Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:42, курсовая работа
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
1. Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………… ..5
2. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. "Бог и человек" - центральная проблем …………………..9
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам и др………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………17
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
Екатеринбург 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Общая характеристика эпохи Средневековья……………………………
..5
2. Особенности средневековой философии.
Теоцентризм, креационизм, провиденциализм.
"Бог и человек" - центральная проблем
…………………..9
3. Основные философские течения (патристика
и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся
философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна,
Ф. Аквинский, У. Оккам и др………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………17
Философия включает в себя учение об
общих принципах бытия мироздания (онтология,
или метафизика), о сущности и развитии
Человеческого общества (социальная философия
и философия истории), учение о человеке
и его бытии в мире (философская антропология),
теорию познания (гносеология), проблемы
творчества, этику, эстетику, теорию культуры
и, наконец, свою собственную историю,
т.е. историю философии, которая являет
собой существенную составляющую предмета
философии: история философии есть часть
содержания самой философии. Так исторически
сложился предмет философии, т.е. круг
ее специфических разделов и проблем,
так теоретически и практически, т.е. организационно
и педагогически, дифференцировались
ее разделы. Разумеется, это деление носит
в известной мере условный характер: все
эти разделы образуют некое едино-цельное
образование, в котором все составляющие,
тесно переплетаются друг с другом. Предмет
философии не одна какая-нибудь сторона
сущего, а все сущее во всей полноте своего
содержания и смысла. Философия нацелена
не на то, "чтобы определить точные границы
и внешние взаимодействия между частями
и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая
эти границы, понять их внутреннюю связь
и единство.
Таким образом, основные усилия осознавшей
себя философской мысли, начиная с Сократа,
направляются к тому, чтобы найти высшее
начало и смысл бытия. Уникальность и смысл
бытия человека в мире, отношение человека
к Богу, проблемы сознания, идея души, ее
смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы
нравственности и эстетики, социальная
философия и философия истории, а также
история самой философии таковы, говоря
предельно кратко, фундаментальные проблемы
(или разделы) философской науки, таково
ее предметное самоопределение.
Корни философии средних веков уходят
в религии единобожия (монотеизма). К таким
религиям принадлежат иудаизм, христианство
и мусульманство, и именно с ними связано
развитие как европейской, так и арабской
философии средних веков.
Структурно моя работа написана следующим образом: вначале располагается введение, содержащей предварительную информацию по теме работы, актуальности данной темы, далее идет Глава 1, в которой дана общая характеристика эпохи Средневековья, в Главе 2 акцентировано внимание на особенностях средневековой философии. Основные философские течения и выдающиеся философы раскрываются в Главе 3. Заключение содержит итоги, подводимые над работой и в конце работы содержится список используемой литературы.
1.Общая характеристика
эпохи Средневековья.
Понятием "средневековье" принято
именовать самый
Средневековье начинает свою историю
со времени падения Западной Римской Империи
в 476 году, но уже в 1 - 4 веках появляются
теологические и философские доктрины
так называемых "отцов церкви". Совокупность
этих доктрин обозначается термином "патристика".
С полным правом "первым теологом"
можно назвать Филона Александрийского,
чья творческая активность пришлась на
первую половину 1 века нашей эры. Филон
вводит понятие "творение".
Этика Филона основана на признании дуализма
души и тела. Филон открывает третье измерение
в человеке-Дух, что нисходит от Бога.
Душа может быть бессмертной в той мере,
в какой взращивает себя в Духе. Таким
образом, не душа, как полагали греки, а
Дух осуществляет сцепление человека
с богом.
Учение Филона Александрийского о Логосе
- сыне Божьем, его утверждения об одинаковой
греховности людей и о принципиальном
их равенстве как "детей Божьих" закладывали
основы христианского вероучения, делали
Филона непосредственным предшественником
христианства. Христианство, которое зародилось
как одна из иудейских сект, вступило на
историческую арену во второй половине
1 века н.э. Первое время христиане, происходившие
в массе своей из самых обездоленных слоев
населения Римской Империи, принимали
учение Христа как данность, не вдаваясь
в спекуляции по его поводу. Ранние христианские
идеологи, такие, например, как Климент,
возглавивший в 190г. христианскую школу
в Александрии, считали, что нет никакой
несовместимости между христианством
и языческой философией. Преемник Климента
по Александрийской школе Ориген в христианстве
видел завершение античной философии
и полагал, что лучшим средством отыскания
оснований и доказательств христианства
служит философия.
