Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:52, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Содержание работы

Введение 3
Философия возрождения 4
Особенности социально экономической и духовной жизни в Западной Европе XIV-XV вв. 5
Доминирующие черты философии возрождения 6
Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского гуманизма. 7
Диалектика бытия Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского 9
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

  1. Философия возрождения          4
  2. Особенности социально экономической и духовной жизни в Западной Европе XIV-XV вв.          5
  3. Доминирующие черты философии возрождения     6
  4. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского  гуманизма.           7
  5. Диалектика бытия Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского   9

Список использованной литературы              14

 

Введение

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного  способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в  городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение  к философии древних греков и  римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и  оригинальная их переработка. В философии  эпохи Возрождения мы встречаемся  с оригинальными модификациями  аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов  на новые философские вопросы, которые  ставились перед философами самой  жизнью.

 

    1. Философия возрождения

В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую  самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта  становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения  склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом  самого себя. В результате человек  уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни  и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как  результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает  своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный  для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда  раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху  ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере.

В понимании природы, так же как  и в трактовке человека, философия  Возрождения имеет свою специфику  — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя  тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением  управлять природой с помощью  тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

 

    1. Особенности социально экономической и духовной жизни в Западной Европе XIV-XV вв.

 

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха  Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области  экономики идет распад феодальных отношений  и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное  оружие; Колумб открывает Америку; Васко  да Гама, обогнув Африку, нашел морской  путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и  картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения  в математике; появляются научная  анатомия и основы физиологии; возникает  «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме  и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия.

Но самое главное —  была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены  феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру. Петрарка, неутомимо  собиравший древние рукописи, призывает  «исцелить кровавые раны» своей  родной Италии, попираемой сапогом  иностранных солдат и раздираемой  враждой феодальных тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан.

 

    1. Доминирующие черты философии возрождения

 

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его  права на свободное развитие и  проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения  выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Каковы же основные черты  философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости»  и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего  материалистических произведений философов  античности — Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую  по своей направленности. Исследователи  различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация  и приспособление античной философии  к требованиям нового времени  — XV в.; 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия — XVI в.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших  теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит  от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469—1527). Ему принадлежит обоснование  необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес.

 

    1. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского  гуманизма.

 

Посмотрим теперь, чем возрожденческое  понимание человека отличается от античного  и средневекового. Обратимся к  рассуждению одного из гуманистов XV века., Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Это совсем не античное представление  о человеке. В античности человек  был природным существом в  том смысле, что его границы  были определены его природой и от него зависело только то, последует  ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия: человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о  человеке, которому бог дал свободную  волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение  человека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, которая  рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности, формирования новых ценностей и установок  в эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая  переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение  человека к природе, а отношения  же человека к Богу и к самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм  темного и небесного миров («двух  градов» Августина). В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную  тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нем  божественного: один человек сам  способен превращаться для другого  в некоторое божество.

Поскольку все связано со всем и  все взаимопроникает во все, постольку  все (а не только Бог) достойно быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один - богоприрода  или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма. А  ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь, повлек за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки  зрения о предмете имеют право  на существование, каждая культура имеет  право на свое мировоззрение. В условиях эволюционного развития познания такой  плюрализм привел бы к эклектизму. В революционную ренессансную эпоху  гносеологический плюрализм ведет  к релятивизму, который воплощает  субъективно-творческий прорыв к будущим целостным формам теоретического синтеза, смыслового многообразия и вселенской гармонии. Именно новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.

Право на существование имеют все  точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более  того, именно содержащая новизну позиция  наиболее предпочтительна. С этого  начинается формирование исторического  мышления, ощущение культурно-исторической дистанции, постепенное формирование духа новаторства. Противоречивость ренессансной культуры в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание это новое искало в... античном прошлом.

Творчески-новаторское отношение  к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда он заточен средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а  чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского познание мира бесконечно и ведущим  средством познания является разум. Мир для него — это богоприрода  или природобог. Мир, Вселенная —  бесконечны. Бесконечность мира познается  разумом путем «совпадения противоположностей».

Николай Кузанский принадлежит  зрелому Возрождению. А в период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности  разума, позволяющего через выделение  и исследование противоречий в сфере  явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью  противоположной явлению.

 

    1. Диалектика бытия Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского

Младшим современником философов-гуманистов был Николай Кузанский (1401–1464) (Николай  из Кузы, городка на юге Германии недалеко от Трира) родился в христианской семье, учился в так называемой школе  «братьев общей жизни». Он отличается от других философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом. Еще молодым (в 1440 г.) Николай Кузанский пишет свою основную работу «Об ученом незнании».

Основное положение книги  «Об ученом незнании» и всего  творчества Кузанского состоит в  возврате к богословию ранних отцов  Церкви (ранних по сравнению с Фомой  Аквинским и другими столпами католической Церкви). Николай Кузанский  старается вернуться к духу Оригена  и особенно Дионисия Ареопагита. В  их философии, утверждает кардинал, заложено понимание истины и Бога.

О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях  апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем  Бога, тем более мы убеждаемся в  том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может  лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном  незнании. Поэтому истину (а Бог  есть Истина) познать мы не можем. Чем  больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании — именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат  начинается, ею же он и заканчивается. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"