Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:33, контрольная работа
В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов[1].
1. Предмет философии 3
2. Герменевтика 4
3. Философское учение о бытии 5
4. Проблема оптимизма и пессимизм в гносеологии 7
5. Трудности решения проблемы сознания 8
6. Бренность и бессмертие человека 10
7. Понятие «общество» 13
8. Информационно-техническое общество: проблемы и перспективы 14
9. Интеллектуальная интуиция- это... 15
10.Культура- это... 16
Список использованной литературы 18
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши, мысли чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя вытащить из этой содержательной связи, потому что вне нее оно не существует. Трудности исследования сознания связаны с тем, что оно выступает в виде особой не материальной реальности. Поэтому-то вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его « шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти шаги мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить на вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить сам феномен сознания.
Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались описать ее, сравнив с другой формой связи понятной им по опыту, повседневной жизни. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон и Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на дощечке разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора.
Другая особенность сознания – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир была разработана в культуре христианства. Необходимость общения с трансцендентным Богом формирует соответствующую практику общения – молитву. Молитва предполагает погружение в себя, отключение от потока чувственных восприятий, освобождение от диктата тела. Появляется отличное от античности понимание души, душа – это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него.
Наряду с молитвой возникла практика исповеди, стимулировавшая умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. В процедуре исповеди способность к самооценке закреплялась институционально. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, христианские философы и богословы, по сути, открыли новую грань проблемы сознания. Сознание - это не только знание о внешнем мире, но и, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Если в античности точка отсчета для изучения сознания находилась вне внутреннего мира человека – такой точкой отсчета выступали внешние вещи, то теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Бл. Августин(начало V в.н.э.), на которого оказал большое влияние греческий философ-платоник, основатель неоплатонизма - Плотин (III в.н.э.) [5].
В философии Нового времени
происходит переход от понятия души
к категории сознания. При этом
имеет место абсолютизация
Раньше или позже жизнь человека завершается смертью. Но нет никого кто не подошел бы к этим новым воротам, открывающим для людей путь в неведомое. Собственно в древних мифология людей называют смертными, стало быть имеющим и начало и конец, проходящие строго отмеренный путь неизвестно кем отмерен.
Атеизм полагает что за гробом нас ждет Ничто. Его очень трудно описать, это просто отсутствие сознания, чувств, ощущений.
Христианство считает, что в посмертьи нас ждет Божий Суд и вечное блаженство либо вечные муки нашей бессмертной души вместе с воскресшим вечным телом.
Буддизм обещает нам новые многократные рожденья на свет со всеми сопровождающими их земными мучениями и проблемами.
Теософско-эзотерическия учения обещают человеку долгое и упорное но светлое восхождение по ступеням тонких миров, целенаправленную цепь перерождений, каждое из которых вносит свою лепту в приближение к гармонии с Абсолютом.
Так говорят разные концепции, но прямого опыта смерти у большинства людей нет. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать её предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Размышления над этим вопросом для многих людей становится исходным пунктом выработке того, что принято называть основной «линией» жизни, подчиняющей себе поведение и поступление человека на разных уровнях – будь то общество в целом, трудовой коллектив, семья или близкие друзья.
Но даже если человек
руководствуется в этой жизни
определенными нравственными
И возникает вопрос что жизнь его единственная и неповторимая, в какой-то мере уравнивается с жизнью тех кто живет бесцельно, бессмысленно, безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость. Не теряется ли, в следствие этого смысл определения нравственности в категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни и смерти.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются религиозные учения, искусство и многочисленные направления философии. Вопрос о смысле жизни и смерти есть вопрос о предназначении человека. Это речь о триаде: жизнь-смерть-бессмертие. Наибольшее внимание уделялось смерти и бессмертии. Смерть и потенциальное бессмертие самая сильная приманка для философствующего ума, так или иначе все жизненные дела соизмеряются вечным.
Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия – биологическое. Давно уже была высказана теория панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует космический акцент жизни.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете с её биосферой равно и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа по факту самого рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а человек предстает как малая живая частица этой Вселенной. Чувство «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе.
Второе измерение проблемы
жизни, смерти и бессмертия связанно
с уяснением специфики
Чаше всего полагают, что дело в самом факте осознания предстоящей смерти, мы знаем что умрем и лихорадочно ищем пути к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успевая воспроизвести новую жизнь и послужить удобрением почвы для новой жизни. Человек же пожизненно обречен на мучительные раздумья о смысле жизни и её бессмысленности, изводит себя и вынужден топить эти мысли в вине или наркотиках.
Но как быть со смертью новорожденного ребенка, который не успел ещё ничего понять или умственно отсталого человека который не в состоянии ничего понимать. Считать ли началом жизни момент зачатия или момент рождения. Известно что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим сказал, чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного льва. Безвестная и никого не трогающая кроме матери, смерть маленького существа от голода в Африке, и пышные похороны всемирно известных людей пред лицом вечности не имеют различий.
Очевидно специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо не связанны с успехами и достижениями данного человека с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте бесспорно трагична, но при этом нет оснований что их последующая жизнь дала бы миру нечто ещё более гениальное. В этом смысле жизнь и смерть не охватываются категориями рационального познания, не укладываются в рамки детерминистической модели мира и человека.
Третье измерение этой проблемы связанно с идеей обретения бессмертия. Это идея рано или поздно становится в центре внимания человека если он уже в зрелом возрасте. Выделяют несколько видов бессмертия:
Первый вид бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Одним из мощных влечений человека является увидеть себя в детях, внуках и правнуках. Таким образом обессмертить себя.
Второй вид бессмертия мумификация тела с расчетом на его вечное хранение.
Третий вид бессмертия – это упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной вхождение в космическое тело и вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской.
Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Научные открытия, создание гениального произведения в литературе и искусстве, выдающаяся военная победа и много других заслуг всё это оставляет имя человека в памяти народной.
Пятый путь в бессмертие
связан с достижением различных
состояний, которые наука называет
«измененные состояния
Смысл смерти и бессмертия решаются различно в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие человека мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. В сущности земная жизнь является только приготовлением к жизни вечной. По образному выражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже плещет над другим миром».