Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:14, контрольная работа

Описание работы

Формы отражения. Определение сознания.
Происхождение сознания.
Роль труда в формировании сознания.
Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Файлы: 1 файл

Сущн.чел.соз.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Формы отражения. Определение сознания.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п.  Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации  материи и появления жизни  на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие  внешней среды. Эта форма отражения  называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения  на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознанию человека присущи  такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что  отражение в неживой природе  соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение сознания.

Роль труда в формировании сознания.

         Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и  его сознания состоит в том, что  мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как  органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который  представляет собой происхождение  человека и его сознания заключается  в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и  человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей  и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между  его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека связано с возникновением  общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет  сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные  и звуковые средства взаимного общения  прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык  и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной.

Состояние проблемы соотношения  мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

 

 

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
    2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
    3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
    4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
    5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.   
    6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
    7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список литературы.     

  1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М., 1991. - 287с.

    1. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М., 1988. - 592с.

    1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. - 458 с.          


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"