Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.
Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Содержание работы

Введение
Философские проблемы науки и техники
Философия А. Шопенгауэра
Тестовые задания
Нужна ли философия современному человеку. Почему?
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и науки Кемеровской области

ГОУ СПО Осинниковский  горнотехнический колледж

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы философии»

 

 

 

 

Принял:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 1 ПРМ – 10з

Басова Анна Александровна

Шифр 12

Вариант: 12

 

 

 

 

 

 

 

Осинники 2012г.

 

Содержание:

Введение

  1. Философские проблемы науки и техники
  2. Философия А. Шопенгауэра
  3. Тестовые задания
  4. Нужна ли философия современному человеку. Почему?

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у  истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.

Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом  и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической  основы мировоззрения.

Именно поэтому философия  во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных  обстоятельствах, способствовала его  самоопределению в жизни. Этим и  объясняется непреходящая жизненность  философии, необходимость овладения  ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к  решению сложнейших задач выживания  человечества перед лицом обостряющихся  глобальных проблем.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка  разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к  миру, к жизни предполагает овладение  философией, приобретение того, что  называют философской культурой.

Выработка навыков разумного  мышления, овладение философской  культурой требуют серьезных  усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает  в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра  мироздания, заставляет размышлять о  многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

 

 

 

    1. Философские проблемы науки и техники

Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические  технологии. Артефакты в принципе не отличаются от природных явлений, но как символы человеческой деятельности должны оцениваться с социологической  точки зрения. Техника вооружает  человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым, но ослабляет, укорачивает  жизнь, ведет к болезни. Необходим  поиск оптимального сочетания разнообразных  последствий технического бытия.

Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше - прикладная наука, в основном прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое  влияние на науку. В отличие от науки, техника - не охота за знанием, а стремление действовать, производить  аппараты и технологии.

Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники - технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Оценка технологии - дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, госструктуры.

Подходы к оценке техники.

1) натуралистический: человеку  недостает своих органов по  сравнению с животными, вынужден  компенсировать развитием техники.

2) волевой: человек реализует  посредством развития артефактов  свою волю к власти на всех  уровнях - индивидуальном, национальном, классовом, государственном. Техника  не может быть нейтральной  в политическом смысле.

3) естественнонаучный: техника - прикладная наука.

4) рациональный: техника - сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

Проблема техноэтики, три позиции.

Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.

Техноэтика долга. Моральные максимы. Недопустимо лгать о последствиях, делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.

Техноэтика ценности. Непосредственные ценности: благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества. Ценности, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.

Круг гуманитарных проблем философии  техники определяется влиянием технического прогресса и отдельных видов  техники на развитие человека, особенно его духовного мира. Это влияние  огромно, и необходимо учитывать  место и роль техники в системе  культуры.

Культура как совокупность типичных образцов из всего того, что создано  человеком за все время развития человеческого общества, подразделяется на 2 класса эталонов, образцовых моделей  и норм:

1) техника как совокупность достижений  в развитии средств специфической человеческой деятельности;

2) достижения в развитии форм  жизни общества, в получении желаемых  результатов и продуктов деятельности, которые производятся в массовом  количестве и постоянно потребляются  людьми для обеспечения самой  жизни.

Так как культура может развиваться  лишь активной деятельностью людей, то влияние техники оказывается  существенным во всех областях культуры. Обычно это влияние оценивали  с точки зрения политэкономии  и отвергали технику духовной культуры. Данное противопоставление техники и культуры определяется тем, что технику ограничивают сферой массового фабрично-заводского производства, где человек превращается в придаток техники. Комплексная автоматизация процессов позволяет преодолеть данный фактор дегуманизации человеческой деятельности. Использование техники должно быть таким, чтобы гуманистические (социологические, экологические, эстетические, этические) ценности преобладали над технико-экономическими. Существует этическая проблема: технический прогресс опережает нравственный. В связи с новыми возможностями манипуляции и вмешательства в жизнь человека выделяется целый ряд проблем в области инженерной этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия А. Шопенгауэра

В 1818 году Шопенгауэр написал книгу  “Мир как воля и представление”, особенно популярной она стала на рубеже XIX - XX столетий. Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического  разума, важнейшим компонентом которого была свободная, “автономная” воля, Шопенгауэр затем стал отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть начал  двигаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность , результаты разумного познания. “Разум””, как его понимала классическая философия, Шопенгауэр объявлял фикцией и резко критиковал традиционный рационализм. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла “померяться силами” с “всемогущим” разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, в своем толковании представлял волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в “абсолютно свободное хотение”, которое якобы не имеет ни причин ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна “неисповедимым силам” вселенной, неким ее “волевым порывам”. Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют - мир в изображении Шопенгауэра стал “волей и представлением”. Идеализм рационализма, “мифология разума” классической философии уступили место идеалистической “мифологии воли”. Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма.

Шопенгауэр известен преимущественно  как один из главных представителей пессимистического направления  в философии. Шопенгауэр считает  одной из величайших ошибок почти  всех метафизических систем то, что  они считают зло чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие  утверждения желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда, не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в мире массы зла в росте познания.

Сущность взгляда Шопенгауэра  на историю, в том виде, в каком  она изложена в его “Мире как  воля и представление”, заключается  приблизительно в следующем. История  не есть наука, так как ей недостает  основного характера науки, - взаимных причинностей трактуемых его явлений, - вместо которой она представляет одно только соотношение; поэтому и  не может существовать никакой системы  истории, между тем как существуют системы всякой иной науки. История  – знание, а не наука. История, имея постоянно в виду лишь единичные, индивидуальные факты, считая только факты чем-то исключительно реальным, представляет собой, по мнению Шопенгауэра, прямую противоположность философии. Истории недостает единства, целостности, логической связи.

В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение, находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще всего само себя компрометирует и гибнет вследствие избытка принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее становится наукой, имеющей в виду, прежде всего, ближайшие потребности. Он, с одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый народ “вечно несовершеннолетним державцем”, который постоянно должен находится под опекой.

Сам Шопенгауэр без всякой ложной скромности был очень высокого мнения о своем уме. С другой стороны, будучи высокого мнения о своем уме, Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь сравнительно непродолжительное время, что достигнув кульминационного пункта, ум идет на уклон, - и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой ум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выполните тестовые задания
      1. Что в переводе означает понятие «прагматизм»:

а) дело, действие.

 

      1. К какой философской школе относился римский мыслитель Сенека:

в) стоикам.

 

 

    1. Нужна ли философия современному человеку. Почему?

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии — это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия сегодня в значительной степени отличается от того варианта, в каком она изучалась, скажем, лет десять назад. В нее вошли  новые темы, в ней сформировались новые подходы. Она приблизилась к реальным чувствованиям и переживаниям человека.

В каждую историческую эпоху  философия играла огромную роль. Однако те взгляды, которые использовались людьми в конкретный период истории, не забывались, не утрачивались. Мы и сегодня читаем трактаты Платона, Вольтера, Шопенгауэра. Философия не только шлифует ум, учит рассуждать, размышлять. За прошедшие века она действительно накопила мудрость, которая навсегда останется с человечеством. Современный специалист, не знающий философии, навсегда останется узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству. Изучение философии – путь к знаниям, мудрости, профессиональному мастерству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"