Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость греч.) φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.

Содержание работы

1. Предмет и специфика философского знания………………………………..3
1.1. Предмет философии. Основные элементы системы философского
Знания……………………………………………………………………………..3
1.2. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии….....7
2. Основные вопросы философии……………………………………………….8
3. Укажите по каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы , Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон,
Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин,
В. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер…………………….11
4. Литература…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает  рационализм, который означает признание  ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм  может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность  разумного объяснения всех процессов  в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Основной вопрос в истории философии.

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

Существует ли самостоятельная  нематериальная причина?

Существуют ли неподвижные  и вечные сущности?

Как соотносятся нематериальные сверх природные сущности и физические существенные.

3. Укажите по каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов:

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Хотя конфуцианство часто  называют религией, в нём нет института  церкви, и для него не важны вопросы  теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства  является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое  общество построено на идее преданности  лояльности в отношении между  начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого  общества. Конфуций сформулировал золотое  правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ.

Августин Блаженный, Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и  помиловании произвело на него сильное  впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом  блаженство или проклятие, но это  сделано Им по предведению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) — немецкий философ. Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телес-ное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: «Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное)». Мышление – свойство бытия.

Идеалисты. Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы.

В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение  материи и сознания. Некоторые  философы рассматривают материю  и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых  друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой  философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

Рационализм. В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Владимиру Сергеевичу Соловьеву принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н.Бердяев, П.Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры. Идея всеединства является центральной в философии В.Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Ф.Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него.

Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) - по праву считается одним из родоначальников немецкого экзистенциализма. В творчестве мыслителя выделяют два периода. В первый период философ пытался создать целостную систему, представляющую собой учение о бытии как основе человеческого существования. Во второй период он обращается к интерпретации философских идей, начиная с сочинений античных авторов: Анаксимандра, Аристотеля, Платона и кончая выдающимися культуртрегерами Нового и Новейшего времени: Ф. Гельдерлина, Ф. Ницше, Р. М. Рильке.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Э.В. Островский Философия:  учебник— ИНФРА-М,М., 2012. Вузовский учебник.

2. Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия права // Сочинения. Т. 7. М.-Л., 1934.

4. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. — М.: Гардарики, 2001.

5. Ильин В. В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. — 2-е издание. — М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2006.

6. Демин М.Р. Еще раз об основном вопросе философии: мышление и бытие в немецкой философии середины XIX в// Эпистемология & философия науки. 2011.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.

8. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6.

9. Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.-Л.,1950. 10. В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. М., 1988-89.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"