Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:13, контрольная работа
Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума.
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику
основных законов диалектики.
Ответ: Краткая характеристика
основных законов диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают и — при
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.
Закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.).
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание», выражающая:
а) процесс уничтожения
б) самоотрицание как
Вопрос 9. Каков образ человека Нового
времени?
Ответ: Образ человека Нового
времени антропоцентричен. Бог смещается
на периферию человеческой жизни. Человек
отрывается от него. Он теперь верит в
себя. На место Бога он ставит «человекобога»
(Ф. Достоевский). Зримая веха, обозначившая
переход от старого к новому образу, —
философия Р. Декарта. Суть открытия французского
философа — «человек есть мыслящая вещь».
Глаза, в течение веков обращенные к небу,
обратились внутрь человека. Субъективность
— наидостовернейшая реальность. Более
того, она критерий всего существующего.
Центральная картезианская формула —
«мыслю, следовательно, существую». Происходит
второе — после античности — рождение
рационализма, положившее начало экспериментальной
науке. Главная сфера человеческой деятельности
— познание. Главный метод познания —
рефлексия. Миром управляют разумные законы.
Каким-то образом они соответствуют законам
человеческого разума. Любой, самый утопический
социальный проект, который можно построить
в человеческой голове, в силу этого соответствия
имеет шанс быть воплощенным в действительности.
Способ реализации социальных проектов
— воспитание и просвещение. Внедрение
в сознание людей тех или иных идей переустройства
общества на разумных началах и есть, по
сути, их реализация в жизни. Его отношения
с природой — это отношения господства
и подчинения. Ученые — естествоиспытатели.
Они «пытают» природу и тем способствуют
покорению ее, сначала, по большей части,
в идеальных формах, а затем и промышленных.
Христианская идея движения истории к
Царству Божьему секуляризирована в идею
исторического прогресса в различных
формах — от буржуазного либерализма
до пролетарского коллективизма.
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций
Востока и Запада. В чем их сходство и различия?
Ответ: Характеризуя основные
черты цивилизации Запада, нужно указать
на такие существенные признаки:
— идея преобразования мира;
— природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
— ценность власти, силы и господства над природой и обществом;
— ценность научной рациональности.
Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнив характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества. Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока.
Вопрос 11. Какова роль нравственных и
эстетических ценностей в жизни человека?
Ответ: Понятие ценностей отражает
значимость тех или иных объективных явлений
для жизни людей. Ценностное отношение
формируется в процессе человеческой
деятельности, где выделяют три вида производства:
людей, вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредме-чивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.
Также есть духовные ценности и моральные ценности.
Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. д.
Как нравственные ,так и эстетические ценности играют очень большую роль в жизни человека.
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции
практики?
Ответ: Основные формы
практики:
Вопрос 13. Назовите основные критерии
научного познания.
Ответ: Основные критерии
научного познания:
. 1. Основная задача научного познания
— обнаружение объективных законов действительности:
природных, социальных (общественных),
законов самого познания, мышления и др.
Отсюда — ориентация исследования главным
образом на общие, существенные свойства
предмета, его необходимые характеристики
и их выражение в системе абстракций, в
форме идеализированных объектов. Если
этого нет, то нет и науки, ибо само понятие
научности предполагает открытие законов,
углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, компьютеры, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства — и материальные и духовные — сами являются предметом исследования в науке.
6. Для научного познания
7. Для науки характерна
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Ответ: Этапы научных революций:
Можно выделить четыре научные революции.
Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки.
Вторая произошла в конце XVIII — первой
половине XIX вв. и ее результатом был переход
от классической науки, ориентированной
в основном на изучение механических и
физических явлений, к дисциплинарно организованной
науке. Появление таких наук, как биология,
химия, геология и др., способствует тому,
что механическая картина
мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биологи
Третья революция охватывает период с конца XIX
до середины XX в. Революционные преобразования
произошли сразу во многих науках: в физике
были разработаны релятивистская и квантовая
теории, в биологии — генетика, в химии
— квантовая химия и т. д. Возникают новые
отрасли научного знания —кибернетика
и теория систем. В результате сформировалось
новое, неклассическое, естеств
Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед
человечеством?
Ответ: Следующие
угрозы возникли перед человечеством:
1.Угроза термоядерного пожара. Проблема
возникла с началом ядерных технологий
в СССР и США была объявлена холодная война.
В конце 80-ых угроза как бы уменьшилась,
но с начала нового века угроза опять начала
нарастать. На данный момент мы видели,
что Северная Корея приостановила разработку
ядерных технологий, но начинается новое
противостояние США и РФ, штаты готовятся
разместит базы ПРО в восточной Европе,
а Россия приостановила действие ДОВСЕ.
Эту угрозу реально нейтрализовать при
желании руководителей сверх держав. Но
если просто уничтожить все технологии.
То встает угроза энергетическая.