В своих теологических (богословских)
разработках отцы греческой церкви основывались
в основном на учениях Платона и Плотина,
а также Аристотеля. Представители же
ранней латинской патристики выступали
против греческой философии. Особенно
активную атаку на философию повел видный
деятель Карфагенской церкви Тертуллиан
(160-220 гг.). Философов он называл патриархами
ереси, а веру в Христа считал несовместимой
с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость
веры и разума, он провозгласил: "Верую,
потому что абсурдно". Точка зрения
Тертуллиана была чужда виднейшему представителю
патристики Аврелию Августину (354-430 гг.),
прозванному Блаженным. Он решил принять
на веру христианское учение, а затем начать
работу по разумному его осмыслению. У
Августина вера не подменяет и не заменяет
разумного понимания, напротив, она стимулирует
и подвигает его. Эта позиция Августина
нашла выражение в формуле: "Верю, чтобы
понимать".
Религиозно-философская система Августина
теоцентрична, ибо проблема Бога и его
отношения к миру является в ней первой
и основной философской проблемой. Августин
обосновывает идею креационизма, утверждая,
что Бог создал мир из ничего, то есть ни
из собственного существа (божественной
субстанции), ни из чего-то внешнего. Рассматривая
проблему воли, Августин приходит к утверждению
ее свободы. Свобода - это свойство воли,
а не разума, как это считали греки. К добру
человека направляет воля Бога, а к греху
человек влечется сам через свою свободную
волю. В этом состоит, по Августину, понятие
божественного предопределения. Божественное
предопределение выступает источником
двух противоположных царств: Божьего
и земного. Августин был первым из мыслителей,
кто предметом своих философских размышлений
поставил проблемы философии истории,
заложил основы теории общественного
прогресса. Смысл и предназначение человеческой
истории Августин видел в победе христианства
во всемирном.
Итак, в патриотический период, в котором
философские элементы платонизма играли
определяющую роль, закладываются идеи
теоцентризма, креационизма, божественного
откровения и предопределения. Эти идеи
определили сущность средневековой философии.
Можно дать следующую периодизацию
средневековой философии: 6-9 века - раннее
средневековье, прямо связанное со становлением
христианской догматики. 6 9-12 века - период
уточнения и углубления христианского
мировоззрения. 13 век - "золотой век"
средневековой философии. 14 век - завершающий
период, знаменующий собой размежевание
веры и разума. Средневековая философия
получила название "схоластика" (буквально
- "школьный", "ученый").
Дело в том, что важным признаком средневековой
философии было влияние "школы", подчиненность
авторитетам. Мерой оценки философских
теорий была Библия. Библейский текст
был началом и концом любых философских
учений.
Поскольку библейские тексты отличались
мистическим, иносказательным характером,
особое значение в средние века приобретала
экзегетика - искусство однозначного толкования
положений Библии. Для этого использовались
все достижения формальной логики, в первую
очередь - аристотелевской. Поэтому в отличие
от патристики, разработка схоластической
философии осуществлялась под влиянием
наследил Аристотеля.
В основе средневековой философии лежат
два принципа, которые исходят из миропонимания,
основанного на религиозной вере. Это
- креационизм как главный принцип онтологии
и откровение как важнейший принцип гносеологии.
Оба принципа связаны между соПроблема
универсалий в средневековой философии.
На развитие гносеологии в средние века
повлиял спор о природе универсалий, то
есть общих понятий, между реалистами
и номиналистами. Согласно реализму, объективно
существуют только общие понятия, постигаемые
сверхчувственным разумом. Реализм общих
понятий является необходимой частью
всей христианской философии и теологии,
так как с его помощью обосновывались
основные положения и вероисповедальные
догматы христианства. Например, Ансельм
(1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский,
который уже при жизни пользовался большим
авторитетом в католическом мире, привлекал
реализм понятий для доказательства бытия
Бога. Это доказательство называют онтологическим,
ибо в нем существование Бога выводится
из одного лишь понятия "Бог" путем
раскрытая содержания этого понятия. Доказательство
слагается из двух посылок. В первой посылке
утверждается, что человеческому уму дано
понятие о Боге как о наибольшем благе.
