Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:
1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм
2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.
3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.
Введение
1. Эмпиризм философии Нового времени.
2. Рационализм философии Нового времени.
3. Назовите основные социально-политические концепции в фило-
софии Нового времени, перечислите сходства и различия концепций
Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и сво-
бодах личности.
Заключение
Список используемой литературы:
Рационализм (от лат. ratio
– разум) – направление философской
мысли, ориентировавшееся на математику,
рассматривающее разум как
Французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) так же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.
Декарт не только был великим философом, но и гениальным естествоиспытателем.
В отличие от Френсиса Бэкона, который
обращался к опыту и
В основе философии Декарта лежит
дуализм души и тела, мыслящей и
протяжённой субстанции, которые
сотворены богом и
Механистическая черта его мировоззрения проявляется в рассмотрении мира как совокупности различных механизмов.
Главным средством достижения знаний считал интуицию и дедукцию.
Важнейшим положением его методологии и гносеологии, а также главным принципом рационализма стало понятие интуиции.
Интуиция – это способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.
Декарт склонялся к тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий.
Интуиция – прочное, отчётливое понятие «ясного и внимательного ума». Она более достоверна, чем сама дедукция. Интеллектуальная интуиция является отправным моментом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Определённая интуиция является началом каждой из таких цепей.
Дедукция в отличие от интуиции характеризуется опосредованностью при получении истины. Непрерывность – признак истинной дедукции. У интуиции перед дедукцией имеется преимущество в непосредственности.
Эти положения являются опорными пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному приходит к постижению истины.
Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижения истины:
1. За истинные считать такие положения, которые не вызывают никаких сомнений.
2. Разделять сложную проблему на части, частные проблемы.
3. Методически переходить
от доказанного к
4. Не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.
Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности всего существующего мира.
Сомнение – это
акт мышления, который является достоверным
сам по себе и Декарт утверждает,
что безусловные
Естественный свет разума выявляет достоверное существование высшего разума – бога.
В познавательной деятельности Декарт усматривал три класса идей, не одинаковых по своей роли:
1) идеи, которые каждый
человек получает извне.
2) образуемая на основе
идей первого рода разновидност
3) наиболее важная
разновидность идей, называемая
им врождёнными. Они считались
совершенно не зависимыми от
внешних предметов,
Философия Декарта получила
название дуалистической, так как
в ней постулируется
Декартова программа построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением абсолютно божественной, субстанции – природе. Субстанция для Спинозы – непосредственно данная, сущность которого заключает в себе необходимое существование, она есть причина самой себя. Свойства субстанции: вечность во времени и её бесконечность в пространстве. Так, понятая субстанция есть то, что называют природой или богом. Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных знаний. Его мировоззрение носит пантеистический характер. Бог, согласно Спинозе, как бы растворяется в природе, которая есть вечное творческое начало. Только природа в целом, или субстанция, существует необходимо, только её сущность включает в себя существование. Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты качества, выражающие её сущность, и способы, посредством которых она выражает своё бытие, бесконечны. Человек познаёт субстанцию через два её атрибута – протяжённость и мышление.
Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы, определённые состояния единой субстанции, или её конкретные предметы и явления, которые существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к другу, то есть, в конечном счете, к самой субстанции.
Субстанция и её атрибуты составляют собой природу производящую, или природу произведённую. Субстанция выражает единство мира, а модусы, или состояния субстанции, - его многообразие. Единство и многообразие – две стороны одной и той же природы.
В рамках многообразия каждая вещь, рассматриваемая как модус субстанции, есть одновременно и тело (модус атрибуты протяжения), и соответствующая этому телу идея – модус атрибута мышления. Самый сложный модус субстанции – это человек, которому соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело.
В противоположность Декарту, утверждавшему о существовании у человека врожденных идей, Спиноза категорически отрицает их наличие. Вместе с тем он признаёт врожденную способность приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний.
В работе « Трактат об очищении интеллекта» Спиноза различает четыре способа приобретения знания, которые исчерпывают, по его мнению, всю познавательную деятельность человека.
1. Получение знания понаслышке. Этот способ Спиноза сразу же отбрасывает, так как этот метод религии, которая ссылается на авторитет Священного писания и священного предания.
2. Приобретение знания
из беспорядочного опыта, т.е.
опыта, который не
3. Приобретение знания
заключается в нахождении
4. Познание через сущность
вещи. Только этот способ познания,
который Спиноза называет
Интуиция у Спинозы – не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Только интуитивным путем, по мысли Спинозы, безошибочно познаем существо вещей.
Познание субстанции и познание модусов принципиально различны. Если в отношении модусов опыт имеет существенное значение, то в отношении субстанции и её атрибутов он не существен.
Итак, Спиноза ограничивал познавательные возможности опыта несущественными свойствами вещей, тогда как их сущность может быть познана только рациональным путём.
Учение о субстанции – это учение о человеке, о его нравственности, о мудром восприятии жизни.
«Свобода есть познанная необходимость», - так сформулировал Б. Спиноза путь человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и переходящий характер перипетий своей жизни.
Великий немецкий философ и математик, открывший дифференциальное и интегральное исчисление, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад.
« Монада, - согласно Лейбницу, - есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей»
Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным путем.
Являясь духовными сущностями,
находящимися в деятельном состоянии,
монады имеют собственную
1)монады низшей степени развития, которые обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы;
2)монады – души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный животный мир;
3)монады – духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Они определяют природу человека.
Рационализм в учении Лейбница о монадах выразился в том, что постичь монады можно только разумом
Столь же рационалистической является и теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма.
Он выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта».
1)«Истины разума»
2)«Истины факта» не
обладают необходимостью и
Рационалистическая система Г.В. Лейбница явилась завершением рационалистической тенденции в философии XVΙΙ в. и предшественницей немецкой классической философии.
Семнадцатое — восемнадцатое столетия — это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. Новое время открывает новую эпоху в историческом развитии европейской экономики и права. Возникает насущная необходимость в территориально масштабных государствах, имеющих возможность обеспечить функционирование не только внутренних, но и международных связей (экономических, политических, культурных и т.п.).
Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универсального права стала признаваться философия, а не римское право.
Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естественном праве получает новую окраску. Во-первых, оно освободилось от богословскихтрактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным. В нем начинают усматривать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII —XVIII столетий .
Социально – политические концепции в философии Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т.Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.
Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти. Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.