Контрольная работа по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Период средневековья занимает длительный отрезок истории Европы - от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений, ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Содержание работы

1.
Средневековая христианская философия…………….………………………….
стр. 3

2.
Материя и ее основные свойства…….…………………………………………..
стр. 8

3.
Познание. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.…………
стр. 13

5.
Список используемой литературы…………………………………………….…
стр. 19

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

В субъективно-идеалистической философии  Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к совокупности (комплексам) ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют её.

В материалистической философии также  существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес из Милета (начало и середина VI в. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева.

Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим".

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (V в. до н.э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях.

Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов  Левкиппа и Демокрита (IV в. до н.э.)  Материя отождествлялась ими  с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает "неделимый") . По Демокриту, бытие  складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение.

Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных  школах философского материализма вплоть до начала ХХ века.

Наиболее глубокие революционные  изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. К числу важнейших  открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились: обнаружение рентгеновских лучей (1895), радиоактивности урана (1896, А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон) К 1903 году были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов. Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках механической картины мира не удавалось.

Все это привело к коренному  пересмотру прежних устоявшихся  представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического  материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опровержения материализма в свете новейших выводов естествознания.

В действительности произошло не крушение материализма как такового, но крах лишь его конкретной, первоначальной формы. Ведь материя, понимаемая как некая неизменная сущность вещей - это материя без движения, категория материализма недиалектического. Материализм же диалектический рассматривает материю как материю движущуюся. Соответственно этот тип материализма не связан с конкретным содержанием физических представлений. Существенно для него лишь то, что движущаяся материя - это субстанциальная основа действительности, отражаемая человеческим сознанием. Единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством  свойств. Её важнейшими свойствами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Принципиально важным является ответ  на вопрос о том, в каком отношении  пространство и время находятся  к материи. По этому вопросу в  философии существуют две точки зрения.

Первую из них  обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Такие же взгляды у Ньютона и на время.

В данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна.

Пространство и время как  неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность.

 Основными свойствами пространства  являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех  возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность. (равноправие всех моментов) ,, одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени  проявляются всякий раз особым образом  в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность  обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Движение в самом широком  его понимании представляет собой  единство моментов перемещения вещей  и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что матерая не может существовать без движения. В свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля) В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение – производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом  важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость  его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления  в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления)

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает  какое-либо рассуждение о начале или конце движения. По мнению диалектиков-материалистов - движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии.

В-четвертых, движению свойственна  абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм  не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с  определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы.

Современная классификация форм движения материи включает:

    • пространственное перемещение
    • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц
    • гравитационную форму движения
    • сильное (ядерное) взаимодействие
    • слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона)
    • химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов)
    • геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т.д.)
    • биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.
    • социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе)

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи.

 

 

3. Познание. Рациональное  и чувственное познание. Теория истины.

 

Теория познания исследует природу  человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир в принципе?

В попытке ответить на него можно  обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты, утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм, - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением.

Информация о работе Контрольная работа по философии