Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

1. К классическому типу философии можно отнести такие течения, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, неотомизм, марксизм; к неклассическому - философия жизни в различных ее проявлениях, экзистенциализм, персонализм, философский мистицизм, постмодернизм.
2. Одной из ведущих течений общественной мысли XX в. является экзистенциальная философия, на первый план выдвинула идею абсолютной уникальности человеческого бытия, сосредоточившись вокруг проблемы человека, проблемы духовной выдержки человека, попавшего в поток событий и потеряла контроль.
3. Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины.

Содержание работы

1.Критический пересмотр принципов и традиций классической философии ХIХ века
2.Причины возникновения, сущность и направления экзистенциализма
3.Психоанализ как философская концепция. З.Фрейд и его последователи
Литература

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Критический пересмотр  принципов и традиций классической  философии ХIХ века

 

2.Причины возникновения,  сущность и направления экзистенциализма     

 

3.Психоанализ как философская  концепция. З.Фрейд и его последователи

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Критический пересмотр принципов и традиций классической философии

 

         С наступлением новой, современной эпохи формируется и новая, современная духовная культура, а вместе с ней и современная философия, противостоящая прежней, традиционной философии. Причем философия в этом отношении не представляет собой какого-то исключения. Переломный момент везде: в науке и искусстве.

Новые веяния - в рамках современной духовной культуры - вынуждены, естественно, сосуществовать вместе со старыми и противостоять им, тоже приспособляющимся к изменившимся, "современным" условиям. Поэтому современная духовная культура представляет собой некое единство двух течений: модифицированного старого и народившегося нового, иначе говоря, единство классического и неклассического.

Во второй половине XIX века постепенно подготавливается, а  на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке. И вовсе не случайно, что  примерно в то же время и в философии  происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее. Это выражается в смене принципов, образцов, или парадигм, философствования. Наиболее наглядным примером такой смены является отношение к разуму, который выступает сердцевиной философии Нового времени, а в данный период подвергается пересмотру и отрицанию. Все это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей социально-исторической обусловленности широкого духовного процесса переоценки ценностей, который продолжается и находит новые импульсы и в наши дни.

К классическому типу философии можно отнести такие течения, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, неотомизм, марксизм; к неклассическому - философия жизни в различных ее проявлениях, экзистенциализм, персонализм, философский мистицизм, постмодернизм.

Приверженцы классического  течения полагали, что разум –  это основной и наиболее совершенный  инструмент преобразования в жизни  человека. Решающими силами, которые  позволяют надеяться на решение  насущных проблем человечества, провозглашались знание как таковое и рациональное познание.В XX в. из-за ряда социокультурных изменений, таких как прогресс в научном познании и технические достижения, классовое противостояние стало не таким ожесточенным, каким было в 19 веке. Западноевропейская философия 20 века пережила всплеск теоретического естествознания, который привел к тому, что материалистические и идеалистические системы обнаружили свою несостоятельность в вопросах объяснения произошедших в науке и обществе изменений. В философских школах 20 века противостояние идеалистической и материалистической теорий уже не занимало прежнего главенствующего места, уступая дорогу новым течениям.Философия 20 века определялась, прежде всего, тем, что классические построения уже не удовлетворяли многих представителей философских течений ввиду того, что в них было утеряно понятие человека как такового. Многообразие и специфичность субъективных проявлений человека, как считали некоторые мыслители того времени, не могут "схватываться" методами науки. В противоположность рационализму философы начали ставить неклассическую философию, где первичной реальностью представлялась жизнь и существование человека.                                                                                                        Западная философия 20 века подвергала сомнению стремление классической философии представить общество объективным, которое аналогично природным объектам. 20 век прошел под знаменами некого "антропологического бума", произошедшего в философии. Характерный для философии того времени образ так называемой социальной реальности  был напрямую связан с таким понятием как "интерсубъективность". Как полагали философы того времени, это направление было призвано преодолеть то деление на субъект и объект, которое было так характерно для социальной классической философии. Интерсубъективное направление в философии было основано на представлении о реальности особого рода, которая складывается при взаимоотношениях людей. Методы, которые разрабатывала и применяла философия 20 века, являются более сложными и даже в некоторой степени утонченными, по сравнению с классической философией 19 века. В частности это проявилось в повышении роли философской работы над формой и структурой человеческой культуры (знаково-символическими образованиями, смыслами, текстами). Философия 20 века характеризуется также своей многопредметностью. Это выражается в многообразии ее направлений и школ. Все новые сферы, которые ранее оставались неизвестными, в 20 веке включились в орбиту философского и научного осмысления.                                                                                    

