Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:24, контрольная работа
Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.
Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Введение
Философские проблемы науки и техники
Философия А. Шопенгауэра
Тестовые задания
Нужна ли философия современному человеку. Почему?
Заключение
Список использованных источников
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине «Основы философии»
Принял:
Выполнил:
студент группы 1 ПРМ – 10з
Басова Анна Александровна
Шифр 12
Вариант: 12
Осинники 2012г.
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.
Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
Именно поэтому философия
во все времена помогала ориентации
человека в различных жизненных
обстоятельствах, способствовала его
самоопределению в жизни. Этим и
объясняется непреходящая жизненность
философии, необходимость овладения
ею для обретения человеком
Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.
Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.
Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Артефакты в принципе не отличаются от природных явлений, но как символы человеческой деятельности должны оцениваться с социологической точки зрения. Техника вооружает человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым, но ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Необходим поиск оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.
Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше - прикладная наука, в основном прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. В отличие от науки, техника - не охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии.
Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники - технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Оценка технологии - дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, госструктуры.
Подходы к оценке техники.
1) натуралистический: человеку
недостает своих органов по
сравнению с животными,
2) волевой: человек реализует
посредством развития
3) естественнонаучный: техника - прикладная наука.
4) рациональный: техника - сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.
Проблема техноэтики, три позиции.
Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.
Техноэтика долга. Моральные максимы. Недопустимо лгать о последствиях, делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.
Техноэтика ценности. Непосредственные ценности: благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества. Ценности, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.
Круг гуманитарных проблем философии техники определяется влиянием технического прогресса и отдельных видов техники на развитие человека, особенно его духовного мира. Это влияние огромно, и необходимо учитывать место и роль техники в системе культуры.
Культура как совокупность типичных образцов из всего того, что создано человеком за все время развития человеческого общества, подразделяется на 2 класса эталонов, образцовых моделей и норм:
1) техника как совокупность
2) достижения в развитии форм
жизни общества, в получении желаемых
результатов и продуктов
Так как культура может развиваться лишь активной деятельностью людей, то влияние техники оказывается существенным во всех областях культуры. Обычно это влияние оценивали с точки зрения политэкономии и отвергали технику духовной культуры. Данное противопоставление техники и культуры определяется тем, что технику ограничивают сферой массового фабрично-заводского производства, где человек превращается в придаток техники. Комплексная автоматизация процессов позволяет преодолеть данный фактор дегуманизации человеческой деятельности. Использование техники должно быть таким, чтобы гуманистические (социологические, экологические, эстетические, этические) ценности преобладали над технико-экономическими. Существует этическая проблема: технический прогресс опережает нравственный. В связи с новыми возможностями манипуляции и вмешательства в жизнь человека выделяется целый ряд проблем в области инженерной этики.
В 1818 году Шопенгауэр написал книгу “Мир как воля и представление”, особенно популярной она стала на рубеже XIX - XX столетий. Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, “автономная” воля, Шопенгауэр затем стал отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть начал двигаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность , результаты разумного познания. “Разум””, как его понимала классическая философия, Шопенгауэр объявлял фикцией и резко критиковал традиционный рационализм. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла “померяться силами” с “всемогущим” разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, в своем толковании представлял волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в “абсолютно свободное хотение”, которое якобы не имеет ни причин ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна “неисповедимым силам” вселенной, неким ее “волевым порывам”. Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют - мир в изображении Шопенгауэра стал “волей и представлением”. Идеализм рационализма, “мифология разума” классической философии уступили место идеалистической “мифологии воли”. Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма.
Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда, не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в мире массы зла в росте познания.
Сущность взгляда Шопенгауэра на историю, в том виде, в каком она изложена в его “Мире как воля и представление”, заключается приблизительно в следующем. История не есть наука, так как ей недостает основного характера науки, - взаимных причинностей трактуемых его явлений, - вместо которой она представляет одно только соотношение; поэтому и не может существовать никакой системы истории, между тем как существуют системы всякой иной науки. История – знание, а не наука. История, имея постоянно в виду лишь единичные, индивидуальные факты, считая только факты чем-то исключительно реальным, представляет собой, по мнению Шопенгауэра, прямую противоположность философии. Истории недостает единства, целостности, логической связи.
В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение, находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще всего само себя компрометирует и гибнет вследствие избытка принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее становится наукой, имеющей в виду, прежде всего, ближайшие потребности. Он, с одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый народ “вечно несовершеннолетним державцем”, который постоянно должен находится под опекой.
Сам Шопенгауэр без всякой ложной скромности был очень высокого мнения о своем уме. С другой стороны, будучи высокого мнения о своем уме, Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь сравнительно непродолжительное время, что достигнув кульминационного пункта, ум идет на уклон, - и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой ум.
а) дело, действие.
в) стоикам.
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии — это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Заключение
Философия сегодня в значительной степени отличается от того варианта, в каком она изучалась, скажем, лет десять назад. В нее вошли новые темы, в ней сформировались новые подходы. Она приблизилась к реальным чувствованиям и переживаниям человека.
В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. Однако те взгляды, которые использовались людьми в конкретный период истории, не забывались, не утрачивались. Мы и сегодня читаем трактаты Платона, Вольтера, Шопенгауэра. Философия не только шлифует ум, учит рассуждать, размышлять. За прошедшие века она действительно накопила мудрость, которая навсегда останется с человечеством. Современный специалист, не знающий философии, навсегда останется узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству. Изучение философии – путь к знаниям, мудрости, профессиональному мастерству.
Список используемых источников: