Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Содержание работы

1. Понятие материи.
2. Движение материи.
3.Пространство и время как атрибуты материи.
4.Роль религии в жизни человека и общества

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти  запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская  православная церковь со времени  своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом  повсеместно запрещал мусульманам  изображать живые существа. Запреты  на некоторые виды искусства в  отдельных странах сохранились  и сейчас. Так, например, в главной  стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

Другим препятствием для  участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые  увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами  и др.

Положительное значение нравственной функции религии состоит в  пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит  в одновременной пропаганде некоторых  негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии  считают противоречивой по своим  результатам только историки. Что  касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые  пропагандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для общества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют на примере  христианства. Вот как выглядят их рассуждения.

Основным способом утверждения  христианских нравственных норм явилось  включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо  их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разводиться).

Отрицательно оценивают  историки и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют  верующих на отказ от общения с  инакомыслящими. Если в Евангелии от Матфея призыв к отказу от общения с инакомыслящими следует как вывод из толкования определенных мест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прямо и непосредственно: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых..." (Пс., 1:1).

Однако, по мнению историков  в Библии ведущее, доминирующее место  занимает позитивная мораль. Главная  позитивная норма - это требование гуманного  отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки этой нормы. Первая звучит так: "Как  хотите, чтобы с вами поступали  люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12). С небольшой перестановкой  слов эта же нравственная норма повторяется  в седьмой главе Евангелия  от Луки. Данную формулировку деятели  культуры назвали впоследствии "золотым  правилом" нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Золотое  правило нравственности сформулировано в некоторых более древних, чем  Евангелия, документах прошлого. Однако миллионы людей узнали об этом правиле  только из Евангелий. Вторая формулировка требования гуманизма звучит так: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф., 19:19 и др.).

Но важны не только формулировки норм, но и их разъяснения. В данном случае важно понять, что значит любить ближнего и кто именно является ближним. Евангелия на эти вопросы отвечают в гуманном духе: любить ближних значит помогать им, а ближними являются все люди, нуждающиеся в помощи.

В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с  кем поссорился, твори милостыню  и не подчеркивай этого, замечай  свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др. Особо отметим знаменитое требование: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (3: 10).

Между негативными и позитивными  нормами Библии нередко возникает  состояние логического противоречия, ибо в ее текстах встречаются  поучения, своим содержанием исключающие  друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и  не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. По нашим наблюдениям, в таких случаях верующие выбирают только одну сторону противоречия, а о наличии другого, прямо противоположного указания временно "забывают".

Что касается негативных норм Библии, то их "правильность" признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными  нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие "хорошее", полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко  поступают не просто иначе, а прямо  противоположным образом, чем было сказано в библейском поучении. Так, в пятой главе Евангелия от Матфея от имени Иисуса Христа верующим дается следующая рекомендация: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Однако сами служители  культа зачастую, например, дают отпор  грабителям.

Или другой пример. В пятой  главе Евангелия от Матфея мужчинам запрещается смотреть на женщин "с  вожделением". На практике "вожделение" выливается в эстетическое переживание - любование красотой женщины. В Евангелии  говорится, что мужчина, который  не выполнил это требование, должен или вырвать свой глаз, или отрубить свою руку. А как верующие мужчины  смотрят на красивых женщин? Они  смотрят нормально, как и полагается смотреть мужчинам, - любуются. Но много  ли среди верующих одноглазых и одноруких  мужчин? Встречаются, но далеко не все.

Одним из важных средств  сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал - это образ исторической личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов  выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются  в религиозной литературе. Из них  наиболее общеизвестен Иисус Христос. Остановимся на характеристике его  нравственных качеств, с которыми мы встречаемся на страницах Евангелий.

Христиане дают личности Христа абсолютную нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный человек, который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежит критике. Христианин, который  усматривает в его словах или  поступках какие-либо, пусть ничтожно малые, ошибки, тем самым немедленно перестает быть христианином.

Историки, как и верующие, образ евангельского Христа считают  воплощением нравственного идеала, правда, делая при этом одну существенную оговорку. Они исходят из того, что  в жизни нравственный идеал - не тот, кто безупречен во всех отношениях (таких людей просто не бывает), а  тот, кто, несмотря на отдельные ошибки и недостатки, больше других способствует утверждению добра в жизни  общества. Выразителем именно такого жизненного нравственного идеала и  является Христос. Он давал отдельные  неправильные советы, совершал отдельные  неправильные поступки. Но историки считают, что и людей, и литературных героев надо оценивать не по отдельным их промахам, а по их жизни, взятой в  целом.

В поступках и учении Христа преобладало хорошее. Он учил поступать так, чтобы всем людям было хорошо, т.е. учил гуманизму. Он осуждал жестокость, насилие, несправедливость, убийство, воровство, разврат, обман; призывал людей любить ближних, уважать родителей, быть правдивым, миролюбивым, уживчивым, великодушным. И в его поступках тоже доминирует доброе начало. Почти все чудеса, которые он совершил - добрые чудеса. Он исцеляет больных, кормит голодных, укрощает бурю, воскрешает мертвых. Все это делается для людей, все во имя улучшения их жизни. Но самый главный поступок в его жизни - подвиг самопожертвования. Он пошел на крестные муки и смерть во имя блага людей, зная, что только его страдания и смерть могут открыть людям дорогу к лучшему будущему. В двадцатых годах в нашей стране проходили публичные диспуты о религии, на которых с позиций религии выступал митрополит Введенский, а с позиций атеизма - народный комиссар просвещения А.В.Луначарский. На одном из таких диспутов митрополит сказал, что всем хотелось бы иметь Христа в своем лагере. Луначарский ответил: "А нам нет. Мы в Христе не нуждаемся". Жизнь показала, что неверующие тоже нуждаются в Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а в Христе - литературном герое, который стал в мировом общественном мнении и в мировом искусстве символом высокого добра

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Ахундов М.Д. концепция  пространства и времени: истоки, эволюция,перспективы. М. 1982.

2.Бибихин В.Философия  и религия // Вопросы философии  -1992-№7.

3. Габричевский А.Б Пространство и время //

4.Марков Б.В., Солонин Ю.Н.  Идея бога в жизне человека// Социально-политический журнал-1997 №1


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"