом исключительно изнутри своего уникального философского опыта. В этом смысле «античная философия» есть философия древних греков и римлян — безотносительно к древности как таковой, — в самом деле, для древних их философия не казалась «античной», а была вполне «своевременной» и «современной». Философия для древнего грека начинается с удивления, движется любопытством, проходит в сомнениях и оканчивается загадкой. «То, что известно, известно не многим», — писал в «Поэтике» Аристотель. Философское удивление вызывают вещи обычные и, казалось бы, общепонятные: закон, красота, добродетель, порядок, нрав, справедливость, судьба, бог, душа, мышление, мироздание и т. д. Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все эти вещи впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Этот процесс всестороннего осмысления мира, природы, и человека происходил в Античности как бы в двух измерениях: в рамках всей философской традиции вообще (здесь достаточным будет упомянуть «проблемный подход» архаики, «понятийный» — аттической классики, «ценностный» — эллинизма) и в пределах отдельного единичного философского поколения. То, что одним философам представлялось загадкой и чудом, для других приобретало статус понятного и несомненного, чтобы впоследствии снова утратить свою очевидность и вызывать удивление с новой силой. Многообразие философских теорий, точек зрения и представлений является характерной чертой греческо-римской философской традиции. К числу наиболее характерных особенностей античной философской традиции в целом относятся также: а) общая установка на разумное («рациональное») постижение природной взаимосвязи вещей; б) тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим: в основе практически всех философских учений античного мира лежит представление о совершенном, прекрасном, разумном устройстве космоса (мироздания), а стремление к совершенству объявляется целью всех философских занятий по существу; в) нестабильность понятийного аппарата: философская и научная терминология в Древней Греции всегда находилась в постоянном движении и осмыслении; г) приоритет универсального над единичным: отдельная вещь, человек, индивид в античной философской традиции всегда представляли собой только «частный случай» проявления общего — рода вещи, миропорядка, закона, полиса (государства) и бытия.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"