Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:28, контрольная работа
2.Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?
5.В чем специфика искусства как формы общественного сознания?
8. Почему религия основывается на вере, но не на разуме?
11. Как соотносятся мифология, религия и философия по параметру критичности?
8. Что собой представляет
общая онтологическая схема
Учение об Идеях составляет основу онтологии Платона. В целом, онтологическая схема Платона включает в себя четыре уровня. Высший уровень, обладающий сверх бытием статусом, занимает особая – высшая – Идея, называемая Благом или Единым. Следующий уровень – бытием– занимает мир Идей, которые выступают эталонными образцами для соответствующих классов вещей. Мир вещей – это третий уровень, занимающий серединное положение между миром Идей и четвертым уровнем – «хорой» (слово однокоренное с «хаосом») или материей. Четвертый уровень – это уровень небытия. Соответственно мир вещей – это мир, в котором есть и бытие начало (благодаря которому вещи «живут») и есть начло небытия (благодаря которому вещи «умирают»).
11. В чем заключается
преемственность и
Учеником Платона и одновременно его идейным оппонентом был Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Аристотель критиковал концепцию Платона о самостоятельном существовании Идей, полагая, что бестелесные формы (Идеи), которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не раздельно, а в единстве с материей. Вещь – это всегда единство формы и материи. Материя неопределенна и пассивна, форма – определенна и активна.
Возникновение любой вещи есть процесс наложения формы на материю, благодаря чему вещь из потенциального состояния переходит в актуальное.
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№4,в,2,5,8, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2. В чем заключается
и чем определяется общая
Средневековая философия – философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капитализма (ХIV – ХV вв.) Философия той эпохи чутко уловила и выразила на своем языке социальный опыт человека и общества своего времени. Это глубоко противоречивый опыт личности – жалкой, ничтожной в своей внутренней свободе. И опыт Империи, – социальный опыт общества, где абсолютно отчужденное от человека, «божественное» по самой своей природе государство способно снизойти до человека, озарить его своими лучами или сжечь его.
5. Как строятся доказательства
бытия Божьего, типичные для
средневековой мысли (
Главное в христианстве – учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, про- изойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные куль- ты, мессианские и иудейские секты, иудейско-греческая философия (учение о логосе Филона Александрийского), поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. В организационном отношении христианство никогда не представляло собой единого целого. В ходе своего развития оно распалось на три основные ветви: православие, католицизм, протестантизм. Именно это дает понимание своеобразного способа философствования средневековья, суть которого заключалась в сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. на принципах, по существу, чуждыми античному мировоззрению. Эта фундаментальная зависимость от религиозной идеологии не означала для философии ее полного растворения в религиозном сознании, но все же на протяжении всего периода средневековья определяла специфику философских проблем и выбор способов их решения. Сопоставительный анализ образа человека и мира в контексте античной и средневековой традиции является ярким подтверждением этого.
8. В чем заключается
сущность борьбы номинализма
и реализма в позднем
Номиналисты отрицали реальное существование универсалий, они считали, что универсалии существуют лишь номинально (лат. nomine – имя), то есть – как только человеческие имена, используемые для передачи общих понятий (последние, сами по себе, есть сугубо человеческие конструкты). Для реалистов единичное является производным от общего: Петр, Иван, Василий есть лишь воплощение, экземпляризация такой универсалии как Человек. Номиналисты же, напротив, первичным и подлинно реальным полагали только единичное. Никто не встречал просто человека, – рассуждали номиналисты, – реально существуют только Петр, Иван, Василий, то есть конкретные единичные люди, а общее понятие «человек» формируется как, в лучшем случае, обобщение схожих черт Петра, Ивана, Василия.
