Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:41, контрольная работа
1. Современная философия (неопозитизм, аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика).
2. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека.
3. Философия и глобальные проблемы современности (кризисы современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран).
устройства.
Еще раз напомним, что мифологическое, религиозное как формы сознания
были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они
выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько
своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении
происходящего.
О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в
последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с
европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать
сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.
Известно, что философское осмысление мира начинается значительно
позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере
распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления
философов милетской школы (Фа-леса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней
Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что само
по себе неудивительно, так как философское осмысление — это более высокий
уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени
появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в
известной степени появлению философии, но и философия, как к античности,
так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства.
Укажем лишь
на некоторые примеры этого
Как уже говорилось, в античной
Греции существовало
кто выдвинул
и в известной степени
был Ксенофан,
древнегреческий философ и
Гомера и Гесиода, известных древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию
богов и их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить
антропоморфически, и политеизму он противопоставил монотеистическую
концепцию, в соответствии с которой бог должен быть единым, так как в
противном случае он не мог бы быть выше и лучше других. В последующем в
этом же направлении развивались философские идеи Эмпедоклом, Гераклитом и
Анаксагором. Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его
идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о
бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его
учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют
непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления,
представлений о мире и божественном.
Характеризуя античный период в истории развития человеческой
цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного
и философского мироощущений, происходящих в мире событий. Первые из
дошедших до нас литературных памятников, например, древнеиндийские «Веды»
представляли собой примеры религиозно-философского видения мира. Этот
процесс симбиоза
религии и философии
по крайней мере столетиями. И в этом нет ничего удивительного, так как и
религия и философия были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно
объяснять происходящие в мире события. Со временем религия и философия
начинают отделяться друг от друга и приблизительно в одно и то же время
формируются как независимые, правда, все еще относительно, друг от друга
формы общественного сознания. Первыми известными проявлениями этого
являются становление буддизма в Индии и философии в Древней Греции, что
произошло приблизительно в одно и то же время, а если конкретно, то в VII—V
2. Философская герменевтика (Г. Гадамер)
Г. Гадамер (1900-2001) - немецкий философ, последователь М. Хайдеггера, является крупнейшим представителем современной герменевтики, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лепцигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949).
Основные сочинения: «Диалектическая этика Платона (1931), «Гете и философия» (1947), «Истина и метод» (1960), «Диалектика Гегеля» (1971), «Диалог и диалектика» (1980), «Хайдеггеровский путь» (1983), «Похвала теории» (1984) и др.
Подвергая критике
методологизм наук о духе, Гадамер
придает герменевтике универсальный
характер, видя ее задачу не в том, чтобы
прояснить природу этого
Гадамер опирается на понятие горизонта. «Горизонтальность» понимания характеризуется, согласно Гадамеру, принципиальной незамкнутостью горизонта - ввиду исторической подвижности человеческого бытия, - а также существованием только одного горизонта, обнимающего собой все, что содержит историческое сознание, так что «понимание всегда есть процесс слияния якобы для себя сущих горизонтов». При этом на первый план выходит центральная проблема герменевтики - проблема применения. Пересматривая традиционное решение этой проблемы, Гадамер выделяет применение, понимание и истолкование как интегральные составные части единого герменевтического процесса и подчеркивает, что понимание включает в себя и всегда есть применение подлежащего пониманию текста к той современной ситуации, в которой находится интерпретатор.
Таким образом, указывает Гадамер, понимание является не только репродуктивным, но и продуктивным отношением, что ведет к признанию плюральной интерпретации.
Аппелируя к
Гегелю, Гадамер в качестве фундамента
герменевтики устанавливает абсолютное
опосредованно истории и
Гадамер отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающее втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но « деяние самого дела», Гадамер распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.
Логическое самосознание гуманитарных наук, сопровождавшее в 19 веке их фактическое формирование, полностью находится во власти образца естественных наук.
Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет «набрасывание смысла». Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, делается предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но этот первый смысл проясняется, в свою очередь, лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл.
Разработка
правильных, отвечающих фактам набросков,
которые в качестве таковых являются
предвосхищениями смысла и которые
еще только должны быть заверены «самими
фактами», - в этом постоянная задача
понимания. Понимание обретает свои
подлинные возможности лишь тогда,
когда его предварительные
Важное место в концепции Гадамера занимают понятия «ситуации» и «горизонта». Понятие ситуации характеризуется тем, что мы пребываем в ней, мы всегда преднаходим себя в какой-либо ситуации, высветление которой является задачей, не знающей завершения. Любое конечное настоящее имеет границы. Понятие ситуации определяется как раз тем, что она представляет собой точку зрения, ограничивающую возможности этого зрения. Это значит, что в понятие ситуации существенным образом входит понятие «горизонта». Горизонт - поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию можно говорить об узости горизонта, о возможности расширения горизонта, об открытии новых горизонтов и т.д. Разработка герменевтической ситуации означает «обретение правильного горизонта вопрошания для тех вопросов, которые ставит пред ними историческое предание».
Герменевтика Гадамера включает в себя проблему вопроса и ответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задает интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору.
Понять текст
- значит понять этот вопрос. Происходит
это путем обретения
Гадамер рассматривает
понимание как универсальный
способ человеческого бытия. Человек
сталкивается с необходимостью понимать
себя, понимать другого, понимать происходящие
события, понимать историю, понимать искусство
и т.д. Бытие человека с этой точки
зрения можно назвать пониманием.
Таким образом, герменевтика Г. Гадамера
становится онтологией, наукой о бытии.
При этом необходимо отметить, что
методологические функции герменевтики
Г. Гадамер не отрицает. Герменевтика
как методология гуманитарных наук
должна быть, с его точки зрения,
дополнена герменевтикой-
Предшествующее
творчеству Гадамера развитие герменевтики
показало, что успех в деле понимания
возможен тогда, когда отношения
между субъектами понимания строятся
на основе и по правилам диалога
и общения. Самой большой трудностью,
с которой столкнулись
Гадамер, опираясь в своих воззрениях на Хайдеггера, предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию. Сначала Гадамер, не отрицая сложившихся определений герменевтики как методологии понимания, пытается синтезировать "язык" Хайдеггера и "идею" ("логос") Гегеля и построить герменевтику как философию, в которой существенная роль отводится онтологии - краеугольному "философскому камню".
Позиция Гадамера
в герменевтике состоит в онтологическом
прочтении субъекта познания. Это
означает, во-первых, что в отличие
от разработки методов и методик
понимания текстов в
Как логическое следствие, во-вторых, Гадамер рассматривает герменевтику не в качестве способности воссоздания аутентичного (авторского) текста, а в качестве возможности продолжения действительной истории текста, в построении каждым новом интерпретатором нового смысла, а по сути, нового текста.