Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, первый систематизатор античной литературной теории. Происходил из Стагиры, был сыном придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона возглавил собственную школу на Лесбосе (347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель был воспитателем Александра Македонского, потом вернулся в Афины и открыл там свою школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра Аристотель покинул Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Из сочинений

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

 

                ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ 
                ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

       В Г. КАЛИНИНГРАДЕ


 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

контрольная работа 

Тема  № 9

 

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса

Гуманитарного факультета

Группы 78-БЮ

Улан Илоны Ивановны

 

Преподаватель

                                                    К.ф.н. Савинцев Вячеслав Игоревич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

 

                                                

   ВВЕДЕНИЕ.

  

 Аристотель, как великий систематизатор античной философии. 
 
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, первый систематизатор античной литературной теории. Происходил из Стагиры, был сыном придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона возглавил собственную школу на Лесбосе (347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель был воспитателем Александра Македонского, потом вернулся в Афины и открыл там свою школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра Аристотель покинул Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Из сочинений Аристотеля до нас дошли главным образом те, которые предназначались для узкого кружка учеников и относятся, по всей вероятности, ко времени чтения лекций в Ликее. Аристотель отказывается от платоновской теории идей, от отделения общих свойств вещи от самой вещи, и единственным способом познания сути вещи признает выявление этой сущности в конкретных вещах. Он обобщает огромный фактический материал, касающийся разных сторон как природной, так и общественной жизни, систематизирует его и кладет в основу теоретических построений. Рассматривая государственное устройство в “Политике”, этику в “Никомаховой этике” или словесное искусство в “Поэтике” и “Риторике”, он всюду исходит из реального положения вещей, из общепризнанных фактов и стремится указать те средства, которые способствуют наилучшему осуществлению потенциально заложенных в этом явлении возможностей, т.е. его цели. Аристотель по-новому классифицировал саму область научного знания, разделив его на теоретическое (математика, физика, метафизика) и практическое (те науки, которые имеют дело с человеческой деятельностью и оперируют не универсальными истинами, а общими правилами: политика, этика, поэтика и риторика). Трактаты “Поэтика” и “Риторика” содержат определение предмета, его классификацию и руководство к деятельности поэта и оратора. Аристотель воспринимает у Платона учение о подражании как об отличительном признаке искусства, но объект подражания видит в самих вещах, а не вне их. Подражание становится источником всякой творческой деятельности и родовым признаком искусств, в число которых вместе включаются поэзия, музыка, скульптура и живопись. Аристотель утверждает, что именно подражание дает знание родовой сущности вещей, поскольку воспроизводит жизнь не в единичных, случайных фактах, а в очищенной от всего случайного необходимой связи явлений. Это свойство искусства показывать не отдельные факты, а человеческие возможности, не то, что произошло один раз, а то, что должно случаться в силу психологического правдоподобия, сближало искусство с философией и делало в глазах Аристотеля поэзию более философичной, чем историю. Мерило ценности искусства вводится в само искусство, его цель – очистительное наслаждение, т.е. катарсис. Лечение страстей путем возбуждения их до известной меры Аристотель рассматривает как естественный психологический процесс и делает его видовым признаком поэзии. В основу характеристики разных видов искусств Аристотель кладет способ подражания и, рассматривая поэзию, ставит драму выше эпоса, т. к. в ней подражание выступает в наиболее чистом виде, а трагедию выше комедии, т. к. ее объекты более достойны подражания. Разбору трагедии посвящена большая часть тех разделов, которые входят в сохранившийся текст “Поэтики”. Поэтическая и риторическая теория Аристотеля была переработана перипатетиками и в таком виде легла в основу всей античной философии; в дальнейшем “Поэтика” оказала большое влияние на эстетическую теорию и драматургическую практику Возрождения и классицизма.

 

     

Целью данной контрольной  работы , является рассмотреть в  философской системе Аристотеля, как великого систематизатора древнегреческой  философии.

    Для определения данной цели были поставлены следующие задачи:

·   Рассмотреть основное содержание философского учения Аристотеля.

 

1. Аристотель.

 

Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения  по всем важным областям знания.

Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические: метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные «материи»; математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика - наука о норме поведения  людей; экономика; политика.

Творческие науки, связанные  с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства и искусства ремесла.

 

1.1 Онтология

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное  для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность -это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением  о сущности, Аристотель проводит классификацию  причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.

1.Материальные, то, из чего  состоят вещи, их субстрат.

2.Формальные, в которых  форма проявляет себя, образуя 
сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3.Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, 
энергетическая база формирования вещей.

4.Целевая или конечная  причина, отвечающая на вопросы  «Почему?» и «Для чего?».

5.Аристотель всегда  связывал движение с соответствующей  энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в пунктуальное.

Телеологизм Аристотеля находит  свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.

 

1.2 Учение о  душе

Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть  души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

                            

 1.3 Учение о человеке

Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто  сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения. «Середина - принадлежность добродетели».

Так же как и у Платона  аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить  на службу государству личность. Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство - это нормальное состояние людей.

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  

Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.

Аристотелю принадлежит  заслуга впервые провести разграничение  наук, выделив для каждой из них  специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими  науками.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.

Однако Аристотель не отождествляет  бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность -это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Метафизика \\ Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1.

2. Канке В.А. Философия.  Исторический и систематический  курс. Учебник для вузов. 2- е изд. Перер. И доп. М.: 1998 С. 30-43.

3. Радугин А.А. Философия:  курс лекций. -2-е изд. Перер.  И доп. – М., 2003, С.44-51.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"