Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:05, контрольная работа
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
1. Специфика философского знания, его отличие от конкретно-научных знаний 3
2. Круг философских проблем 4
3. Функции философии 5
4. Основные методы философского познания 6
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Москва 2013
Содержание.
1. Специфика философского
знания, его отличие от конкретно-научн
2. Круг философских проблем 4
3. Функции философии 5
4. Основные методы философского познания 6
Заключение 8
Список используемой литературы 9
1. Специфика философского
знания, его отличие от конкретно-
Основная специфика
1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех
других наук заключается в том, что
философия является теоретическим
мировоззрением, предельным обобщением
ранее накопленных
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
2. носит предельно общий, теоретический характер;
3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
11. опирается на категории – предельно общие понятия;
12. неисчерпаемо по своей сути;
13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.
В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – физика, химия, биология, социология и т.д. – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.
Чрезвычайно широк круг философских проблем, и все же главнейшие вопросы философии можно выделить. Это - Бог, свобода и бессмертие. Много конечно и других тем в философии, имеющих отношение к естественным наукам, религии, этике, но наиболее важные жизненные вопросы - это смысл жизни, справедливость и свобода воли. Философия не сводится к соответствующей частной дисциплине. Философский подход отличается шириной и глубиной рассмотрения и изучения фундаментальной структуры реальности в целом.
Эпистемология, онтология или метафизика являются особыми философскими разделами. В повседневном опыте человеком используются как аксиомы такие метафизические концепции, как идентичность и изменчивость. Стремится человек познать и необходимость и возможность.
Не идиллическая жизнь заставляет людей размышлять над проблемами века всерьез. Не на досуге и не ради удовлетворения своей склонности к безмятежному философствованию человек ищет ответы на вопросы, которые ставит ему жизнь. Чтобы разобраться в философии вовсе не нужно обладать сверхпроницательным философским умом, тем более не обязательно быть гениальным. Прибегнуть необходимо к элементарной наблюдательности. И не обойтись, конечно, без интеллектуальной честности. Прежде всего, перед самим собой и перед другими людьми. Интеллектуальное мужество в сочетании с мужеством нравственным так же пригодится. Когда есть готовность претерпеть неприятности и возможно немалые при провозглашении людям правды, которую многие очень боятся слышать. Бояться, не хотят признать и мучаются. Философия же, взывая к мудрости, дает человеку шанс жить хорошо - то есть в мире. Ищущий мудрость обретает жизнь.
1. Общее понятие функций
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую,
мыслительно-теоретическую,
гносеологическую,
критическую,
аксиологическую,
социальную,
воспитательно-гуманитарную,
прогностическую
функции философии.
2. Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая
– одна из основополагающих функций
философии – имеет целью
Роль
критической функции –
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
4. Основные методы философского познания
Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь», «способ». Под методом науки понимают средства, способы исследования.
Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлекторной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в собственном внутреннем мире субъекта, какие порождает противоречия и состояния в его сознании. Рефлексию отличает от обычного самоанализа то, что ее субъекты рассматривают себя и свои духовно-практические связи с действительностью в контексте всеобщих категорий мироосмысления – бытие и небытие, время и вечность, жизнь и смерть, добро и зло, должное и сущее…Рефлексия позволяет личности преодолевать непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших зависимостей, опосредованных многими практическими и духовными факторами. Чем развитее индивидуальное философское сознание, тем больше оно обнаруживает разнообразных смысловых, ценностных и нормативных звеньев в своих связях с миром. В результате его активных усилий непосредственные противоречия обретают знаково-символические формы образов, идей и концептов. И хотя эти вторичные культурные формы абстрактнее и беднее стоящего за ними жизненного содержания, они являются эффективными средствами по духовному освоению проблемных ареалов развивающегося культурного космоса. Значимость рефлексивных усилий возрастает в переходные эпохи смены социальных систем и переоценки ценностей.
Диалектический метод – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Слово «диалектика» – в Древней Греции означало искусство вести беседу, аргументировать свою точку зрения. Это учение о противоречивости всего существующего и о возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.
Зенон Элейский: диалектика – методическое опровержение доводов оппонента методом «от противного». Софисты: диалектика – опровержение доводов противника как самоцель. Сократ: диалектика – искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. По Сократу, диалектика как метод состоит из иронии и майевтики. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но постепенно через перебор мнений рождаются новые мысли. Майевтика – прием, способствующий рождению мысли, понятия (искусство правильно задавать вопросы, подводить оппонента к истине, но не навязывать ему свою точку зрения).
Платон: диалектика – процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия – роды.
Гегель расширил понятие диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли. Гегель видел мир в развитии. Развитие происходит через взаимодействие противоположностей. Марксизм создал учение о материалистической диалектике. Носитель диалектики – материя.
В современных условиях практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю.
Феноменологический метод – один из самых утонченных инструментов философских исследований. Он создан Э. Гуссерлем (1859-1938) и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж.-П. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин, Г. Шпет и др.
Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.
Человеческое сознание имеет две ипостаси – опытную (эмпирическое «эго») и до-опытную (трансцендентальное «эго»). Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей.
Трансцендентальное «эго»
Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» («Эго») и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности.
Феноменология перемещает доминанту нормативности из внешнего, трансцендентного мира во внутренний, трансцендентальный. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования.
Герменевтический метод – совокупность познавательных средств, которыми оперирует герменевтика, получившая свое название от древнегреческого бога Гермеса, истолковывающего людям глубинные смыслы поведения богов. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.