Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения

Файлы: 1 файл

фил.docx

— 26.88 Кб (Скачать файл)

Современники трактовали западничество очень широко, отно­ся к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славяно­филам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими, как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придержи­вался радикальных воззрений, — В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

Именно «западничество» поставило в России столь важную для страны и традиционно столь мало почитаемую у нас проблему правового обеспечения свободы личности, подчеркнуло значение юридической стороны освобождения человека, необходимость законодательства, закрепляющего права человека как гражданина.

                   4.Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?

Постижение сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

Выделим основные положения диалектико-материалистического понимания движения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, -- писал Ф. Энгельс, -- так же немыслима, как и движение без материи".

Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, -- утверждал Ф. Энгельс, -- это изменение вообще".

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником является взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, -- отмечал В. И. Ленин, -- есть единство противоречий".

Следовательно, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником).

Если нет материи без движения, то движение абсолютно, это мы видим из первого положения. Второе же положение (положение о том, что движение есть любое изменение) говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел).

Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой "движения вообще" являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

1. Механическое движение -- пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить, не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории. "В механике, -- писал Ф. Энгельс, -- мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение -- это переход количества в качество.

2. Физическое движение -- теплота, электромагнетизм, гравитация...

3. Химическое движение -- превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. "Органическая жизнь, -- указывал Ф. Энгельс, -- невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений". Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

4. Биологическое движение -- специфические для живого процессы. Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

5. Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы:

1. структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя);

2. развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших);

3. историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи -- социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека -- это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системы человека. А жизнедеятельность организма -- условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности -- масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения -- квантовомеханической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В настоящее время речь идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками (физикой, астрофизикой, геологией). Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. Сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

                       5.Что изучает антропология?

Антропология — межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации.

 

 

Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ — древних и современных.

 

 

В узком смысле антропология — это исключительно учение о человеке (взаимосвязь тела и мозга, анатомии и физиологии). В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его культурных и социальных аспектов. Она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д. В расширенной трактовке антропология охватывает и гуманитарные, и социальные науки.

 

 

Области знания, включенные в сферу антропологии, подразделяются на два больших сегмента: физическую и культурную антропологию. У них разные цели и задачи, понятийный аппарат и методы исследования.

 

 

 

В центре внимания физической антропологии находится биологическая составляющая эволюции человеческого рода. Ее задача — выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (так называемых антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие.

Она изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, — соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология имеет дело с культурными различиями и развитием человеческого общества. Центральная задача культурной антропологии состоит в изучении сходств и различий в поведении разнообразных групп людей, в описании характера тех или иных культур и типичных для них процессов воспроизводства, изменений и развития.

 

Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как единую дисциплину, а в другом — как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения — системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. В поле зрения социальной антропологии попадают в первую очередь проблемы социальной структуры и стратификации, политической организации, управления и применения структурно-функционального метода исследований.

Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление.

                         6.Что такое познание?

Познание - это способность психической организации к «фокусированию» своих бессознательных ощуще ний с последующим осмыслением и превращением их в ценностное отношение человека к себе, миру. Ничто. Иначе говоря, когда Небытие ограничивает себя бытием, бытие - психикой, а психика - сознанием, то происходит крайне важный процесс выявления смысла в пережитых ощущениях, который через условные символы и знаки обретает форму мышления. Поэтому мышление ecu, познавательная деятельность, связанная с последовательным соединением между собой условных знаков (например, терминов), за которыми стоят ощущения бытия.

Ведь мо- ральные, физические, интеллек туальные и духовные ощущения играют свою роль в структурах бытия и психики. Они как звенья единой цепи соединяют разномасштабные части в единое целое. Познание же призвано, осмыслив эти ощущения, определить их значение и подобран, им соответствующее место во всеобщей иерархии ценностных отношений. Если познание верно определило каждое ощущение, обретающее форму смысла, то рождается правильная иерархия ценностей. Руководствуясь ею, сознание как часть целого вернет себе совершенство.

Если же познание неверно определило ощущение, то и смысл его будет искажен. В результате возникает неправильная шкала ценностей, удаляющая сознание от совершенства целого. Таким образом, качество познания определяется количеством верно осмысленных ощущений, восстанавливающих «тайную пружину бытия - эманацию», которая приобретает форму универсальной шкалы ценностных отношений, ведущих к совершенству.

                                       7.Что такое глобальные проблемы современности?

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

                                        Список литературы:

1. Философия науки/Под ред. С.А.Лебедева. М.,2009. - 556С.

2.Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.,2008. - 560С.

3.Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 240С.

4.7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.2009. - 448С.

5.Радугин А.А. Философия - М. Изд-во Центр, 2010. - 482С.

6. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. - 381С.

7. Веллер Михаил - Всеобщая теория всего, 2011. - 415С.

8.Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ. ред. И.Т.Фролова. Ч. 2. М., 2009. - 437С.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"