      С началом новой эпохи изменилась тональность и общее настроение философских произведений, они утратили тот уверенный оптимизм, который свойственен классической философии. Философия 20 века практически вплотную подошла к созданию абсолютно новой парадигмы мировосприятия, мироразмерности и мирооценки, человека, что напрямую связано со все увеличивающимися потребностями в кардинально новом типе рациональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Причины возникновения, сущность и направления экзистенциализма

 

Одной из ведущих течений  общественной мысли XX в. является экзистенциальная философия, на первый план выдвинула  идею абсолютной уникальности человеческого  бытия, сосредоточившись вокруг проблемы человека, проблемы духовной выдержки человека, попавшего в поток событий и потеряла контроль. Чудовищные политические потрясения XX в., две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным разрушению, он направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса». Социальный пессимизм получил в экзистенциализме свое дальнейшее развитие. В наше время экзистенциализм является наиболее влиятельным направлением гуманистической мысли, распространенным во всем мире. Самым глубинным знанием о природе человека экзистенциализм признает осознанность ею собственной смертности и несовершенства. Представители экзистенциализма не делали попыток проникнуть в аспекты науки или раскрыть природу морали, религии, искусства. В центре их внимания были вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к смерти, а проблемы науки, религии, морали, искусства интересовали их.

Регламентация общественной жизни различными нормами и правилами, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности. Возникает иллюзия, что подлинный смысл человеческого существования коренится в отклонении от стандартной жизни и устойчивых общественных норм. Объективный процесс обезличивания общества вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Это сопротивление по-разному выражается в зависимости от мировоззрения и среды, в которой живет человек в обществе. Одни люди не ограничиваются субъективным чувством внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения. Другие колеблются, и их протест выражается в уходе от всякой общественной деятельности. Такого рода люди пытаются найти успокоение в узком кругу друзей, стараясь отличить себя в сознании от своего реального положения в обществе. Они утверждают, что таким образом возможно обрести «внутреннюю свободу», свободу в мышлении. Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва». Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает не только как «философия отчаяния», но и как «философия утешения». Экзистенциализм использует разнообразные и новые средства для пропаганды своих идей. Дело в том, что он более, чем другие философские течения, обладает способностью влиять на искусство, а через него и на так называемого «массового человека».

         Выделяют два основных направлений в экзистенциализме: религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П.Сартром, А. Камю). Первый призывает к движению от мира к Богу, к самоуглубления, что сделает возможным достижение нового, трансцендентного измерения бытия. Самоуглубления, как утверждают представители религиозного экзистенциализма, является расширением только индивидуального Я, так как в этом процессе подрывается эгоистичная замкнутость и открываются горизонты связи со своей эпохой и вечностью. Атеистический экзистенциализм, по мнению Ж.-П.Сартром, значительно последовательнее. Он учит, что даже если Бога нет, то все же есть, по крайней мере, одно бытие, в котором существование предшествует сущности, бытие, которое существует до своего определения с помощью понятий. Этим бытием является человек, человеческая реальность. По Ж.-П.Сартром, человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом она определяется. А дальше он делает вывод, к экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на нее полную ответственность за существование. В этом суть основного принципа экзистенциализма, из которого вытекают важные последствия: нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме самого индивида, не может сделать его человеком. Тем самым экзистенциализм проводит важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ней и другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психоанализ как филосовская концепция. З.Фрейд и его последователи.

 

