Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". . Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

1

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто  и весьма приблизительно переводится  как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и  сложное, чем просто "мудрость". . Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.

На всем  протяжении развития Ф.мысли не утихает полемика о  природе и специфике философских  знаний. Над вопросом «Что такое  философия?» трудились, выдвигая те или иные варианты ответов, великие  мыслители различных эпох. Одни полагали, что философия - «естественная склонность» человека, другие считали философию искусством и мировоззрением, третьи утверждали - философия есть наука, наконец, четвертые пытались доказать, что философия, является специфической формой деятельности людей, соединяет в себе и мировоззрение, и науку, и искусство и «естественную склонность» человека.

Ф. имеет ряд отличий от других наук: - дает общее представление о мире, как о целом; решает вечные проблемы, напр. на сущность явлений; - ценностная наука: призывает личность и общество; - методологическая наука: разрабатывает методы, общие для всех наук . Ядро Ф. – попытка теоретического разрешения мировоззренческих проблем.

2

Это дисциплина, которая изучает фундаментальные  принципы и закономерности всего, что  существует в мире. Она рассматривает бытие человека и его взаимоотношения с окружающим миром, формирует мировоззрение людей. Это своеобразное познание мира, которое позволяет выработать направление того, куда дальше двигаться, в том числе и всем другим отраслям человеческого знания.

 Народник П.Лавров  считал философию «отождествлением  мысли, образа и действия.

Вообще, не существует определения философии, которое  удовлетворяло бы всех философов-профессионалов и все философские школы. Очень  многое зависит от системы представлений, на которых базируется знание об этом предмете. Сама методология определения философии может быть принята не всеми школами. Поэтому существует немало разновидностей философии, существовавших в прошлом и имеющих место в настоящее время.

Наиболее общее определение, позволяющее в какой-то мере примирить последователей различных школ, звучит так. Философия это исследование первопричин и начал всего, что только есть в мире, а также универсальных закономерностей, согласно которым все существует и изменяется, в том числе и дух, и разум, и постигаемый Космос. Все, что можно измыслить, и все, что является бытием. Причем, это не только те вещи, которые реально существуют, но также и все те, которые можно вообразить.  Но учитывая, что все, что можно себе вообразить, представляет собой бесконечное множество предметов, философы сосредотачиваются на категориях и общих понятиях. Как раз категории и понятия изменяются в зависимости от времени и философской школы. Общий философский метод заключается в том, чтобы ставить вопросы и формулировать умозаключения, исходя из приведенных аргументов или доводов в их пользу. Это не одна цельная дисциплина, а несколько предметов, которые являются ее подмножествами. В их числе метафизика, онтология, этика, логика, эстетика, и другие.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

•  Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

•  Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

•  Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности  человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, с точки зрения всей истории  культуры и философии, через призму всех философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания. 

В этом контексте  определение Ф. звучит следующим  образом: – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия стремится  к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально  выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику.

Следствием  этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия  оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Научную форму  философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В  случае сведения философии только к  науке возникают закономерные вопросы: "Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?" Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства.

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства  красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру.

Философская проблематика является важнейшей частью различных  религиозных учений. Вместе с тем  нельзя ставить знак равенства между  философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все  поэты и писатели в своих произведениях  обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия  разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

3

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно  стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. Философия имеет большое воздействие со стороны общества.

На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. Но и сама философия  влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Мировоззренческая функция - способствует формированию целостного взгляда на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в мире принципов взаимодействия природы, общества, человека.               

Методологическая  функция - выражается в разработке философией всеобщих методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся    методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных наук, а обосновывает подходы к  их разрешению)                

Гносеологическая  функция - заключается в адекватном отражении действительности, осмыслении природы    познания и его возможностей, выявлении условии его истинности.

Функция экспликации - заключается в выявлений    универсалий культуры.  

Аксиологическая функция - заключается в ценностном,  морально-нравственном, этическом, эстетическом,     социальном, идеологическом и др. восприятии явлений окружающего мира.

Социальная функция - способствует формированию  целостного взгляда на процессы происходящие в обществе, причины его возникновения, развития. Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и   будущего, источники и движущие силы, способы и формы его существования. 

Критическая функция - выражается в критическом осмыслении достигнутых знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении границ познания.

Интеграционная функция - заключается в интеграции  наук, разрешении возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня обобщения, интеграции с другими    достижениями, не могут подняться на новый уровень знания).

  Воспитательная функция - способствует социализации  личности, ее воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни.

 Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции развития природы, общества, человека на основе философских знаний об окружающем мире.

Таким образом, философия не только дает единое понимание  происходящих в мире явлений, но и  разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или  требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

4

Рассматривая роль философии в  обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса. 

К XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, Ф впервые приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

И впервые же философия получила право на оценку и даже решение  конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями  науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма  и социализма, но надо сохранить  все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя  все глубже осознает себя активно  действующим фактором социальной и  окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о  человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная  научная картина мира включает в  себя и достижения технических наук, которые в настоящее время  дают наибольший прирост новых знаний. Научно - технический прогресс, определяя  качественно новое состояние  науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества на качественно  новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний  день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и трезвого мышления, умения анализировать прошлое, настоящее и перспективы будущего. А это невозможно без философской культуры: именно ф. знание, с его поиском, сомнением и критикой, способствует формированию человека творческого, думающего, активного субъекта, создателя мира, своего бытия.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"