Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Основным содержанием сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. Проблема познания признана одной из главных философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Содержание работы

1 Структура и динамика познавательного процесса
2 Типы политических режимов
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

познание.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Структура и динамика познавательного процесса 3

2 Типы политических режимов 

Список использованных источников 

 

1 Структура и  динамика познавательного процесса

 

 

Основным содержанием  сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. Проблема познания признана одной из главных философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение  нового знания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого  познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления  о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в  связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения  и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и  остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное  знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти  многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области  других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая  подводит к агностицизму, заключается  в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем  сведения лишь в том виде, какой  он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам  по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести  явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят  из принципа, что все в мире скоротечно, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще  большей зыбкости подвержены оценочные  суждения.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: "Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ".

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая  принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности  знаний. Человек, движимый стремлением  к знанию, говорит: "Я не знаю, что  это такое, но надеюсь узнать ". Агностик же утверждает: "Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ". Однако в раз умной  мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а  это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание сомневается. Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов  или характеров знания.

Житейское познание и бытовое  знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит  эмпирический характер и лучше согласовывается  с жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника  иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко  тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное  познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает  именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или  иное утверждение становится научным  лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

К научному познанию также  тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в  основном в целевой установке. Цель научного познания открытие закономерности. Цель практики создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует  человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой  в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а  не на понятии. Восприятие художественного  образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего  собой и сферу настоящего, и  сферу прошлого, а иногда и будущего.

Познание предполагает раздвоенность  мира на объект и субъект. Субъект  представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все  социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически  выделяются группы индивидов, специальным  назначением и занятием которых  является производство знаний, имеющих  особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом  которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные  индивиды, способности, талант и гений  которых обусловливают их особо  высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся  в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определенном смысле "собственностью " субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное  отношение. В современной гносеологии  принято различать объект и предмет  познания. Под объектом познания имеют  в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет  познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако, каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек  является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия  и предпосылки своего исторического  существования. Следовательно, объект социально - исторического познания не только познается, но и создается  людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается  вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.

 

 

2 Типы политических  режимов

 

 

В политических режимах сочетаются в определенной пропорции два  основных начала организации государственной  власти:

Принцип авторитарности - односторонние централизованные властные начала: безусловное подчинение решениям центральных органов, жесткая (нередко жестокая) дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных. В общественной жизни действует принцип "разрешено только то, что прямо установлено в законах государства".

Принцип демократизма - характеризуется  равноправием властных структур и общества; в организации государственной  власти преобладает соглашение сторон в принятии решений, свобода выбора вариантов поведения, взаимная ответственность  государства, общества и личности; наличие  самоуправления в решении местных  вопросов. В основе взаимоотношений  общества и государства - дозволения по принципу "разрешено все, что  прямо не запрещено законом".

Поскольку в мире существует огромное количество политических режимов  в различных странах, отличающиеся друг от друга по определенным параметрам, то в основе их классификации и  лежат два вышеназванных принципа. На основе анализа исторической практики развития человеческой цивилизации  выделяются три основных типа политических режимов: тоталитарные, авторитарные и  демократические. Первые два, естественно  относятся к недемократическим.

 

 

2.1 Тоталитарный  политический режим

 

 

Предпосылки тоталитаризма  достаточно разнообразны - это усложнение общественных связей и взаимозависимости  индивидов, нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством; этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовая эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий бедствия и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Все эти и некоторые  другие, благоприятные для тоталитаризма  факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих  политических условий. К ним относится, прежде всего, появление тоталитарных движений и партий нового типа - предельно идеологизированных достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их руководителям, вождям.

Тоталитаризм как реальный общественный строй существенно  отличается от лежащей в его основе теоретической модели, ибо она, как  и всякая другая утопия, осуществима  лишь при условии глубочайших, принципиальных искажений, диктуемых реальной социальной средой, логикой политической борьбы, корыстными интересами власть имущего  слоя, "революционной целесообразностью".[4, с.60]

И все же тоталитарный строй, в отличие от других возникших  естественным, преимущественно стихийным  путем социальных систем, например, капитализма, создается целенаправленно, на основе определенного идеологического образа. Он, - в конечном счете, порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт тоталитаризма отправным пунктом является анализ лежащей в его основе идеологии и общественного сознания в целом.

Именно в идеологии  тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в  тоталитарную общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение  граждан и государственную политику.

Можно выделить основные черты  тоталитарного строя. Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и, по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п.

В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым  не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера  секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и  репрессий.

Индивид попадает в тотальную  зависимость от государства, без  которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования, работу, жилище и т.д. Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, подпадает под ее тоталитарный контроль. Делается попытка сформировать адекватный этому строю тип личности - "нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради "общего дела".

В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего  типа. Она использует безальтернативные  формы демократии, создающие видимость  всенародной поддержки, но не позволяющие  оказывать реальное влияние на процесс  принятия решений. С помощью псевдодемократических  институтов власти обеспечивается высокая  формальная политическая мобилизация  и партинизация (участие), например 99,9-процентное участие в выборах, плебисцитах и т.п.

Отличительными чертами  тоталитаризма в экономике являются этапизация хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полная ликвидация частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, введение планирования и командно-административных методов управления. Тоталитаризм устанавливает монополию государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами и самим человеком.

Названные выше и некоторые  другие черты в большей или  меньшей мере присущи всем тоталитарным государствам. Однако у таких государств имеются и существенные отличия, что позволяет выделить несколько  важнейших разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 году. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку он предполагает полное уничтожение частной собственности, а значит и всякой анатомии личности, абсолютную власть государства.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»