Во второй посылке говорится, будто понятие
о Боге только как о мыслимом заключает
в себе противоречие. Таким образом, согласно
Ансельму, получается, что признак максимального
совершенства с необходимостью предполагает
объективность существования наивысшего
существа, Подобная точка зрения выражает
позиции крайнего реализма.
Против крайнего реализма выступил каноник
из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские
воззрения наиболее полно передают номиналистическую
концепцию. Согласно номинализму, объективным
существованием обладают только единичные
вещи, а общие понятия - лишь результат
ничего не значащие колебания, звуки голоса,
звуковая оболочка слова. Свою концепцию
крайнего номинализма он применил для
анализа одного из центральных христианских
догматов - Троицы.
Так как общее объективно не существует,
то не мотет быть и никакой божественной
субстанции, которая едина и объединяет
одновременно три божественных лица. В
действительности могут существовать
лишь три самостоятельных Бога. В ходе
полемики между реализмом и номинализмом
разрабатывались и уточнялись все логически
возможные варианты соотношения рационального
и эмпирического, которые впоследствии
станут фундаментом для формирования
основ естественнонаучного знания.
Систематизатором схоластической философии
считается Фома Аквинский (1225-1274). Самыми
важными трудами, подводящими итог его
творческой деятельности и представляющими
своеобразную энциклопедию официальной
средневековой идеологии, являются "Сумма
против язычников", или "Сумма философии"
и "Сумма теологии".
Сам Аквинат обращается к философскому
наследию Аристотеля, пытаясь приспособить
его к учению католической церкви. Основываясь
на положении Аристотеля о том, что общее
существует в неразрывной связи с единичным,
являясь его формой, проблему универсалий
Фома решает с позиций умеренного реализма
Общие понятия существуют "до вещей"
в божественном уме, "в самих вещах"
каких сущность и "после вещей", то
есть в человеческой уме как результат
абстракции.
2. Особенности средневековой
философии. Теоцентризм,
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в
этот период имела два основных источника
своего формирования. Первый из них - древнегреческая
философия, прежде всего в ее платоновской
и аристотелевской традициях. Второй
источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло
Идеалистическая ориентация большинства
философских систем средневековья
диктовалась основными
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности или нового времени.
Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая – разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного». Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию
уже самих ранних христианских философов
от античной, языческой, - это крайне
двойственная оценка человека. Человек
не только занимает отныне первое место
во всей природе как ее царь - в
этом смысле человека высоко ставили
и некоторые греческие
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное он сродни не только им, но и богу.
Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п. Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека? Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всего сущного. Решив создать человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.
3. Основные философские
течения (патристика и схоластика, реализм
и номинализм). Выдающиеся философы: Августин,
Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский,
У. Оккам и др.
Патристика
(от лат. pater - отец) - совокупность теологических
и философских доктрин христианских мыслителей
II-VIII вв. почитаемых в качестве "отцов
церкви". Это и один из двух важнейших
этапов средневековой философии, когда
рассматривались вопросы сущности бога,
отношения к античной философии, цели
человеческой истории (Град Божий), души
человека, зла в земной жизни. В числе важнейших
мыслителей того времени апологеты Тертуллиан
и Ориген, автор сочинения "О граде Божьем" Августин Блаженный,
Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Боэций.
По Августину, мир представляет собой
лестницу существ, восходящих к созидателю.
Особое место занимает человек, обладающий
бессмертной душой. Человек субъективно
действует свободно, но на самом деле через
него действует бог.
Схоластика (от лат.
scholastic - школьный, ученый) - тип философствования,
когда средствами разума, путем рассуждений
человек пытается обосновать принятые
на веру идеи и положения. Философии вменялось
в обязанность рационалистическими (логическими)
рассуждениями обосновывать положения
Священного писания, безусловно принимаемые
за истину. Философия ставилась в позицию
"служанки богословия". + Период схоластики
XI-XV вв. - время становления первых европейских
университетов. Важнейшей проблемой схоластики
была проблема отношения разума и веры.
