Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится.
Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Свобода - возможность поступать так, как хочется.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ К.Р. Вариант №9.docx

— 24.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Вариант №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

  1. Дать    определение    терминам:    бытие,    Возрождение,    свобода, футурология, эксперимент.

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится.

Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Свобода - возможность поступать так, как хочется.

Футурология - прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

  1. Заполнить таблицу.

Раздел философии

Что изучает? Круг проблем.

Философия науки и техники

Философия   науки  -  раздел   философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например, философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Философия науки как направление западной и  отечественной философии  представлена множеством      оригинальных     концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Предметом философии науки, как отмечают исследователи, являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

Если основная цель науки - получение истины, то философия  науки является одной из важнейших  для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой  ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Философия техники — это  философская дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества.

Проблемное поле философии техники включает в себя широкий круг методологических,социально-философских, философоскоантропологических вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире - методологию техники. Соответственно антропология техники изучает вопросы технического образования и воспитания, формирования системы ценностей, сочетания интеллектуальных и нравственных начал в человеке, роли человека в развитии техники, ее использовании, распространении технических знаний и рациональном осмыслении пределов технического роста. Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. В философии техники выделяют специфические черты, свойственные этому виду знания. Так, по мнению представителей этого направления, объекты технического знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. В отличие от науки (лишь косвенно связанной с социальными событиями), технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества. Вместе с тем границы, разделяющие научное и техническое знание, достаточно условны; процессы «сциентификации» техники и технизации науки взаимообусловливают друг друга. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе. Поэтому в отличие от искусства мерой техники является полезность, предполагающая само-познание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, т.е. самопознание человека во всем величии его господства. Одно из направлений философии техники - анализ технического развития в контексте глобальных проблем современности. Развитие техники на пороге 21 века все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники не-возможно представить развитие человечества, а с другой — техника есть мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 1960-е гг. стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи. Это время пришло на смену повальному увлечению техникой, преклонению перед успехами НТР и отмечено изменением соотношений в системе «общество - техника — природа», возрастанием общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением «зеленых» в защиту окружающей среды.

Многие исследователи  в области философии техники  всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности  современной «технотронной эры», формирование системы ценностей  в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование и воспитание. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не, только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов - изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентации и т.д.


 

  1. Прочитайте отрывок:

«Каждый элемент занимает в рамках дисциплинарной системы  свое определенное место, имеет подчиненные  ему элементы и элементы вышестоящие. Звания в армии, четкое деление на возрастные классы, а этих классов - на постоянные места для каждого, в школе. Принцип распределения  и классификации всех элементов  дисциплинарной системы с необходимостью предполагает некий остаток, иначе  говоря, всегда есть нечто «не классифицируемое». Дисциплинарные системы, которые классифицируют, выстраивают иерархии, надзирают и т.д., будут спотыкаться о то, что не поддается классификации, о тех, кто ускользает от надзора, о тех, кто не может войти в систему распределения, об остаток, о неприводимое, о не классифицируемое, о не ассимилируемое» (Фуко М. Психиатрическая власть).

Вопрос: В чем состоит  важнейшая особенность общества, основанием которого является дисциплинарная власть?

Ответ: Важнейшей особенностью дисциплинарного общества является иерархия, то есть четкое распределение всех членов общества по своим местам. Когда каждый человек находится на определенном месте, его функции в социуме и весь ход жизни строго регламентирован, за ним легче осуществлять надзор, наказывать за проступки и поощрять за успехи.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"