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№5,в,2,5,8,12, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2. Чем истина, на которую
ориентируется Средневековье
Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.) – это попытка осмысления радикальной трансформации социально-политических и экономических реалий западноевропейской цивилизации в процессе ее перехода к капитализму. Капиталистические ценности – ориентация на материальное благополучие, получаемое за счет эффективного производственного процесса (дух новоевропейского человека хорошо передается крылатым выражением Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача») – ведут к возникновению нового направления познавательной деятельности, которым становится т.н. современная наука, опирающаяся на опыт и эксперимент. Государственные руководители различных европейских стран, стремившихся к военному и экономическому усилению своих государств, были вынуждены уделять научным исследованиям все большее внимание. В этих условиях возникают новые формы организации научно-исследовательской работы. Характерным примером становится образование первого научного сообщества, ориентированного на естествознание, – им стало получившее широкую известность Лондонское королевское общество. Его девизом стало выражение: «ничего со слов», что означало приверженность членов общества опытному, экспериментальному методу. Почти одновременно с Лондонским королевским обществом в Париже открывается естественно научная Академия, также сыгравшая большую роль в развитии современной науки.
5. В чем заключается
позиция рационализма как
Разрабатывая свою гносеологию, Декарт заложил основы рационализма. Исходным пунктом гносеологических рассуждений Декарта стал принцип «методического сомнения». Согласно Декарту мы должны строить наши рассуждения, опираясь на некую фундаментальную истину, в справедливости которой не- возможно усомниться. Однако, как обнаруживает Декарт, усомниться можно в любом чувственном представлении, в любом содержательном понятии. Единственное, в чем усомниться невозможно – это только в самом факте нашего мышления. Отсюда возникает известное утверждение Декарта: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую). Но эта – единственная несомненная истина – еще ничего не говорит об устройстве природного мира. Чтобы получить возможность рассуждать о при- родном мире Декарт еще раз прибегает к помощи Бога (деизм), разрабатывая учение о т.н. врожденных идеях. Таковыми он считает те человеческие представления, которые имеют настолько ясный, очевидный характер, что в них про- сто невозможно усомниться. По Декарту, их ясность и очевидность определяется тем, что они «вложены» в человека Богом, а Бог по своей природе не способен обманывать. Благодаря такому мыслительному ходу Декарт находит возможность построить систему постулатов или аксиом, на основе которых, используя дедуктивный метод, можно будет получить истинное знание о мире. Так оформляется рационалистическая методология Декарта.
8. Какой должна быть, по Бэкону, методология научного познания?
Считается основоположником идеологии и методологии современно- го научного познания. Провозгласив целью науки ее способность увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что достичь этой цели можно лишь постигая истинные причины явлений. Этого не в состоянии была осуществить ни античная наука, ни средневековая. Предшествующая наука, считает Бэкон, страдала умозрительностью и схоластичностью, когда ученый выводил систему положений, подобно тому, как паук ткет свою паутину, из собственных, некритически усвоенных понятий, не умея опереться на истинные природные факты.
По Бэкону, для того, чтобы получить выход к истинному знанию, надо построить новый метод, избавившись предварительно от органически присущих чело- веку заблуждений («идолов») человеческого разума, которые существенно затрудняют обретение света истины.
12. Каковы основные
Характерной особенностью мировоззрения Просвещения был специфический рационализм, который может быть выражен следующей формулой: «законы природы суть законы разума». Именно эта идея является доминирующей во французском материализме ХVIII века. Главные его представители – Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Материя, природа рассматривались французскими материалистами основой и началом всего сущего. Они утверждали, что движение, пространство, время составляют неотъемлемые атрибуты материи. Вместе с тем, в соответствии с уровнем развития современного им естествознания, где доминирующая роль принадлежала механике, французские материалисты понимали любое движение только лишь как механическое. С механистических позиций французские материалисты трактовали и биологическую и социальную формы движения. Так Ламетри в своей работе с симптоматическим названием «Человек – машина», выдвигал идею, что человек является сложной одушевлен- ной машиной, в которой разум есть и результат, и условие совершающихся в человеческом механизме движений.
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№6,в,2,5,8, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2. В чем проявляется
и на чем основывается
Исследования эти приводят Канта к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе ("вещей в себе"), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно "явлений", т.е. способа, посредством которой вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Канту, тем, что в нашем сознании налицо "априорные" формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на которой основываются, направления, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо- и такого существа нет