В то время считалось, что истина уже дана
в священных текстах и надо только верно
истолковать их, Вера ставилась при этом
выше разума. Чрезмерная умозрительность,
следование форме нередко в ущерб существу
дела, копание в мелочах и тому подобные
черты сделали схоластику синонимом долгих
и пустопорожних споров. Метод мышления,
распространенный в средневековой философии
- метафизический (в смысле антидиалектический).
Догматизм как форма косного мышления,
не умеющего видеть изменчивость бытия
и увязывать знания с жизнью - характерная
черта философии этого периода. Догма
- положение, не подлежащее пересмотру,
принимаемое на веру. Церковь строила
систему религиозного учения на догматах,
утверждаемых Вселенскими Соборами и
являющихся Символом веры.
Важной философской проблемой было отношение
общего к единичному. Полемика об этом
известна как спор так называемых реалистов
и номиналистов
об универсалиях, то есть о природе общих
родов и понятий. Реалисты утверждали,
что общие роды - универсалии (древо, человек
и др.) существуют как некие идеальные
формы независимо от человеческого сознания
и материального мира. Такова, например,
была позиция английского философа Ансельма Кентерберийского
(1033-1109 гг.) и многих их сторонников. Тогда
как номиналисты - французский философ
Росцелин (1050-1125 гг.) и др. - считали, что
универсалии - это общие имена конкретных
предметов, которым в реальности ничего
не соответствует. Эти крайние позиции
привели философов, правда много позже
к постижению диалектики единичного, особенного
и общего.
Концептуализм как одно из направлений
в споре номиналистов и реалистов об "
универсалиях" попытался найти "золотую
середину" в решении этого вопроса.
Его ещё часто называют умеренным номинализмом
или умеренным реализмом. На позициях
концептуализма стояли философы умеющие
мыслить диалектически. В первую очередь,
это арабский философ Ибн-Сина (Авиценна)
и французский философ Пьер Абеляр
(1079-1142 гг.). Стремясь преодолеть крайности
реализма и номинализма, Абеляр рассуждал
следующим образом: Существовать реально
могут только единичные вещи. Но вещи могут
иметь не только уникальные свойства,
но и свойства, сходные с другими вещами.
Человеческий разум в состоянии выделить
эти общие свойства в предметах и назвать
их, - так образуются общие понятия, которые
Абеляр называл концептами, т.е. идеями
(отсюда названия течения концептуализм).
Таким образом, концептуализм признает
существование общего и единичного в самих
вещах, но там они существуют в нерасчлененном
виде, слитно (идея, несомненно, диалектическая).
Разум же человека позволяет выделить
из вещей сходные свойства, отвлекаясь
от индивидуальных различий и сформироровать
понятие, т.е. общее в чистом виде. Впоследствии
эту способность человеческого разума
назовут абстрактным мышлением. Учение
концептуализма явилось очень важным
достижением в понимании специфики человеческого
познания. И все-таки взгляды Абеляра нельзя
назвать материалистическими, т.к. он оставляет
место Богу и считал, что наряду с существованием
понятий в человеческой голове они существуют
в уме Бога, выступая в качестве образцов,
по которым он творить вещи, а это позиция
объективного идеализма сродни Платоновскому.
Несмотря на всевластие в духовной жизни
религии и церкви, философы Уильям Оккам
(1285-1349 гг.), Аверрос (1126-1198 гг.) Пьер Абеляр
и другие высказывали смелые философские,
научные идеи и суждения, отстаивали роль
философии в постижении мира и человека.
Одним из крупнейших представителей
философской схоластики был итальянец
по рождению Фома Аквинский
(1225-1274 гг.), явившийся основателем религиозной
философии католицизма, известной под
названием "томизм". Фома Аквинский
- центральная фигура средневековой философии
позднего периода, выдающийся философ
и богослов, систематизатор ортодоксальной
схоластики, основатель одного из двух
господствующих ее направлений томизма.
