Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:20, контрольная работа
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, первый систематизатор античной литературной теории. Происходил из Стагиры, был сыном придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона возглавил собственную школу на Лесбосе (347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель был воспитателем Александра Македонского, потом вернулся в Афины и открыл там свою школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра Аристотель покинул Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Из сочинений
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА»
В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
Контрольная работа
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
контрольная работа
Тема № 9
Студента 1 курса
Гуманитарного факультета
Группы 78-БЮ
Улан Илоны Ивановны
Преподаватель
Калининград
2012
ВВЕДЕНИЕ.
Аристотель,
как великий систематизатор античной
философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) –
древнегреческий философ и ученый, первый
систематизатор античной литературной
теории. Происходил из Стагиры, был сыном
придворного врача македонского царя
Аминты II, в течение 20 лет был слушателем
платоновской Академии, после смерти Платона
возглавил собственную школу на Лесбосе
(347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель
был воспитателем Александра Македонского,
потом вернулся в Афины и открыл там свою
школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского.
После смерти Александра Аристотель покинул
Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Из
сочинений Аристотеля до нас дошли главным
образом те, которые предназначались для
узкого кружка учеников и относятся, по
всей вероятности, ко времени чтения лекций
в Ликее. Аристотель отказывается от платоновской
теории идей, от отделения общих свойств
вещи от самой вещи, и единственным способом
познания сути вещи признает выявление
этой сущности в конкретных вещах. Он обобщает
огромный фактический материал, касающийся
разных сторон как природной, так и общественной
жизни, систематизирует его и кладет в
основу теоретических построений. Рассматривая
государственное устройство в “Политике”,
этику в “Никомаховой этике” или словесное
искусство в “Поэтике” и “Риторике”,
он всюду исходит из реального положения
вещей, из общепризнанных фактов и стремится
указать те средства, которые способствуют
наилучшему осуществлению потенциально
заложенных в этом явлении возможностей,
т.е. его цели. Аристотель по-новому классифицировал
саму область научного знания, разделив
его на теоретическое (математика, физика,
метафизика) и практическое (те науки,
которые имеют дело с человеческой деятельностью
и оперируют не универсальными истинами,
а общими правилами: политика, этика, поэтика
и риторика). Трактаты “Поэтика” и “Риторика”
содержат определение предмета, его классификацию
и руководство к деятельности поэта и
оратора. Аристотель воспринимает у Платона
учение о подражании как об отличительном
признаке искусства, но объект подражания
видит в самих вещах, а не вне их. Подражание
становится источником всякой творческой
деятельности и родовым признаком искусств,
в число которых вместе включаются поэзия,
музыка, скульптура и живопись. Аристотель
утверждает, что именно подражание дает
знание родовой сущности вещей, поскольку
воспроизводит жизнь не в единичных, случайных
фактах, а в очищенной от всего случайного
необходимой связи явлений. Это свойство
искусства показывать не отдельные факты,
а человеческие возможности, не то, что
произошло один раз, а то, что должно случаться
в силу психологического правдоподобия,
сближало искусство с философией и делало
в глазах Аристотеля поэзию более философичной,
чем историю. Мерило ценности искусства
вводится в само искусство, его цель –
очистительное наслаждение, т.е. катарсис.
Лечение страстей путем возбуждения их
до известной меры Аристотель рассматривает
как естественный психологический процесс
и делает его видовым признаком поэзии.
В основу характеристики разных видов
искусств Аристотель кладет способ подражания
и, рассматривая поэзию, ставит драму выше
эпоса, т. к. в ней подражание выступает
в наиболее чистом виде, а трагедию выше
комедии, т. к. ее объекты более достойны
подражания. Разбору трагедии посвящена
большая часть тех разделов, которые входят
в сохранившийся текст “Поэтики”. Поэтическая
и риторическая теория Аристотеля была
переработана перипатетиками и в таком
виде легла в основу всей античной философии;
в дальнейшем “Поэтика” оказала большое
влияние на эстетическую теорию и драматургическую
практику Возрождения и классицизма.
Целью данной контрольной
работы , является рассмотреть в
философской системе
Для определения данной цели были поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть основное содержание философского учения Аристотеля.
1. Аристотель.
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Теоретические: метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные «материи»; математика - абстрактные свойства реальных вещей.
Практические: этика - наука о норме поведения людей; экономика; политика.
Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства и искусства ремесла.
1.1 Онтология
Основное содержание философского
учения Аристотеля изложено им в «Метафизике».
Аристотель сохраняет характерное
для элеатов и Платона
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.
1.Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2.Формальные, в которых
форма проявляет себя, образуя
сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь
есть то, что она есть.
3.Действующие или производящие
- рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действительность,
энергетическая база формирования вещей.
4.Целевая или конечная
причина, отвечающая на
5.Аристотель всегда
связывал движение с
Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.
1.2 Учение о душе
Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.
Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.
1.3 Учение о человеке
Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения. «Середина - принадлежность добродетели».
Так же как и у Платона аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность. Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство - это нормальное состояние людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.
Аристотелю принадлежит
заслуга впервые провести разграничение
наук, выделив для каждой из них
специальные области
Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.
Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность -это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Метафизика \\ Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1.
2. Канке В.А. Философия.
Исторический и
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. -2-е изд. Перер. И доп. – М., 2003, С.44-51.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"