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений  в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения. Главная заслуга Фрейда состоит в открытии бессознательного. В европейской философии и психологии начиная с 17 в. под влиянием картезианства было принято в основном сводить психику человека лишь к сознанию, в свою очередь определяемому мышлением. Фрейд же показал, что нельзя свести всю психику человека исключительно к сознанию, что бессознательное, то есть процессы, не контролируемые разумом, играет значительную роль в жизни человека. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, у которого мы видим лишь надводную часть, но не замечаем намного большую подводную часть. Так же мы отождествляем видимую нами часть психики – сознание со всей психической жизнью человека, не замечая скрытого от поверхностного взора бессознательного. Психика человека состоит из трёх частей: 1. Оно (Id)– бессознательное; 2. Я(Ego) – сознание; 3. Сверх-Я (Super-Ego) – культурные нормы, сформировавшиеся в результате социальной жизни людей и навязываемые индивиду обществом. Бессознательное является природным по своей сущности и свойственно человеку как животному существу. Бессознательное живёт по принципу удовольствия и стремится к максимальной степени удовлетворения желания, не считаясь с общественными запретами. Большое значение придавал Фрейд проявлению в деятельности человека сексуальной энергии – либидо, которая может переводиться (сублимироваться) в сферы творчества, политики, предпринимательства и т. д. В ходе развития человеческого общества с помощью норм культуры и нравственности предпринимались усилия уничтожить влияние бессознательного, но его удавалось лишь вытеснить в «подвал» нашей психики, откуда оно время от времени прорывается, когда контроль со стороны сознания за нашими действиями ослабевает. Бессознательное проявляется в сновидениях (поэтому Фрейд и призывал к анализу сновидений), оговорках, случайных ошибках. Я является сознательным уровнем психики, который человеку лучше всего известен. Человек осуществляет сознательную деятельность не по принципу желания, а по принципу реальности, удовлетворяя только те влечения, которые не идут вразрез с нормами нравственности и общепринятыми правилами. Наше сознание (Я), по Фрейду, является ареной борьбы между природным и культурным началом, между Оно и Сверх-Я. Это в конечном итоге порождает неврозы и другие болезненные состояния психики. Культуру Фрейд понимает как совокупность того, что создано человеком как надбиологическим, сознательным существом для борьбы с природой. Эта борьба происходит на внешнем и внутреннем фронте. Человек с помощью культуры борется за выживание в окружающей среде (против холода, диких зверей), но культура помогает человеку бороться и с природой внутри себя, обуздывая бессознательные склонности и инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, “либидо”. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения. Также Фрейд выдвинул учение об Эдиповом комплексе (изначальном убийстве отца) как факторе, положившем начало совести как одной из главнейших нравственных норм. Однако отношение людей к социальности и культуре двойственно. Человек понимает их необходимость, но под влиянием бессознательного тяготится их воздействием и желает избавиться от их власти при первом удобном случае, когда надеется избежать наказания за это. По отношению к религии Фрейд был атеистом и считал религию коллективным неврозом, снимающим индивидуальный невроз. У психоанализа Фрейда появилось много последователей, которые каждый по-своему развивали эту теорию, причём Фрейд выступал против многих идей продолжателей психоанализа. Так, он не согласился с учением своего ближайшего последователя Карла Густава Юнга (1875 - 1961), создавшего учение о коллективном бессознательном. Основные работы К. Г. Юнга: «Психология бессознательного», «Архетип и символ» В понимании бессознательного Юнг значительно разошёлся с Фрейдом. Юнг считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Он также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе. И если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, изначальных образов имеющихся в подсознании людей различных культур (мировое древо, мать-земля, дорога, мудрый старец и др.). Анализируя мифы, предания и другие фольклорные памятники различных народов, никогда между собой не контактировавших, а также видения пациентов, которых он наблюдал, Юнг заметил поразительное сходство многих образов и представлений, которое нельзя было объяснить влиянием культуры одного народа на другую. Соответственно, эти образы свойственны самой психике человека изначально. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, обрядах и т.д. В отличие от Фрейда, Юнг не относился пренебрежительно к религии, а считал её одним из высших проявлений духовности человечества. В структуре психики Юнг выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины. Причём анима присутствует исключительно в психике мужчин, а анимус – у женщин. Ещё одним виднейшим представителем психоанализа был немецкий философ и психолог Эрих Фромм (1900 - 1980), ставший ведущим представителем неофрейдизма. После прихода нацистов к власти Фромм переехал в США. Основными работами Фромма являются: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Психоанализ и религия». Создавая своё учение, Фромм опирался на идеи классического психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Из-за сильного влияния марксизма на воззрения Фромма его учение получило название фрейдомарксизм. В отличие от теории Фрейда Фромм исследовал в первую очередь не внутрипсихические процессы, а социальные межличностные отношения и их влияние на психику. Сферу бессознательного Фромм понимал как результат воздействия социальной среды. Основной психической потребностью индивида Фромм считал установление системы отношений к миру и обществу. В работе «Бегство от свободы» Фромм исследовал причины возникновения и массовости тоталитарных режимов. В человеке борются стремление к свободе и стремление к безопасности. Ради безопасности люди готовы жертвовать свободой. Также люди плохо переносят связанный со свободой груз ответственности и выбора. Поэтому они готовы поручить осуществление выбора другому, тем самым подпадая под его власть и лишаясь свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Введение в философию./Под ред.  А. П. Фролова. - СПб.: Нева, 2003.  
2. История философии в кратком изложении/Под ред. И.И. Богута - М.: ЮНИТИ, 2002.  
3. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. - М.: ИНФРА-М, 2003  
4. Радугин А. Философия. - М.: Владоc, 2002.  
5. Соколов А. Г. Философия. - М.: Дело, 2005.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"