Исходным принципом учения Фомы является
божественное откровение. Он разграничивает
области философии и теологии: предметом
первой являются "истины разума",
а второй "истины откровения". В силу
того что конечным объектом той и другой
и источником всякой истины является Бог,
не может быть принципиального противоречия
между откровением и правильно действующим
разумом, между теологией и философией.
Однако не все "истины откровения"
доступны рациональному доказательству.
Философия находится в услужении у богословия.
Исходя во многом из учения Аристотеля,
Фома Аквинский рассматривал Бога как
первопричину и конечную цель сущего,
как "чистую форму", "чистую актуальность".
Сущность всего телесного заключается
в единстве формы и материи. Фома канонизировал
христианское понимание соотношения идеального
и материального как соотношение изначального
принципа формы ("принципа порядка")
с колеблющимся и неустановившимся принципом
материи ("слабейшим видом бытия").
Слияние первопринципа формы и материи
рождает мир индивидуальных явлений.
Индивидуальность человека это личностное
единство души и тела, именно душа обладает
животворящей силой человеческого организма.
Душа нематериальна и самосуща: она субстанция,
обретающая свою полноту лишь в единстве
с телом. Личность для Фомы Аквинского
самое благородное во всей разумной природе.
Он придерживался идеи бессмертия души.
Основополагающим принципом познания
он считал реальное существование всеобщего.
По его мнению, всеобщее существует трояко:
"до вещей" (в разуме Бога как идеи
будущих вещей, как вечные идеальные прообразы
сущего), "в вещах", получив конкретное
осуществление, и "после вещей" в
мышлении человека в результате операций
абстрагирования и обобщения. Человеку
присущи две способности познания чувство
и интеллект. Познание начинается с чувственного
опыта под действием внешних объектов.
Но воспринимается не все бытие объекта,
а лишь то в нем, что уподобляется субъекту.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти
в нее лишь в качестве "вида". "Вид"
предмета является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас
во всем своем бытии и внутри нас в качестве
образа.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский
опирался на принцип свободы воли человека,
на учение о сущем как благе, о Боге как
абсолютном благе и о зле как лишенности
блага. Зло являет собой лишь менее совершенное
благо; оно допускается Богом ради того,
чтобы во Вселенной осуществлялись все
ступени совершенства. Важнейшей идеей
в этике томизма является концепция, согласно
которой блаженство составляет конечную
цель человеческих устремлений.
Философские идеи в средние века
чаще всего были облачены в религиозные
одежды. Строго говоря, религия не является
философией. Религия это богопослушание,
сверхъестественная связь человека с
богом. Для религии характерны чудеса,
безудержная вера в догматы. В философии
то и другое ставится под сомнение. В то
же время нельзя не видеть и определенное
сходство религии и философии. Как мы видели
на примере анализа воззрений Платона
и Аристотеля, тема бога не является чуждой
для философии. Поиски единого очень часто
приводят к теме бога. В религиозных воззрениях,
равно как и в любых других воззрениях,
всегда содержатся философские идеи. Именно
с этих позиций рассмотрим христианство.
Нас интересуют новые философские принципы,
развитые в средние века.
Средневековая философия выдвинула
плеяду выдающихся философов: Августин,
Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже
на этом фоне выделяется величественная
фигура Иисуса Христа. Многие считают
его великим философом. Величие это видят
в том, что он выдвинул философию не для
избранных мудрецов, а для всех, образно
говоря, даже для нищих духом, например
для детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гертых В. Свобода и моральный закон
у Фомы Аквинского // Вопросы философии,
1, 1994.
2. Грецкий С. В. Проблемы антропологии
в философских системах Ибн Сины и Фомы
Аквинского. Душанбе, 1990.
3. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.
4. История философии: Энциклопедия. - Мн.:
Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
5. Ляшенко В. П. Философия. М., 2007.
6. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
7. Спиркин А. Г. Философия. М. 2004.
8. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный
заново // Символ. 33. Июль 1995. Париж, 1995.
9. Честертон Г. Святой Фома Аквинский /
Честертон Г. Вечный человек. М., 1991