Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:44, контрольная работа
Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
Русский космизм” как философское направление.
Космоцентризм античной философии.
Космоцентризм античной философии.
Космоцентризм
— это первый этап развития античной
философии, который часто называют
досократовским, он сохраняет вначале
черты мифологии. Вместе с тем
и пифагорейцы, и представители
милетской и элейской школ выступают
как философы, поскольку стремятся
познать Космос, внешний мир, построить
моноэлементную модель бытия. И Пифагор,
и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают
значительный шаг от мифологии к философии,
поскольку они пытаются объяснить мир
из единого начала (воды, воздуха, числа,
огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее
с мифологической традицией, поскольку
все они с разными оговорками не только
признают сущее за проявление беспредельно-стихийного
первоначала, но и считают его живым, развивающимся
существом. Кроме того, они чаще всего
не доказывают свои утверждения, а изрекают,
как это делает, например, Гераклит. Вместе
с тем это принципиально важный этап становления
философии как сферы рационального постижения
исходных оснований Космоса, стремления
проникнуть через видимое в невидимое,
начало различения явления и сущности,
бытия и небытия. Тем самым происходит
становление философской категориальной
системы. Следует отметить значение первых
космоцентрических философских концепций,
поскольку самое сложное — начало чего-то
фундаментального. Начало европейской
философии, у истоков которой стояли греки,
— революция в интеллектуально-
Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.
Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос». Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.
Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе». Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь-янь».
Настоящим переворотом в философской мысли стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» для вещи означает, что она уже не сможет стать чем-либо, чем она не является в текущий момент времени. Такой абстрактно-логический подход к объяснению сущего нашел дальнейшее развитие во многих философских школах. В частности, Демокрит, как представитель направления атомизма, считал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц, которые движутся в пустоте. С его точки зрения «ничто» существует – это вакуум, в котором движутся атомы.
Космоцентризм античной философии
стремился также выявить
Материалисты-натурфилософы считали, что причина гармонии заложена в самой природе, в физических процессах и явлениях. Вода, земля, воздух, огонь, атомы – все это несет в себе естественные природные закономерности.
Идеалисты-рационалисты видели причину мирового порядка в духовных процессах и явлениях. Основные понятия для этой линии философии – эйдос, идея, разумное начало, беспредельное – апейрон.
Вместе с тем космоцентризм в философии пытался объединить эти два противоположных по сути течения. Таким образом, возникли обобщающие учения, такие как инь и янь на Востоке, пифагорийская школа в Древней Греции. Их основная идея такова: мир так гармоничен, потому что противоположности в нем едины, а суть гармонии – это «законченная мозаичность». По мнению этих философов, нравственное очищение, интеллектуальное проникновение в природу позволяло спастись духовно.
Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.
Характерные черты античной философии можно выразить в таких понятиях:
- Чтобы быть естественным,
быть самим собой, человек
- Идеально развитая личность – уравновешенная, гармоничная, природная.
- Душа и тело
человека прекрасны, потому
- Наслаждение
красотой вызывает катарсис –
очищение души, в результате чего
человек стремится стать лучше,
Самыми знаменитыми представителями космоцентризма являются Гераклит, Сократ, Конфуций, Платон, Демокрит, Пифагор.
Русский космизм” как философское направление.
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были В.Вернадский и К. Циолковский. Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила.
Эти понятия являются, прежде всего «элементами суждений», и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот. Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть
Вселенной, т.е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир, как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности. Так как «атом всегда жив», следовательно, ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» — сознание или разум.
Разум, основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в разумных и сознательных существах, либо же в телах усовершенствованных разумом.
Фундаментальное
открытие Вернадского — осознание
того, что современная эпоха
В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном — в масштабе геологического. Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.
Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
Философия науки Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности. Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить.
Для науки важным
фактом является обнаружение регулярности,
так как она позволяет
Список использованных источников