Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:26, контрольная работа
Антропоморфизм (греч. anthropos - человек и morphe - форма) - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в антропоморфизме особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение антропоморфизма в религии Фейербах. Антропоморфизм связан о анимизмом, тотемизмом и присущ большинству современных религий; в исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимаются попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм и т. д.). Антропоморфность присуща также и отдельным научным понятиям (напр., сила, энергия, управление и т. д.). Однако этот «семантический» антропоморфизм не исключает их объективного содержания.
Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия 3
Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители 6
2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация 6
2.2. Упанишады - как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы 7
2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму 10
2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного "пути освобождения" пять заповедей - ориентации буддизма 15
2.5. Школа Чарвака - "учение, направленное на мир" - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания 26
Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI - IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу 29
Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии 33
Задание №5. Тестовая проверка знаний 35
Список литературы 37
Он признает три желательные цели человеческой жизни (добродетель, богатство и наслаждение), которые должны всячески культивироваться. Его материалистические тенденции видны из того, что он рассматривает добродетель и богатство только как средства наслаждения, которое поэтому и является высшей целью. Утонченность его гедонизма заключается в том, что он придает особое значение самоконтролю и духовной дисциплине {дхарма), а также изысканности, без которых человеческие наслаждения низводятся до уровня животных. Ватсьяяна указывает, что все физические наслаждения, в конечном счете, служат удовлетворению пяти чувств. Далее он утверждает, что удовлетворение этих чувств, как, например, удовлетворение чувства голода, необходимо для существования нашего тела.
Таким образом, мы находим, что учение Ватсьяяны представляет собой индийский гедонизм лучшей его разновидности. Весьма возможно, что мыслителям именно этого направления и присвоено наименование «ученых гедонистов» (сушикшита-чарвака).
Задание третье. Сравните изученный материал с античной философией того же времени (VI-IV вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу.
Фило-софия |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Характерные черты, особенности |
Древнеиндийская |
Буддийская, Сиддхартха Гаутама (Будда) |
«Атомарные» элементы бытия, «чистая мысль», учение о «4 благородных истинах». |
Против преобладания внешних форм религиозной жизни, отрицает потусторонность освобождения, нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа |
Джайнская, Вардхамана |
Ведийский реализм |
Реалистическая классификация бытия, а также теория познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическая этик | |
Миманса |
Обрядовая сторона Вед |
Систематизация правил истолкования ведийских текстов, притом преимущественно связанных с торжественным, «официальным» ритуалом; разрабатывается, в полемике с буддистами, теория познания мимансы, в которой Веда, как сакральное слово, противопоставляется другим средствам познания в качестве единственного источника знания религиозного долга – дхармы, а также обосновывается своеобразное учение о вечности (несозданности) слова | |
Веданта |
Мистическая сторона Вед, концепция Брахмана-Слова, в которой источником бытия признается онтологизируемая «речь» (шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее «потенций» (категории бытия, времени, пространства, действия и т.д.) |
Обосновывается положение о реальности только неизменного Бытия, объявляется весь видимый мир в конечном счете иллюзорным, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения | |
Санкхья |
Пуруша, пракрити |
В семидесяти двустишиях выкристаллизовались древние учения о дуализме чистого субъекта и первоматерии всех феноменальных форм, последовательности исхождения из нее других начал космоса, представлены классификации состояний сознания индивида, объяснения его перевоплощений и «освобождения», опирающиеся здесь уже на «выверенную» теорию познания | |
Йога |
«Менталитет», «мыслительное вещество», ишвара |
«Обособленность» духовного начала | |
Ньяя |
Подробная классификация источников знания, основных этапов познавательного процесса, способов дискуссии и логических ошибок, но также и обоснований субстанциальности духовного начала (Атман), объективности времени и пространства, целого помимо частей и ряда других основоположений реалистической онтологии | ||
Вайшешика |
«Потенция», «непотенция», «общее в особенном», «небытие» |
Базировалась на метафизике шести категорий бытия (субстанция, качество, действие, общее, особенное, «присущность»), которая служила и своеобразным онтологическим введением в ее физику, формулируется атомистическая концепция мира, вводится божество-демиург | |
Чарвака, Брихаспати |
Теория наслаждений, «Кама-сутра» |
Отвергая авторитет
вед и проповедуемые ими | |
Древнегреческая |
Циники, Антисфен |
«Жить согласно природе» |
Счастье – возвращение в мир природы |
Милетская, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен |
Вопрос о сущности мира, материализм |
Мир как материальный, они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен | |
Элеаты, Ксенофан, Парменид |
Бог как сущее, отличное от людей, совершенное единое бытие |
Бог становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное. Из действительного мира, из области бытия полностью исключается движение | |
Пифагорейская, Пифагор |
Взаимоотношения чисел |
Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей | |
Скептики, Пиррон |
Безрадостность земного существования, отсутствие привязанностей |
В основе лежит основополагающий принцип скептицизма, сомнение во всем должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений | |
Софисты, Протагор |
Ничего не существует в этом мире |
Высказывания не наполнены содержанием, а представляют пустые рассуждения, не приводящие к какой-либо цели. Предметом рассуждения служат какие-нибудь незначительные факты, совершенно не заслуживающие внимания. Мышление в силу этого оказывается совершено бесплодным. Бесконечные и бессодержательные рассуждения не приводят к цели. Все высказывания построены правильно, но лишены конкретного смысла | |
Эпикурейцы, Эпикур |
Главная проблема человечества – страх; Цель жизни - удовлетворение низменных страстей и получение низкопробных удовольствий |
Истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других | |
Стоики, Зенон |
Идеал – сверхчеловек – мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье» |
Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь | |
Циники, Антисфен |
«Жить согласно природе» |
Счастье – возвращение в мир природы |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром, и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества – религии Древней Индии и, в частности, в одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддийские религиозные построения» (Живое вещество. М., 1978. С. 44).
1. Как называется это чувство слитности человека с природой?
Чувство слитности человека с природой называется синкретизм.
2. Какой принцип взаимоотношения человека с миром в буддизме оно определяет?
Принцип космоцентризма определяется в синкретизме во взаимоотношениях человека с миром в буддизме.
3. Каково место человека в этой картине мира?
В этой картине мира человека находится в центре вселенной (космоса).
4. Сравните данную
позицию с той, которая
Вся цивилизация древней Индии была в основе своей строго религиозной; наука и религия не были разделены как в наше время, а, дополняя одна другую, составляли одно неразрывное целое, которое вернее всего назвать всеобъемлющей мудростью. Мудрость древних не ограничивалась изучением одних видимостей, она искала познать невидимые причины видимых явлений; изучая человека, она стремилась раскрыть истинный смысл и цель его жизни, не только земной, но и потусторонней, определить его место в мироздании и привести его внешнюю и внутреннюю жизнь в гармоническое сочетание с жизнью Вселенной. Во главе народа стояли мудрецы, (Посвященные); учения их передавались преемственно от одного другому и велись в течение многих веков по одному плану, с одной и той же целью: познать смысл и цель мировой жизни. Мудрость Посвященных, недоступная пониманию народной массы, оставалась эзотерической, тайной, для того, чтобы оградить ее от искажений и злоупотребления; для приобщения к ней требовалась высокая степень умственного развития и нравственной чистоты. Эти эзотерические учения представляют собой единственный ключ к верному пониманию как религии, так и цивилизации древнего Востока. Без этого ключа истинный смысл Браманизма остается непонятным.
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы; пятые - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Спецификой греческой
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1. Как соотносятся понятия «философия» и «мировоззрение»?
б) мировоззрение – часть философии.
2. Укажите соотношение между эпохой и господствующим типом мировоззрения
а) теоцентризм
б) антропоцентризм
в) космоцентризм
г)антропокосмизм
3. Завершите определение:
«Философское учение»,
4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: Чего не пожелаешь себе, не делай другому»?
в) Конфуций.
5. Завершите определение: «Философское учение, предметом следования которого выступает мораль, называется локаята.
6. Впишите пропущенное слово: «Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «откровения» и примыкающие к Ведам, как объяснение их изотерического (тайного) смысла».
7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму?
в) локаята (чарвака)
8. Основное средство постижения истины и философии:
а) созерцание
9. Впишите ключевые
слова: «Отличительной
10. «Если кто-либо хочет
овладеть миром и
Назовите принцип
а) принцип преобразования.
Список используемой литературы:
1. Бучило Н.Ф., Кириллов
В.И. и др. Философия в двух
частях. Часть 1: История философии.
- М.: Юристъ, 2002.
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров
К. С. - История философии. - М.: Просвещение,
2004.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.:
Гардарика, 2003.
4. Философский энциклопедический словарь
/ под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Инфра-М, 2001.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и
средневековой философии. - М.: Высшая школа,
2003.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики
до современности. - М.: ТД "ГРАНД",
2002.